На берегу одного залива стоит портовый город Феодосия. Стоит уже не мало, аж двадцать пять веков! Феодосия располагается между степным и горным Крымом, поэтому на юге города невысокие горы, а на севере холмистые степи. Самая высокая точка Феодосии — это гора Митридат. На самом деле это холм и взбираться туда легко и быстро. Также, как мне показалось, это самый тихий город Крыма. Когда идёшь по набережной, слышны приливы волны. Вечером немного шумно, но это всё равно не сравниться с другими Крымскими городами. Город большой и очень богатый на достопримечательности. Здесь есть и Генуэзская крепость, и многочисленные армянские церкви, и картинная галерея, музеи и могилы известных личностей. Здесь мы были три недели, и это едва ли хватило, чтобы всё посмотреть. О том, что мы там увидели, расскажу сегодня.
Генуэзская крепость
В Крыму есть две большие, хорошо сохранившиеся генуэзские крепости: самая знаменитая в Судаке, а другая, менее известная в Феодосии - Кафа. Как мне кажется, последней уделяется мало внимания по сравнению с Судакской. Когда мы были в первый раз в Феодосии одним днём из Судака, мы даже не стали тратить на неё время, так как по сравнению с Судакской от неё остались лишь две полуразрушенные башни и кусок крепостной стены. Но всё же она оказалась достаточно интересной.
Феодосия основана в VI веке до н. э. греками из Милета. Они и дали такое название городу: с греческого языка Феодосия переводится как «дар богов». В 370 году греческий город был разрушен гуннами. Город много раз переходил из рук в руки разных народов и менял свое название. В XIII веке здесь появились генуэзцы, и город стал называться Кафа. В 1340 году из-за набегов врагов вокруг холма, на котором располагался город, появились стены Генуэзской крепости. Их высота достигала 11 метров, а протяжённость — около 6 километров! После постройки стен Кафа стала процветать и превратилась в большой торговый город.
Так было до 1457 года, но затем город перешел к туркам. После этого были построены мечети и турецкие бани. Кефе стала столицей турецких владений в Крыму. Турки здесь пробыли вплоть до 1771 года, после чего Феодосию захватили русские войска.
Ещё, кроме многочисленных башен, разбросанных по городу, и полуразрушенных стен, хорошо сохранились древние церкви XIV века на территории бывшей крепости, ради которых и надо идти: церковь Иверской Иконы Божией Матери, церковь сурб Ованес Аствацабан, церковь святого Георгия Победоносца и церковь Дмитрия Солунского.
Кстати, по некоторым предположениям, в церкви Дмитрия Солунского фрески Феофана Грека, но это не точно. А крест для церкви добыл известный путешественник Афанасий Никитин!
Армянский город
Первые армяне в Крыму стали появляться ещё около двух тысяч лет назад. Уже в XIV веке в Кафе две трети населения составляли армяне. В городе насчитывалось около сорока пяти армянских церквей и монастырей! Армянские общины в Крыму были настолько велики, что Генуэзцы называли Восточный Крым «Морской Арменией». Из-за этого в 1316 году Генуэзцы запретили селиться армянам на территории крепости. Поэтому они построили себе за пределами крепости стены самостоятельно. Их поселение стало называться Айоц-Берд. Но постепенно и оно слилось с Кафой. После завоевания в 1475 году Кафы турецкими войсками, Айоц-Берд переоборудовали в турецкую крепость, а армяне стали селиться в нынешней Армянской слободе. На территории Айоц Берд и Армянской слободы хорошо сохранились армянские церкви XIV-XV веков: сурб Ованес Аствацабан, сурб Саркис, сурб Геворг, Архангелов Гавриила и Михаила. Также на территории города сохранились несколько армянских фонтанов.
Известные люди
Айвазовский Феодосии
Айвазовский был не только художником, а также крупным меценатом. Многое сделал он для родной Феодосии, в которой родился и умер. И сейчас помнит, гордится, благодарит Феодосия Айвазовского. И я расскажу о местах, связанных с этим художником.
Картинная галерея Айвазовского
На нынешнем проспекте Айвазовского стоит картинная галерея. Она расположилась в бывшем доме художника, построенном по его же проекту. Это первая публичная картинная галерея на юге России: она была открыта ещё при жизни Айвазовского, в 1880 году, в день его рождения, 29 июля. После смерти она стала достоянием города. Сейчас экспозиция музея является одной из крупнейших коллекций картин Айвазовского и располагается в двух зданиях: на проспекте Айвазовского и в доме сестры художника на Галерейной улице (пока закрыт на ремонт).
