В публикации рассказывается об одном документе XVII века (так называемой «скаске»), в котором некий костромской дворянин Василий Полозов повествует о своем невольном путешествии через Крым в страны Ближнего Востока и возвращении домой через много лет через Грузию и Астрахань.
Русские люди в XVII веке совершили много интересных географических открытий и оставили нам массу описаний соседних зарубежных стран. Совершив путешествия по чужим и далеким странам и вернувшись затем к себе на родину, русские люди сообщали много новых географических сведений об этих странах и их населении. Сведения эти назывались в то время, как известно, «скасками», и подавались они обычно вышестоящим начальникам, правителям острогов и областей, а иногда самим царям.
«Скаски» и челобитные, повествующие о зарубежных странах (несвободные иногда, конечно же, от вымысла), содержали в себе описания странствий и приключений, которые при этом происходили. Они подчас и поныне волнуют нас теми чувствами верности и горячей любви к родине, которыми проникнуты.
В Центральном Государственном архиве Мордовии, в фонде Саровского монастыря, обнаружена «скаска», повествующая о странствиях по Ближнему Востоку в XVII веке некоего Василия Полозова. Это челобитная служилого человека, костромского дворянина Василия Полозова к царю русскому Федору Алексеевичу, относящаяся к 1676-1682 годам.
Начинается челобитная следующими словами: «Служил... отцу твоему Алексею Михайловичу... с малых лет в Яблоновом городе с боярином Борисом Александровичем Репниным. Взяли меня в плен, холопа твоего, крымские татары».
Вспомним, что в XVI и XVII веках южная граница русского государства подвергалась беспрестанно нападениям крымских татар. Русские люди создавали для защиты от этих набегов укрепленные «черты» и засеки, в состав которых входили городки-острожки,
В состав - важнейшей из этих черт - Белгородской - входил и «Яблонов город», расположенный в 13 верстах на северо-восток от города Корочи. Согласно старинным описаниям, он имел в то время в окружности около 750 сажен, 13 башен укрепляли его рубленые стены. В Яблоновом остроге числилось иногда до 1200 служилых людей.
Далее в своей челобитной Василий Полозов пишет: «А из Крыма был отдан турецкому султану. У турецкого султана ходил в шатрах 12 лет. Увидев, что я придерживаюсь христианской веры, султан приговорил меня к смертной казни. Но вместо смертной казни мурза Ахмет отдал меня на каторгу, где был 9 лет.
Идя к городу Боспору, судно в бурю было разбито, люди с невольниками потонули, а я на бревне, к которому был прикован с одним невольником, остался... затем бревно прибило к берегу».
Очутившись на суше, Василий Полозов «ходил по турецким градам». Затем он направился в Палестину и Египет. Он описывает Иордан-реку, город Назарет и Фаворскую гору. «От последней, - пишет Василий Полозов, - пошли три дороги; одна - в Иерусалим, другая - в Египет, третья - к проклятому Махмету».
Василий Полозов пошел по первой дороге — в Иерусалим.
Из Палестины Василии Полозов направился в Египет, «где жил полтора года, река (Нил) от Египта в двух версгах, ходил и на Синайскую юру».
Из Египта и Палестины Василий Полозов направился в Месопотамию: «ходил в град Ниневию, а по-турецки тот град Мисур», а отсюда («из турецкой земли») направился на север: «с крымскими на обозях вышел в Грузинскую землю».
Из Грузни Василий Полозов вернулся в Месопотамию «на па рубежный город Оргом, с Оргома на Шаяй-реку, а Шаяей (вероятно, так называлась тогда река Тигр) поехал в Вавилон, по-турецки Бог-дат (Багдад)». Из Багдада Василий Полозов снова «пошел в Грузинскую землю царя Давида Николаевича, который указал мне двух послов московских - переводчика Степку Христофорова да посольского приказу подьячего Никифора Ларионова».
Между Россией и Грузией к тому времени уже давно установились прочные сношения. «Давид Николаевич дал мне 22 рубля денег, и я бил челом Никифору Ларионову, и он вывел меня на Терек, на своих подводах, а с Терека выехал в Астрахань», - пишет в своей челобитной Полозов.
Из челобитной Василия Полозова видно, что, вырвавшись из турецкого плена, он совершил очень большое путешествие по странам Ближнего Востока и, будучи человеком наблюдательным, собрал о них немало для того времени достоверных географических сведений.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:
Древнее русское Заполярье. Острог Кола – предтеча современного Мурманска
Как русские в XVII веке искали недобитую Монгольскую империю и попутно захватили всю Сибирь
Русская крепость XIX века на Гавайях. Почему эти острова так и не стали русской колонией?