Профессионально-ориентированные задания к занятиям по теме "Идеология и культура гражданской войны. Становление советской школы", "Культура 1920- гг ", "Культура 1930-х гг".
Для До и СДО :
Прочитайте статью по теме https://bsk.nios.ru/content/pervye-shagi-sovetskogo-doshkolnogo-obrazovaniya-v-novo-nikolaevske
1 вариант: "Первый детский сад".
Используя технологию "комикс" нарисуйте комикс в четыре слайда :
Для ПНК , КПНО, ПО:
Кратко напишите историю возникновения комикса в первой половине XX в.
Список литературы:
Для всех :
2 вариант: "Поступление в педагогический техникум в 1920- е гг".
Региональный компонент (для проектной работы или сообщения): История педагогических техникумов Кузбасса: https://vremyarazvitiya.ru/sostav-prepodavatelej-pedagogicheskih-uchilishh-kuzbassa-1928-1991-gg/
Как сдавали экзамен в педагогический техникум в 1920 е гг?
Сравните с современными требованиями к поступлению в педагогический колледж? Когда был выше уровень требований к будущим учителям, студентам -педагогам, в 1920- е гг. или в 2020 е гг.?
Каких ученых истории педагогики изучает главная героиня? Опишите каждого из них, его педагогические идеи.
(фрагменты из книги М. Прилежаевой "Зеленая ветка мая") https://libking.ru/books/child-/children/44411-mariya-prilezhaeva-zelenaya-vetka-maya.html
..Профессор, с благородной сединой, глубокими бороздами морщин на щеках и набрякшими под глазами мешками, в белом накрахмаленном воротничке, подпиравшем бритый старческий подбородок, протянул на столе худые, жилистые руки с тонкими музыкальными пальцами.
"Спросите об Ушинском. Ушинском. Ушинском https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2023/05/04/pedagogicheskie-idei-konstantina-dmitrievicha ", - мысленно внушала Катя.
- Итак, что есть предмет педагогики?
- Педагогика есть... есть наука о воспитании... пролетарском.
- Гм. - Профессор пошевелил музыкальными пальцами, как бы перебирая клавиши. - Гм! Что вам известно о системе Фребелевских игр https://spravochnick.ru/pedagogika/metodika_vospitaniya_po_frebelyu/ ?
Молчание. Безнадежное, не нарушаемое ни наводящим вопросом, ни ободряющим взглядом.
Булыжник какой-то этот профессор! Классически дореволюционный тип.
- Что вам известно о педагогических взглядах Руссо?
О Руссо https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2024/10/14/doklad-idei-svobodnogo-vospitaniya-v-pedagogicheskoy кое-что случайно было Кате известно, ответила более или менее связно. И даже более или менее к месту ввернула эпитет "пролетарский". После чего профессор снова перебрал воображаемые клавиши, помолчал и, безусловно с недобрым умыслом, наверняка для провала, пожелал узнать, представителем какого направления педагогической мысли является выдающийся ученый Наторп. За сутки Катя, пусть бегло, перелистала все триста страниц "Истории педагогики" и не нашла никакого Наторпа. Что еще за Наторп https://studfile.net/preview/7174409/page:19/?
С выражением застарелого утомления в лице, не переставая скучно перебирать пальцами, профессор сообщил Кате, что Наторп является представителем современной философской педагогики. Что философская педагогика, построяемая путем отвлеченных умозрений, утопична...
- Зачем в таком случае мне о ней знать?
- Гм... - Профессор оправил жесткие белые манжеты в рукавах пиджака, помедлил и холодно отпустил Катю. - Вы намереваетесь поступить на четвертый, специальный для учителей-практиков курс, не имея ни педагогических знаний, ни взглядов.
В какие-нибудь четверть часа выяснилась полная непригодность Кати учиться в педтехникуме. Но ее не отчислили тут же. Ей дали лист бумаги и предложили написать сочинение.
Экзаменовались опоздавшие - несколько девиц и один парень, некрасивый, с красным мясистым носом, к тому же косой на один глаз: правый глядел прямо, а левый бежал куда-то вбок.
Все они, не лучше Кати, на педагогике провалились. Подвел представитель философской педагогики Наторп. Заодно и Дьюи https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2023/10/04/dzhon-dyui1859-1952-pedagogicheskiy-proekt , и Локк, и Руссо...
Тема и содержание лекции в педагогическом техникуме в 1922 году?
.....Некоторое время в аудитории стоял гам, как в заурядном школьном классе или вечернем кружении галок вокруг колокольни, - распределяли учебники. Естественно, руководила распределением Лина.