Церковь Сурб Саркис
В Армянской слободе на Армянской улице в Феодосии стоит древняя армянская церковь сурб Саркис. Она была построена в XIV веке. На стенах высечены надписи на армянском: это имена благотворителей, которые пожертвовали на строительство церкви. Раньше внутри церкви были фрески, сейчас их мало. В 1888 году церковь горела. Отреставрировали её на средства Ивана Айвазовского.
Художник тесно связан с церковью Сурб Саркис: здесь его крестили, венчали с Анной Саркисовой-Бурназян, а затем отпевали и похоронили его во дворе.
Фонтан Айвазовского
Около полутора века назад в Феодосии не было водоснабжения. Воду доставляли в бочках из Севастополя, что было очень сложно. Вопрос с нехваткой воды решил Айвазовский. В 1887 году он построил фонтан по своему проекту с питьевой водой, которая поступала сюда по 25 километровому водопроводу из Субашских источников в Старом Крыму. Таким образом, Айвазовский подарил Феодосии чистую питьевую воду.
Железная дорога
Железнодорожное сообщение в Феодосии — это тоже заслуга Айвазовского! Именно он доказал важность железной дороги в портовом городе. Также он был один из её главных акционеров. В 1894 году была открыта железнодорожная линия: Феодосия - Керчь - Джанкой. После этого Айвазовский написал картину «Первый поезд в Феодосии».
Многое ещё чего сделал Айвазовский для своего родного города. В честь него названы улица, переулок, железнодорожная станция, картинная галерея, фонтан и многое другое.
Константин Богаевский
Богаевский сейчас не очень известен, однако он тоже заслуживает внимания, по крайней мере, потому, что он был учеником учеников Айвазовского.
Константин Фёдорович родился в 1872 году в Феодосии. Здесь учился рисованию у А. И. Фесслера. Затем в 1891 году Богаевский поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у Архипа Куинджи. В 1895 году Куинджи вывез своих учеников на этюды в своё имение в Крыму — Ненели-Чукур. В 1897 году он за свой счёт повёз своих учеников в галереи Дрездена, Берлина и Парижа. Богаевский, вернувшись в Феодосию, как верно заметил М. А. Волошин, стал «голосом» древней Крымской земли:
...стал им естественно, неизбежно и бессознательно, как только нашел свой путь в искусстве.
Константин Фёдорович принимал участие в выставках творческих объединений «Московского товариществ художников», «Союза русских художников» и «Мира искусства». В 1911 – 1912 гг. по заказу написал 3 панно для особняка З. Морозовой в Москве. В 1921 г. он стал членом Общества охраны памятников искусства (ОХРИС). С 1922 г. вёл мастерскую живописи при картинной галереи И. К. Айвазовского в Феодосии. В 1933 г. К.Ф. Богаевский получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В последующие годы художник создал много своих значимых картин, в том числе на тему Крыма:
В своих композициях я пытаюсь передать образ этой земли — величавой и прекрасной, торжественной и грустной. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником.
Во время Великой Отечественной Войны Богаевский продолжил работать в Феодосии. Здесь он и погиб при бомбёжке города в 1943 году.
Сейчас в Феодосии мало чего напоминает о художнике: только маленький бюст неподалёку от галереи, да могила на Старом кладбище (и то надгробие было установлено только в 21 веке).
Сейчас больше всего его картин хранится в собрании Феодосийской галерее И. К. Айвазовского 504 картин К.Ф. Богаевского. Также в галерее хранятся его личные вещи. Меня всегда впечатляет, как Богаевский передаёт свет и яркие цвета через чёрно-белый графитовый рисунок. Так и кажется, что его картины озаряют всё вокруг.
Александр Грин
На улице Галерейной на одном из зданий пришвартовалась «бригантина» работы известного художника и архитектора Саввы Бродского, плывущая в Зурбаган. Как сказал Савва Бродский:
Это не академический музей, в основе его не жизнь писателя, не его биография, а творчество, мир его героев. В нашей стране ещё таких музеев не было, да и в мировой практике немного отыщется аналогов, разве что музей великого сказочника Андерсена.
Канаты, корабли, трюмы и каюты - это всё то, о чём мечтал Грин. Итак, мы в музее Александра Степановича.
Грин в Феодосии
Весной 1923 г. Грин и его вторая жена Н. Н. Миронова (Грин) отправились на отдых в Крым. А через год они окончательно здесь поселились. 10 мая 1924 г. Грин с семьёю прибыл из Ленинграда в Феодосию. Сначала они остановились в гостинице Астория. Им очень понравилась Феодосия. А насколько она была удобна в бытовом плане, они решили узнать у знатока этих мест, поэта и художника Максимилиана Александровича Волошина. Но эта первая встреча оказалась неудачной. Волошину наскучил этот разговор, и он стал уходить от темы, а затем объявил, что он бытовыми вещами не интересуются. А под конец и вовсе сообщил Грину, что в Феодосии людей едят. Александру Степановичу надоели эти шутки, и он, разозлившись, вышел из дома и сообщил Нине Николаевне, что теперь они точно останутся в Феодосии назло Волошину. Позже Грин снял квартиру на ул. Галерейной, 10, где прожил до апреля 1929 г. В этом доме были написаны романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда», а также много рассказов. В Феодосии писатель познакомился с К. Ф. Богаевским, В. В. Вересаевым, несмотря на первую неудачную встречу подружился с М. А. Волошиным. Так были проведены четыре года, а затем Грина запретили издавать, и ему стало не хватать средств на феодосийскую квартиру, и он переехал в Старый Крым.
