Для начала короткое описание фильма для тех, кто не смотрел. Взято с Иви:
Жасмин – светская львица, живущая в Нью–Йорке, сладкая жизнь которой является объектом зависти ее подруг и просто читателей светской хроники. Но в один не самый прекрасный для Жасмин вся ее жизнь внезапно рушатся. Она теряет работу, ее брак с бизнесменом-миллионером разваливается. Казалось бы, жизнь кончена. Но она находит в себе силы жить дальше. Женщина переезжает из роскошного особняка к своей сестре, в маленькую квартирку в Сан-Франциско. А в этом ей помогает ее обиженная жизнью сестра Джинджер, про которую Жасмин, красотка с Манхэттена, и не вспоминала последние несколько лет.
Добавлю к этому описанию несколько важных фактов:
- Жасмин не находит в себе силы жить дальше, а пытается жить так, будто бы ничего не произошло. Она не может смириться с потерянными деньгами, не может принять обычных мужчин без большого кошелька в качестве своих ухажеров. Вся ее настоящая жизнь - бегство от реальности, из-за которого и возникает психическое расстройство, развитие которого мы наблюдаем в фильме. Жасмин не может жить без таблеток, говорит сама с собой, периодически теряет контроль над дыханием и постоянно потеет.
- Действие кино разворачивается в двух разных временных отрезках параллельно. С одной стороны - прошлая жизнь Жасмин в шикарном особняке, с благотворительными вечерами и богатым мужем. С другой - настоящая жизнь, где она, обанкротившись, живет у своей сестры и пытается всё уладить.
- Муж Жасмин оказался мошенником, все богатства которого были нажиты на лжи и обмане. Но ближе к концу фильма становится ясно, что Жасмин догадывалась о его махинациях, и это не мешало ей жить эту иллюзорную жизнь.
- Жасмин - ненастоящее имя главной героини. Её звали Жанет, но она поменяла имя на Жасмин, потому что то ассоциируется у неё с цветком.
- Джинджер - не родная сестра Жасмин. Они обе выросли в одной приемной семье после детского дома, но их биологические родители - разные.
- Однажды Джинджер с ее тогда ещё мужем выиграли в лотерее 200 000$, но её сестра Жасмин предложила отдать эти деньги в управление её мужу-миллионеру, чтобы тот распорядился деньгами как надо и приумножил их. Сама Джинджер с мужем - из простых, и не разбираются в том, как строить бизнес, приумножать капитал, поэтому они соглашаются. Но деньги пропадают вместе со всем капиталом, который был в семье Жасмин и её мужа, и таким образом, Джинджер и её муж теряют свой единственный шанс на лучшую жизнь.
В начале фильма режиссер даёт нам важные вводные - обе сестры из детского дома, воспитывались в приёмной семье, но как признается Джинджер, приёмные родители всегда выделяли Жасмин, потому что у неё "гены лучше".
Здесь важно сразу сказать о разнице в характере двух сестер.
Джинджер - лёгкая, живая, позитивная, несмотря на то, что живёт простую жизнь: работает продавцом в продуктовом магазине, растит сыновей одна после развода с мужем и встречается с небогатым мужчиной, любителем пива и пиццы.
Жасмин - видит себя достойной только самого лучшего, не может обойтись без брендов, не переносит "обычных мужчин", никогда не планировала работать и бросила образование, не ожидая, что когда-то жизнь заставит её зарабатывать деньги.
Давайте поразмышляем, какой отпечаток наложил детский дом на двух сестёр и почему они такие разные, несмотря на то, что воспитывались в одной приёмной семье?
Самый главный "результат" детского дома, который показывает нам режиссёр - это то, что обе девушки имеют зависимость от отношений. Для них обеих быть с мужчиной - задача №1, потому что на мужчину спроецирована роль родителя. Причиной тому - травма отвержения, брошенности, которую они пытаются "залатать" отношениями. Но как по-разному они подходят к этой задаче!
Джинджер не имеет больших притязаний на то, каким должен быть мужчина. Её новый избранник после развода - обычный работяга со склонностью к выпивке и без каких-либо манер. Он любит Джинджер и готов воспитывать её детей, и этого ей достаточно.
Жасмин же считает её ухажёра "неудачником", отказывается идти на свидание с его другом, потому что она привыкла к мужчинам с кошельком и статусом. Именно таким был её бывший муж.
Обе они нуждаются в мужчине-родителе, но приёмные родители любили их по-разному. На Жасмин были большие ставки, и она пытается соответствовать ожиданиям своих интроецированных родителей, ведь только так она может поддерживать их любовь к себе.