- Итак, Уильям Джемс. Передовой педагог. Не материалист. Будем держать это в уме и в некоторых случаях спорить. Однако обширность знаний и блеск изложения так пленительны, что психология как наука, надеюсь, заинтересует вас... если вы способны мыслить не по шаблону и не только о каждодневных практических делах и заботах, но и об отвлеченных понятиях.
Федор Филиппович произносил вступительное слово, расхаживая по классу, заложив за спину руки и то ли насмешливо, то ли нервно кривя тонкие губы под каштановыми усами.
Может быть, он не возлагал на своих слушателей особых надежд. Предмет разговора был интересен ему прежде всего для себя самого. Он как бы беседовал с ученым-психологом Уильямом Джемсом.
- Вы утверждаете, коллега, что организация воспитательного дела в США лучше, чем во всех остальных странах. Через несколько поколений, утверждаете вы, Америка будет способна принять на себя руководительство в воспитании мира... Какие же основания для столь оптимистических взлетов фантазии? Разве что богатство?.. Да, Америка прочно и несравненно богата. А мы бедны. Были и есть... Но вот Белинский... "Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году, стоящею во главе образованного мира, дающею законы и науке и искусству и принимающею благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества". Эти слова, коллега Джемс, сказаны были в прошлом веке. В рабской России. Когда русский крепостной народ, не знающий грамоты, не подозревал, что есть просвещение. Могучая мечта! Вы пожимаете плечами: "Может ли этакое сбыться?" Не знаю, коллега Джемс. Наша школа в состоянии разрушений и поисков. Мы мастера разрушать. Что касается поисков... будем учиться. Кто ищет, находит. Относительно же первенства Америки в воспитании мира... вы слишком практичны, господа американцы, слишком дорожите материальными ценностями, вам не хватает духовности... Впрочем, я говорю не о народе. Народ - это что-то большое, загадочное... Не решаюсь судить о народе.
Без малейшего сопротивления со стороны Лины и Клавы Катя завладела выданным на их комнату учебником. Обе ее подружки после лекций вмиг улетучились заниматься общественной деятельностью. Клава - член кухонной комиссии. Что бы ни толковал, кривя тонкие губы, Федор Филиппович о практических делах и заботах, именно ими была каждодневно занята ее голова. В течение лекции она не отвела от преподавателя глаз, прилежно слушая и почти ни слова не слыша, ибо весь урок раскидывала мозгами относительно обеда: завтра, послезавтра, особенно нынче. Особенно нынче! Первый учебный день. Порядочно прибыло новеньких. Не просчитаться бы с порциями.
Понятно поэтому, что, несмотря на старания Федора Филипповича, представление об ученом психологе Уильяме Джемсе у Клавы составилось довольно расплывчатое. Правду сказать, всего и запомнилось - Джемс.
книга Уильяма Джемса https://искусствожить.su/docs/James_William_Talks_To_Teachers_On_Psychology.pdf
Творческое задание
как учились студенты в 1920- е гг. ? На какие темы преподаватели ведут лекции на юридическом факультете Московского государственного университета в 1926 г.?
фрагмент из сериала "Завещание Ленина" по воспоминаниям Варлаама Шаламова (первые 10 минут из фильма). https://yandex.ru/video/preview/12747981743375396755
3 вариант
для специализации соц работа
В чем заключались методы социальной педагогики Сороки Росинского?
цитата:
Тихо в школе, никто не бегает в залах, никто не катается на дверях и перилах, никто не
дерется, все заняты делом.
* * * Три месяца школа горела одним стремлением – выпускать, выпускать и выпускать
журналы. Три месяца изо дня в день исписывались чистые листы бумаги четкими шрифтами,
письменной прописью и безграмотными каракулями.
У каждого журнала свое лицо.
Один редактор помещает рассказ в таком стиле:
МЕДВЕДЬ
Рассказ Была холодная ночь. Вокруг свистала вьюга. Красноармеец Иван Захаров стоял
на посту. Было холодно. Вдруг перед Иваном набежал медведь – и прямо к нему. Иван хотел
убежать, но он вспомнил о врагах, которые могут сжечь склады с патронами. Он остался.
Медведь подбежал близко, но Иван вынул спички и стал зажигать их, а медведь испугался и
стоял, боясь подойти к огню. А утром медведь убежал, а Иван спас склады.
Рассказ написал Кузьмин.
А другой редактор и поэт пишет так:
Я смотрю на мимозы, Я вздыхаю душистые розы, Взор очей мой тупеет, Предо мной
все темно, Солнце греет, Природу ласкает.