Марина и Анастасия Цветаевы
В Феодосии Марина и Анастасия Цветаевы первый раз побывали благодаря тому же Максимилиану Волошину. Марина Ивановна с Максимилианом Александровичем познакомились в 1910 году в Москве, а на следующий год она уже побывала в Коктебельском доме. Здесь же она познакомилась с Сергеем Эфроном, её будущем мужем. Цветаевы также участвовали в проделках «племени обормотов», гуляли и читали свои стихи.
После смерти Ивана Владимировича Цветаева в 1913 году (отца Марины и Анастасии) поэтессы приехали в Феодосию. Марина Цветаева поселилась с семьёю на даче Эрнеста Морицевича и Алисы Фёдоровны Редлихов, а недалеко от неё, на Военной улице (ныне В. Коробкова) поселилась Анастасия, тоже с семьёю, где и провели осень и зиму 1913-1914 годов.
Здесь они часто ездили к Максимилиану Волошину, при его помощи бывали в гостях у Константина Богаевского, а также у многочисленных потомков Ивана Айвазовского.
…когда мы увидели феодосийские улицы (Итальянскую улицу, главную, с арками по бокам) за которыми лавочки с восточными товарами, бусами, сладостями, когда сверкнул атлас, разлившийся по прилавку, и его пересек солнечный луч, тёплым золотом воздушной чадры протянулся под арку, во мглу лавки, и когда из неё вышли два мусульманина, унося плохо завернутую покупку, и брызнула нам в глаза синева с плывущими по ней розами, - бороды черней ночи показались нам со страниц "Шехерезады", ветер с моря полетел - из Стамбула! И мы поняли – Марина и я, - что Феодосия – волшебный город и что мы полюбили его навсегда.
— так вспоминала Феодосию Анастасия Цветаева. Здесь Марина Цветаева написала стихотворения «Над Феодосией угас…», «Генералам двенадцатого года», «Вы родились певцом и пажем…», «Аля! – маленькая тень…».
В 2001 году в доме, где жила Анастасия Цветаева, был открыт музей. Экспозиция рассказывает о годах, проведённых в Феодосии Мариной и Анастасией Цветаевыми. Здесь представлены фотографии старой, какой её видели поэтессы. Также здесь рассказывается о днях, проведённых в гостях у Максимилиана Волошина. В одной из комнат воссоздан интерьер дома, в котором жила Анастасия Ивановна.
Вера Мухина
Да, и скульптор «Рабочего и Колхозницы на ВДНХ» тоже была в Феодосии. Даже не просто была, а провела здесь своё детство.
Вера Мухина родилась в 1880 году в Риге. Но затем её отец, Игнатий Кузьмич, перевёз её и её сестру в Феодосию. Здесь она провела около десяти лет и получила первые уроки рисования. Затем в 1902 году их отец умер, и их забрали к себе родственники в Курск.
Музей открылся в 1985 году. Здесь представлены подлинные вещи Мухиной, её скульптуры, макет «Рабочего и колхозницы», рисунки и многое другое. Также здесь воссоздана комната, в которой жила Вера Игнатьевна.
Феодосийские дачи
Если в Москве усадьбы, то в Феодосии — парадные дачи. На проспекте Айвазовского расположились несколько дач начала XX века. На мой взгляд, самые интересные из них — это дачи Стамболи, Соломона и Милос. О них я и расскажу далее.
Дача Стамболи
Самая известная дача из них это Стамболи. Владелец её был крупный табачный промышленник Иосиф Стамболи. Все они были караимами (народ преимущественно проживающий в Симферополе и Евпатории). Сама же фамилия происходит от турецкого города Стамбул, откуда и приехали предки промышленников. Основатель этого занятия был отец Венеамин Стамболи. В 1860-е года Стамболи открыл табачную фабрику. Умер он в 1897 году, похоронили его на караимском кладбище в Феодосии. Троим сыновьям Стамболи отдал свою фабрику. Преуспел в этом деле Иосиф Стамболи. Он и построил в начале XX века дачу.