Согласно психоанализу, мы можем интроецировать внутрь себя значимые фигуры и жить так, будто бы вся жизнь - попытка доказать что-то этим интроецированным фигурам, не дифференцируя себя от этих фигур (будто бы эти фигуры - и есть я).
Можно с уверенностью предположить, что в детстве у Жасмин сформировались защиты, которые Нэнси Мак-Вильямс называет "всемогущий контроль" и "примитивная идеализация". Точнее сказать фантазия о всемогущем контроле (родители считали, что у нее хорошие гены и верили в ее "особенность") перетекла в примитивную идеализацию. Она искренне верила в могущество того, от кого зависела, поэтому бросила учебу, как только вышла замуж, отказавшись от возможности самой всё контролировать. Для защиты всемогущего контроля характерна убеждённость в том, что человек может сделать всё, что придёт ему в голову. Но она не хочет добиваться этого своими руками, она бессознательно выбирает мужчину, который подарит ей жизнь мечты. Она проецирует на него свою собственную фантазию о всемогущем контроле.
"Для людей, в чьих личностях доминирует всемогущий контроль, главной заботой и источником удовольствия является победа над ближним любой ценой. Такие люди часто встречаются в отраслях, которые требуют хитрости, готовности подчинять нужды других главной задаче - сделать своё влияние ощутимым. Их можно найти на лидерских позициях в бизнесе, политике и на других поприщах, где предоставляется возможность обладать неограниченной властью" Нэнси Мак-Вильямс
Таким она видела своего мужа. И т.к. ранние фантазии о собственном всемогуществе постепенно могут заменяться фантазиями о всемогуществе других фигур, от которых зависит человек, то мы можем говорить и о защите примитивной идеализации. Здесь человек становится способным наделять особой ценностью и силой людей, от которых он эмоционально зависит.
Так, она идеализирует мужа, не замечает его многочисленных измен и полностью игнорирует то, что все богатства добыты с помощью мошенничества. А ведь заметить и то, и другое не составляло большого труда. Муж постоянно предлагал ей подписать документы, которые она подписывала даже не читая (вероятно вытесняя из своего сознания факт его мошенничества по принципу "меньше знаешь - крепче спишь").
А что касается измен - об этом знали все вокруг, кроме неё самой. В фильме была сцена, где в спортзале между ней и мужем состоялся такой диалог:
А вот к Джинджер приёмные родители относились проще, от неё не было никаких завышенных ожиданий, поэтому у Джинджер нет никакой фантазии о всемогуществе. Конечно, она бы хотела жить более комфортную жизнь, но она вполне может довольствоваться и малым. Главное, чтобы рядом был мужчина, который позаботиться о ней и детях, даже если жизнь с ним - это пить пиво, есть пиццу и периодически ругаться.
Дальше поговорим о расстройстве Жасмин.
Как мы видим по ходу развития сюжета, расстройство начинает проявлять себя не когда она "узнала", что её муж - мошенник, а когда ей стало известно о его изменах. Именно это вызывает первые "приступы" и повергает её в шок. Она не может смириться, что муж уходит от неё к какой-то французской гувернантке.
Так, в разговоре с детьми Джинджер Жасмин сама признается: "Нужно быть идиотом, чтобы не понимать, откуда у Хэлла деньги. Но измена есть измена"
Кстати, примечателен и тот факт, что Жасмин проводит единственный откровенный и честный разговор о своей жизни именно с детьми. Она рассказывает свою историю детям, потому что они еще мало что понимают, и потому не могут ее осудить. Больше ни с кем она не была полностью искренна за весь фильм.
Но вернёмся к уходу мужа к гувернантке. Он признается, что любит её. И у Жасмин случается первый приступ, после чего, когда её муж уходит - она звонит ФБР и сдаёт его. Она не может выдержать унизительность своего положения и не может допустить, что муж уйдёт от неё к какой-то простушке. Она проживает заново травму отвержения (как когда-то, когда её биологические родители стали причиной того, что она попала в детдом), и вместе с этим её эго не выдерживает "унизительности" самой причины разрушения брака.
Таким образом, психологическое расстройство Жасмин начинает своё развитие со сцены выяснения отношений с мужем, а продолжает, когда она оказывается без денег, в другом городе (потому что оставаться в родном городе было позором для её самооценки) и в доме своей сестры.