Как люблю я тебя С твоим взором.
У третьего редактора совсем другие настроения:
Грянь, набат громозвонный, Грянь сильней.
Слушай, люд миллионный, Песню дней.
Крепче стой, пролетарский Фабрик край, Потрудись ты,
бунтарский, В Первый май.
Пусть звенит и гремит Молот твой.
Праздник Май гимн творит Трудовой.
Три месяца бесновалась республика Шкид, потом горячка
стала постепенно утихать: как звезды на утренней заре, гасли один
за другим «Мухоморы», «Клоуны», «Факелы», «Всходы» и другие
газеты и журналы. Ребята устали. Викниксор вовремя подсказал им
хорошую идею: пора издавать большую общешкольную стенную
газету. И вот появляется «Горчица», здоровая, крепкая ученическая
газета, где материал собран со всей школы, со всех отделений, где
пишет не один редактор, а пятнадцать – двадцать корреспондентов.
Из шестидесяти изданий остается четыре.
Игра замирает, давая место серьезной работе, а от прежнего
увлечения остается след в школьном музее, в виде полного
комплекта всех изданий.
О чем книга и фильм "Республика ШКИД"
документальный фильм:
Образование в Красной армии:
роман "Чапаев" Д. Фурманов , книга написана в 1922 - 1923 гг. Глава "Александров Гай".
"Насторожился Клычков, не стал дальше расспрашивать и чутьем организатора понял, что ему надо делать.
Во-первых, он решил ознакомиться фактически, по документам и отчетам, с работою в бригаде, если не через Ежикова, то через его помощников и сотрудников, добывая от них официальные отчеты и всякие сведения.
Во вторую очередь он решил настоять на созыве небольших совещаний-конференций партийных ячеек, культкомиссий, контрхозкомиссий, собраний военкомов и т. д. Это поможет ему сразу многое увидеть и понять.
Дальше он собрался объехать части и посмотреть там доподлинную постановку работы и, наконец, в предстоящих боях хотел участвовать лично в качестве рядового бойца и тем заслужить себе имя хорошего товарища и храброго человека. Это обстоятельство могло иметь влияние на успех или неуспех всей его дальнейшей политической работы.
Ближайшие несколько дней, вплоть до наступления, Федор осуществлял настойчиво поставленные перед собою задачи. Он уже неоднократно беседовал и в организационном, и в культурно-просветительном, и в информационном отделениях, но всюду встречал тот же предубежденный и недружелюбный прием: влияние Ежикова чувствовалось всюду. С большим трудом удалось ему все-таки получить довольно подробный отчет о состоянии работы в целом. Доклад изобиловал общими местами, — с этим недостатком десятки, сотни раз встречался Федор и впоследствии, когда принял еще более широкую политическую работу. Как водится, изложение начинается с «Адама», затем идут указания на первоначальное «хаотическое состояние», дальше разъясняется, что «работа налаживается», но в некоторых своих частях еще «не на должной высоте»; заканчивается доклад указанием на обилие принятых «плодотворных мероприятий», которые, безусловно, упразднят все существующие недочеты.
В общем, между гордых слов можно было рассмотреть, что по полкам довольно исправно и усердно развозятся книжки и создаются библиотечки; школы грамоты вовсе прекратили свою деятельность из-за боевых операций, а когда они работали, то посещались слабо; всякие комиссии как будто существуют формально и организованы всюду, но точных сведений о работе их нет; митинги проводятся, но редко, зато вот спектакли любительскими кружками ставятся часто и посещаются охотно. В этом же роде весь доклад. Кое-какое представление о работе, конечно, давала и эта сухонькая реляция, однако же главные надежды Федор возлагал теперь на личный объезд частей и непосредственное ознакомление с работою на местах.
Попытался он созвать некоторых комиссаров — предубежденное отношение встретил и здесь; назначил собрание представителей ячеек — оно и вовсе не состоялось; назначил митинг, но политотдел оповестил худо, и собралась совершенно случайная публика, человек пятьдесят — шестьдесят. Дело не клеилось. Долго продолжаться таким образом не могло. Федор ожидал только приезда Чапаева......"
4 вариант
Для ПО: развитие вычислительной техники
Биография физика С. Лебедева (до 1940-хгг) https://habr.com/ru/companies/ua-hosting/articles/388169/
История телевидения до 1940-х гг. https://habr.com/ru/companies/first/articles/862236/
5 вариант
Зарубежная детская литература в 1920-30 - гг.
Творчество Дж. Толкина: https://ru.wikipedia.org/wiki/Толкин,_Джон_Рональд_Руэл