Мода 1920-х гг в мире
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Духовная жизнь в 1920-е начале 1930-х гг.
Цель: систематизация, углубление и закрепление теоретических знаний по теме.
Обучающийся должен уметь:
· анализировать исторический текст и видео-материал;
· описать основные тенденции в духовной жизни 1920-х - начале 1930-х гг,
· Охарактеризовать основные произведения искусства этого периода.
Обучающийся должен знать: даты, события, персоналии истории культуры 1920-х начале 1930-х гг., особенности развития образования . Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Партийный контроль над духовной жизнью. Первая волна эмиграции. Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре, кинематографе. Роль образования в политической жизни.
Профессионально-ориентированное задание
Вопросы и задания уровня ВПР: (напишите вопрос и ответ полностью)
Задание №1. Выберите из списка три положения, которые отражали положение в образовании в 1920-е начале 1930-х годы (период нэпа).
1. Сильная материальная база народного образования.
2. Ликвидация предметной и урочной системы в школе.
3. Возникновение кружков и курсов ликвидации неграмотности.
4. Снижение количества учебных заведений.
5. Платность образования.
6. Классовый подход в образовании Ответ
Задание№2. Выберите из списка деятелей культуры три личности, кто был выслан в 1922 г. на «философском пароходе» из Советской России.
1. М. Булгаков.
2. М. Волошин.
3. Н. Бердяев.
4. В. Короленко.
5. Л. Шестов.
6. П. Сорокин. Ответ
Задание №3. Какие новые имена и новые тенденции возникли в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре, кинематографе?
Задание №4. Дайте определения понятию «Пролеткульт».
Задание №5 Какие стили в искусстве были популярны среди художников в 1920-е гг.? https://dzen.ru/shorts/67079095a55a690072fd3e1e?collection=author%3A9ed4fbc9-1cf6-4d1a-a54b-54eadd48bff4&order=reverse
Нарисуйте свое изображение в одном из стилей с помощью нейросетей.
Пример: https://dzen.ru/suite/f06308e3-bee5-4468-9b0c-5c8dc58cd800
Творческое задание №6.
Охарактеризуйте персонажа из сатирического романа И. Ильфа и В. Петрова "12 стульев", посвящённый период НЭПа:
https://www.livelib.ru/book/72158/read-12-stulev/~22
Сравните лексикон Эллочки с современным молодёжный сленгом
, сделайте сравнительно таблицу.
Дополнительное задание №7. "Литература", "Образование".
Обеспеченность занятия: проектор, доска, мел.
Справочная литература:
История России 10 класс. В трёх частях. Учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией академика РАН А.В.Торкунова., М. «Просвещение» 2015-2019 гг . Т. 1. - С. 120-123.
Мединский В. Р. История. История России, 1914-1945 годы. 10 класс : базовый уровень : учебник / В. Р. Мединский, А. В. Торкунов. - Москва : Просвещение, 2023. 496 с. С. 194-207 // URL: https://djvu.online/file/5rRHw194JTk5V
Дополнительно :
Видео-урок:"Идеология и культура гражданской войны" https://dzen.ru/video/watch/66b8833169cdf0071054f2d3?collection=author%3A9ed4fbc9-1cf6-4d1a-a54b-54eadd48bff4&order=reverse
Как учили актёров в 1920 - 1930 е гг. Анализ учебника:
Творческое задание: 1 вариант:"Как жили учителя в деревне в 1920 - 1930- е гг.? "
Смысловое чтение (компетенция читательская грамотность): Прочитайте фрагмент М. Прилежаевой "Зеленая ветка мая". стр. 31.
"В газете "Беднота" про иные деревенские школы писалось: учителя бедствуют, ни жалованья, ни хлеба, ни дров. Про одну учительницу писали, что ходит ночами на крестьянское поле, картошку крадет, тайком накопает ведерко... Срам! Не учительнице срам, а крестьянам, тем, что нарушают советский закон.
В сельце Иванькове другое. Иваньковская учительница хлебом и прочими продуктами обеспечена...
В тот первый день Катиного учительства, злополучный, на всю жизнь памятный день, когда, сгорая от стыда, спотыкаясь под недоуменными взглядами тридцати трех учеников, сбитых с толку ее, Катиным, невежеством, она, прервав урок, раньше учеников вышла из класса - спрятаться, скрыться, - в сенях почти налетела на предсельсовета Петра Игнатьевича.