Примечательно, что Жасмин прилетает к сестре первым классом, признаваясь удивившейся сестре, что просто не может по-другому. И здесь мы начинаем замечать другую важнейшую сторону её расстройства:
Жасмин не просто не принимает, она отрицает реальность и создаёт в своей голове фантазийный мир.
Мы можем предположить, что этот паттерн берёт своё начало ещё из детского дома. Возможно, именно там она спасалась от жестокой реальности с помощью своих фантазий.
Так, например, когда Жасмин знакомится с богатым ухажёром на одной из вечеринок, она рассказывает ему, что работает декоратором (это не правда, она только мечтает отучиться на декоратора и работать им в будущем), и что ее муж был хирургом и умер из-за проблем со здоровьем, вызванных профессиональным стрессом (в то время как на самом деле он повесился в тюрьме).
Жасмин рассказывает потенциальному партнёру не то, что есть на самом деле, а то, что она фантазирует о себе, будто бы искренне веря, что именно её фантазия - является реальностью, а то, что происходит на самом деле - временное недоразумение. Во всей красе такие психологические защиты, как: отрицание ("Если я не принимаю этого, это не происходит") и уход в мир воображения.
Примечателен и конфликт между Жасмин и новым ухажером её сестры.
Она постоянно называет его неудачником и считает недостойным партнёром для Джинджер, игнорируя тот факт, что настоящим неудачником был её собственный муж. В одной из финальных сцен, Джинджер говорит ей об этом, ведь именно её муж стал причиной того, что Джинджер лишилась значительной суммы денег (200 000$) и шанса на лучшую жизнь. На что Жасмин отвечает: "я не виновата, что хотела помочь тебе поучаствовать в выгодной сделке", то есть снова отрицает очевидное.
Для Джинджер любые неудачи не являются большой проблемой, она легко отходит, находит другие варианты. Так, например, она попробовала построить отношения с другим, более "лучшим" по мнению её сестры вариантом, но тот оказался женат, и она быстро вернулась к своему "неудачнику". Кажется, будто она не видит проблем в том, что считает проблемой её сестра.
Для Жасмин неудачник - это тот, кто мало зарабатывает, потому что не сможет поддерживать её фантазию о всемогуществе. И, напротив, если человек богат и влиятелен, то он автоматически уважаем Жасмин, даже если зарабатывает свой капитал нечестным трудом, как делал ее муж.
Конечно, новый избранник Жасмин узнаёт о том, что та его обманывала, и её бывший муж - это обыкновенный жулик, который повесился в тюрьме, а сама она - никакой не успешный декоратор. Между ними происходит ссора и она выскакивает из его машины, закатывая скандал. Даже здесь вместо раскаяния и искренних извинений, она идёт на поводу у своей гордости и уязвлённого эго. А ведь всё можно было уладить, потому что партнёр успел полюбить её.
Ещё один важный факт. Жасмин ни с кем не строит глубоких отношений. Она забывает про своего пасынка (сына её бывшего мужа, сбежавшего в другой город после того, как узнал о мошенничестве своего отца). Когда она случайно находит его, она говорит: "ты мне нужен". Ей не важны его чувства, ей важно закрыть свои собственные дыры.
Смею утверждать, что Жасмин - обладатель шизоидного типа личности, потому что всё-таки её главной психологической защитой является - уход в фантазийный мир. Её склонность говорить с воображаемым собеседником, и будучи без денег в кармане, продолжать жизнь богатой дамы - деструктивная сторона шизоидной личности, у которой развилось расстройство. Из всего выше сказанного можно предположить, что речь идёт о шизоаффективном расстройстве личности.
Для шизоидного типа личности свойственно жить жизнь под девизом: "Подойди поближе - я одинок, но не приближайся - я боюсь вторжения". Так, наша героиня, хоть и находилась замужем, но не строила с мужем близких отношений. Она строила отношения с идеализированным всемогущим, а не реальным мужчиной (то есть опять речь о склонности жить в фантазийном мире). Между ними не было ни душевной, ни, вероятно и интимной близости. За весь фильм не была показана ни одна сцена секса между Жасмин и её мужем. Вероятно, это стало одной из причин его многочисленных измен.
"Партнёры шизоидных людей иногда жалуются на механистичное и отстранённое качество в их занятиях любовью". Нэнси Мак-Вильямс
По сути у фильма нет финала. Для Жасмин всё еще возможно, но только с помощью продолжительной психотерапии. Ей предстоит большой путь в честность по отношению к самой себе, ведь вся её жизнь - это сплошной самообман.
А как вы считаете, у неё есть шанс на счастье?