Дом был спроектирован архитектором из Ялты, одним из авторов Массандровского дворца в мавританском стиле Оскаром Вегенером. Здесь Стамболи со своей семьёй прожил всего лишь три года, а затем началась революция, и они эмигрировали в Турцию. После революции дом был то санаторием, то лагерь, то диспансер, то музей. Сейчас дача реставрируется, а после здесь откроется музей Стамболи.
Дачи Соломона, Милос и Вилла
Дача Соломона — одно из самых заметных зданий на проспекте. Владельцем её был Соломон Самуилович Крым, ещё один представитель крупной караимской торговой династии. Соломон Крым был одним из основателей Таврического университета в Симферополе, а также финансировал деятельность Карадагской научной станции. Дача была построена в 1914 г., известным крымским личным архитектором императора, автором проекта многих дворцов южного берега, в том числе Ливадийского — Николаем Красновым. Здание было также выполнено в мавританском стиле. Резьбу по камню выполнил феодосийский мастер Яни Фока. Орнаменты повторяют средневековые. Изначально для фасада в Италии изготовили мозаичное панно с изображением Феодосийского залива, но при транспортировке корабль на котором везли его подорвался на мине и утонул. Возможности на переделку не было, поэтому выложили плитку в шашку, однако и с ней здание и поныне выглядит очень парадно и запоминающееся.
Рядом стоит ещё одна дача — Милос, принадлежавшая Ибрагиму Крыму. Построена она в 1912 году неизвестным архитектором. Название получила от греческого острова — родины Венеры Милосской, чья скульптура является главным украшением здания.
По соседству с дачей Милос располагается дача Вилла. Она была построена 1912. Её владел Арон Абрамович Крым. Здание выполнено в средневековом стиле. Сейчас здесь располагается санаторий.
Дачи Вооза, Аида и Флора
Дача Вооза была построена в 1909 году. Владельцем её был Иосиф Хаджи, владелец кондитерской фабрики. Построена она была в классическом стиле.
Дача Аида была построена в 1912 году. Её владельцем был банкир Николай Ратгауз. После революции здесь располагался дом отдыха, а сейчас —санаторий.
Дача Флора построена в 1914 году. Владельцем её был Александр Абрамов. Здание построено в мавританском стиле.
Авиация и космонавтика.
Феодосия — это не только порт и железная дорога, а ещё и авиация, и даже космонавтика. Именно здесь проходили испытания космических кораблей. По всему городу стоят памятники космическим гостям города. На улице Назукина стоит макет спутника «Восток», недалеко от него на одном из зданий висит табличка о том, что здесь останавливался Королёв, а на гостинице Астория, что в Феодосии, работал Юрий Гагарин. Здесь, например, практиковали посадку космического корабля на воду. Основателем дельтапланеризма в Феодосии и Коктебеле считается внук Айвазовского — Константин Константинович Арцеулов.
Арцеулов родился в 1891 году в Ялте. Провёл детство в Феодосии. Часто бывал у своего деда Ивана Айвазовского, который хотел, чтобы тот стал художником. Окончил реальное училище в Севастополе, а затем Морское училище в Санкт-Петербурге. Но в итоге он не стал моряком, а стал известным пилотом. Сначала в Петербурге Арцеулов работал на авиазаводе, далее испытывал самолёты. Затем он приехал обратно в Севастополь и стал работать в аэроклубе. Затем его призывают в конный полк. В 1915 году он воюет на самолётах. Арцеулов основал на плато Узун-Сырт первые Всесоюзные планерные испытания. А самое главное, что сделал Константин Константинович — научил пилотов выводить самолёт из «штопора» из манёвра, который до этого был смертельным приговором для пилотов. В 1933 году Арцеулова выслали в Архангельск, а затем он больше не вернулся в авиацию, а стал, как хотел его дед Иван Айвазовский, художником-иллюстратором.
Сейчас об авиации в этих местах рассказывает Музей свободного полёта имени К. К. Арцеулова в Феодосии.
Мыс святого Ильи
Ильинский маяк
Ильинский маяк был построен в 1955 году, хотя история его намного старше. Первый маяк был построен на месте греческой часовни Святого Ильи в 1899 году. Сооружён он был на средства Рукавишниковой, в честь которой и был назван маяк. Он прослужил до 1941 года и был разрушен во время освобождения Феодосии в Отечественную войну, после чего и был построен современный Ильинский маяк.
Немецкие ДОТы
Чуть ниже стоит «памятник» Великой Отечественной Войне: разрушенные, вросшие в землю ДОТы. Они были построены в 1943-ем году немцами. Пейзажи напомнили картину Верещагина «Апофеоз войны».
Это была одна из последних прогулок в Феодосии. Через несколько дней мы отбыли в Москву. Но о том, что интересного нам встретилось на пути, я расскажу далее.