- Что скоро отучила, Катерина Платоновна? - без задней мысли спросил председатель.
А ей послышалась насмешка.
- Я знаю, когда надо кончать урок! - дерзко отрезала Катя.
В сенях, отделявших класс от половины учительницы, было темно. Он не разглядел ее пылающих щек.
О! Как она после жалела, как терзала себя, что именно в эту минуту обрезала его, вообразив в нем начальственный тон! Он шел к ним довольный и радостный, спешил обеспечить их от имени Советской власти и крестьянского общества, а она...
- Молода, а с норовом, - удивился предсельсовета.
Это Катя-то с норовом! Катя, которая все детство не смела сказать матери "нет". Катя, которую любимый брат Вася жалеющим голосом называл послушной. "Послушные не открывают Америк".
Ошибается предсельсовета. Или что-то новое в Кате, самой ей неясное?
Стуча сапогами, смазанными дегтем, Петр Игнатьевич вошел в комнату, снял буденовку и громко, во всю мочь, как на сходке:
- Здравия желаю, Ксения Васильевна!
Хотелось Петру Игнатьевичу в сердцах ругнуть учительницу, чтобы не задирала нос с первого дня, еще не заслуживши почета. Но сдержался. Помнил: предсельсовета во всех случаях - образец поведения, советского, не какого-нибудь. Только тем показал Петр Игнатьевич недовольство девчонкой-учительницей, что не к ней обратился по делу, а к бабушке.
- Принимайте продукцию, Ксения Васильевна. Секретарь Сила Мартыныч всю бухгалтерию в Совете ведет - обошел дворы, нешибко у нас их много в Иванькове, слегка поболе полсотни, а в каждую избу зайти время, однако, потребуется. Не пожалел трех вечеров, обошел. На все сто провел агитацию. Собрали провианта на прокорм учительницы плюс члена семьи, проще говоря, вас, Ксения Васильевна. Муки без малого полный мешок. Картошки два мешка. Капусты двадцать кочанов. Две бутылки конопляного масла да баранья нога. Последние два продукта считайте сверх обязательной нормы. Бабы наши жалостливы. Сочувствуют. А еще стараемся народ в пролетарском направлении воспитывать. Стало быть, так. Телега у крыльца. Сила Мартыныч там. Кажите, куда мешки с мукой и картофелем ложить.
Баба-Кока разволновалась, раскраснелась, выронила на колени шитье.
- Петр Игнатьевич, спасаете вы нас. Я с первого взгляда человека в вас угадала, вот правильно угадала. Катя, ты слышишь, какая щедрость! Спасибо, спасибо, дорогой Петр Игнатьевич!
- Спасибо советской политике говорите. Не нами закон об учительском прокорме придуман. Газету читаем. Проводим линию, указанную на данный момент. О хлебе не заботься. Учи, - обратился он все-таки к Кате, строго глядя поверх ее головы.
...Вот о чем надо было бы вспомнить Ксении Васильевне, а не городские мены на базаре и очереди с ночи до утра за полфунтом хлеба на двоих. То позади. Иваньковское крестьянское общество под руководством предсельсовета Петра Игнатьевича Смородина сняло заботу о хлебе.
Впрочем, Катя и Ксения Васильевна не забывали это и никогда не забудут.
Ксения Васильевна ушла в кухню хозяйничать и оттуда позвала громко, изумленно:
- Катя, иди-ка сюда!
Катя босиком прошлепала в кухню.
В окно широко видна улица. Октябрь, а на улице белый зимний день. Еще вчера кострами пылали на кустах и деревьях желтые неопавшие листья. Что стало за ночь! До окон навалило снежные горы. Навесило шапки с козырьками на крышах. Осины и ивы вдоль изб бессильно свесили ветви под грузом рыхлого снега, без времени. Деревья еще не подготовились встретить зиму. Ветви клонились и никли.
И удивительное видение - для него баба-Кока и кликнула Катю.
Из кухонного окошка видно крыльцо. Длинная, тонкая березка возле крыльца круто изогнулась дугой, почти касаясь земли макушкой в гроздьях тяжелого снега. Белая арка перекинулась над входом в Катину школу.
"Милая, милая Фрося!
Петр Игнатьевич едет в уезд на совещание, посылаю тебе с ним немного бараньего сала, крупы и муки, такими стали мы богачами! Воображаю, как ты обрадуешься и испечешь нашему Васе оладушки.
Фрося! У меня новая жизнь. Не представляла, что так захватит, всю душу возьмет какая-то деревенская школка. Невзрачная, с одним большим классом. Холодный, темный класс, но когда нахлынут ребята, сразу повеселеет и даже согреется. Оказывается, я люблю ребят. Очень люблю! Плохих детей в моей школе нет. Лживых, недобрых? Нет, нет!
Мне нравится управлять ими, будто оркестром. Они слушают каждое мое слово, хочется даже торжественнее выразиться: "внимают" каждому слову. Иногда, чтобы проверить свою власть, я строго приказываю: "Тихо. Ни звука"."
Творческое задание по технологии "Комикс" https://dzen.ru/a/aSUH1t2yOTyV1gVs
2 вариант:
Как сдавали экзамен в педагогический техникум в 1920 е гг?
Каких ученых из истории педагогики изучает главная героиня?
Сравните с современными требованиями к поступлению в педагогический колледж? Когда был выше уровень требований к будущим учителям, студентам -педагогам, в 1920- е гг. или в 2020 е гг.?
(фрагмент из книги М. Прилежаевой "Зеленая ветка мая")
..Профессор, с благородной сединой, глубокими бороздами морщин на щеках и набрякшими под глазами мешками, в белом накрахмаленном воротничке, подпиравшем бритый старческий подбородок, протянул на столе худые, жилистые руки с тонкими музыкальными пальцами.
"Спросите об Ушинском. Ушинском. Ушинском", - мысленно внушала Катя.
- Итак, что есть предмет педагогики?
- Педагогика есть... есть наука о воспитании... пролетарском.
- Гм. - Профессор пошевелил музыкальными пальцами, как бы перебирая клавиши. - Гм! Что вам известно о системе Фребелевских игр?
Молчание. Безнадежное, не нарушаемое ни наводящим вопросом, ни ободряющим взглядом.
Булыжник какой-то этот профессор! Классически дореволюционный тип.
- Что вам известно о педагогических взглядах Руссо?
О Руссо кое-что случайно было Кате известно, ответила более или менее связно. И даже более или менее к месту ввернула эпитет "пролетарский". После чего профессор снова перебрал воображаемые клавиши, помолчал и, безусловно с недобрым умыслом, наверняка для провала, пожелал узнать, представителем какого направления педагогической мысли является выдающийся ученый Наторп. За сутки Катя, пусть бегло, перелистала все триста страниц "Истории педагогики" и не нашла никакого Наторпа. Что еще за Наторп?
С выражением застарелого утомления в лице, не переставая скучно перебирать пальцами, профессор сообщил Кате, что Наторп является представителем современной философской педагогики. Что философская педагогика, построяемая путем отвлеченных умозрений, утопична...
- Зачем в таком случае мне о ней знать?
- Гм... - Профессор оправил жесткие белые манжеты в рукавах пиджака, помедлил и холодно отпустил Катю. - Вы намереваетесь поступить на четвертый, специальный для учителей-практиков курс, не имея ни педагогических знаний, ни взглядов.
В какие-нибудь четверть часа выяснилась полная непригодность Кати учиться в педтехникуме. Но ее не отчислили тут же. Ей дали лист бумаги и предложили написать сочинение.
Экзаменовались опоздавшие - несколько девиц и один парень, некрасивый, с красным мясистым носом, к тому же косой на один глаз: правый глядел прямо, а левый бежал куда-то вбок.
Все они, не лучше Кати, на педагогике провалились. Подвел представитель философской педагогики Наторп. Заодно и Дьюи, и Локк, и Руссо...
- Будет ли это сочинение или отчет, как вам угодно. Вы можете рассказать случай из вашей школьной практики. Кто что хочет.
Дав такое задание, преподаватель заложил руки за спину и не спеша стал прохаживаться по классу, погруженный в свои мысли. Подойдет к окну, постоит. За окном старый сад, листья клена на восток зарумянились, а на север еще по-летнему зелены. Слышен дятел. Осенний дятел. Неуловимым чем-то, какой-то грустноватой голубизной напоминает и небо о близости осени.