Найти в Дзене
Extreme Sound

10 самых тяжелых альбомов, которые вы могли принять за метал

Тяжело – не значит металл

Что такое «тяжелая» музыка? Бетонные риффы и барабанные дроби, после которых чувствуешь себя отбивной? Необязательно. Экстрим — это не только громкость. Множество групп создали невероятно мрачные и тяжелые альбомы, которые выходят за рамки метала. От психоделической электронной музыки до самого безрадостного альт-рока — вот 10 самых тяжелых альбомов, которые вы могли принять за метал.

1. Manic Street Preachers – The Holy Bible (1994)

Manic Street Preachers
Manic Street Preachers

Наверное, самый мрачный, нигилистический и душераздирающий альбом в истории музыки. The Holy Bible — это крайне тревожная запись, даже если не знать историю её создания. Ричи Эдвардс без прикрас обнажает свои страхи и комплексы в песнях, таких как "4st 7lbs" о борьбе с анорексией или "Die In The Summertime", похожей на предсмертную записку. Добавьте к этому холодный, бесстрастный рассказ о Холокосте в "The Intense Humming Of Evil", и вы увидите портрет человека, разваливающегося на части.

The Holy Bible
The Holy Bible

Музыка не смягчает лирику, а лишь усиливает гнетущую атмосферу. Мелодия "She Is Suffering" могла бы быть красивой, но в сочетании с текстом она пугает. Большая часть альбома медленная, тяжелая и холодная, как лёд. Когда первая песня "Yes" начинается с рассказа о покупке младенца и отрезания ему гениталий, вы понимаете, что легкой прогулки не будет. И это был сингл! The Holy Bible — это жесточайшая критика человечества, которая шокирует до сих пор.

2. Atari Teenage Riot – Live At Brixton (1999)

Live At Brixton
Live At Brixton

29 ноября 1999 года Nine Inch Nails отыграли концерт в лондонском зале Brixton Academy. Это было их первое выступление в Великобритании за пять лет, и атмосфера накалялась, пока на сцену выходили Atari Teenage Riot. Через 26 минут и 38 секунд настроение сменилось ненавистью, болью, разочарованием и непониманием. ATR только что взорвались перед переполненным залом.

Atari Teenage Riot
Atari Teenage Riot

Это был последний концерт изнурительного тура, и немецкий квартет решил выложиться на полную, создав максимально хаотичный и тяжелый звук. Результат — этот альбом, состоящий из одного трека. Прослушать его целиком, сохранив рассудок, практически невозможно. Где-то под слоями электронного шума скрывается музыка, но найти её — задача не из легких. Atari Teenage Riot всегда говорили, что их музыка — это оружие. На Live At Brixton это ядовитый газ, смертельный, как ядерная бомба.

3. Plan B – Who Needs Action When You’ve Got Words (2006)

Позже он прославился как исполнитель соул-рэпа, но в начале своей карьеры Бен Дрю, он же Plan B, был одним из самых бескомпромиссных рэперов со времен зарождения хип-хопа.

Who Needs Action When You’ve Got Words
Who Needs Action When You’ve Got Words

Who Needs Action… поражает своей лирикой, особенно на фоне попсовой рэп-культуры, одержимой деньгами и девочками. Дрю сходу бросает вызов общественной морали. В "Kidz" он описывает жестокость молодежи, которая готова на всё ради денег. А "Sick 2 Def" — это предупреждение о том, что его музыка может вдохновить на убийство. Всё это приправлено минималистичными аранжировками, от которых мурашки бегут по коже.

Plan B
Plan B

Дальше — больше. В невероятно мрачной "Mama (Loves A Crackhead)" Дрю призывает своего отчима перерезать себе горло. На фоне этой песни тексты Cannibal Corpse кажутся детскими стишками. Альбом шокировал публику в то время, когда музыка, казалось, уже ни на что не способна. К счастью для слабонервных, позже Дрю отказался от этого образа, полного ненависти, и начал создавать более коммерчески успешную музыку. Послушав Who Needs Action…, в это сложно поверить.

4. Aphex Twin – Come To Daddy (1997)

Когда The Dillinger Escape Plan и Майк Паттон перепевают вашу песню, а оригинал звучит тяжелее, то вы знаете толк в тяжелой музыке. Это можно сказать о Ричарде Д. Джеймсе, он же Aphex Twin, и его песне "Come To Daddy". По большей части этот альбом скорее сбивает с толку, чем пугает. Длинные эмбиент-фрагменты погружают слушателя в странный и замечательный мир Aphex Twin.

Но именно заглавный трек делает этот альбом таким тяжелым. Знаменитый клип, в котором дети в масках Aphex Twin устраивают хаос в жилом комплексе, а потом из телевизора появляется монстр и кричит на старушку... да, это довольно жутко. Джеймс говорил, что придумал песню, "напившись и дурачась с убогим дэт-металлическим риффом". Именно этот рифф движет "Come To Daddy" на фоне ломаных битов и вокала, который словно хочет пожрать твою душу. Сингл попал в британский топ-40 и напугал всех зрителей Top Of The Pops.

5. Mogwai – Young Team (1997)

Когда Mogwai высмеяли Metallica за их выступление на фестивале в Гластонбери, многие металлисты решили, что инди-группа просто боится тяжелой музыки. Как же они ошибались.

Young Team — это грандиозный альбом: грандиозные риффы, грандиозные идеи, грандиозные стены звука и, что самое главное, невероятно тяжелое звучание. Эти парни из Глазго создали пост-рок. И независимо от того, фанат ли вы Isis, Cult Of Luna или даже Neurosis, вам точно понравится этот альбом.

"Like Herod" длительностью одиннадцать с половиной минут — главный хит. От тихих переборов до умопомрачительной обратной связи и гитарных риффов, способных разбить алмаз. Это гораздо ближе к металу, чем к The Arctic Monkeys. И не забывайте, что именно эта группа пригласила Slayer сыграть Reign In Blood на своем фестивале ATP. Mogwai знают толк в тяжелой музыке, а Young Team — это просто бомба.

6. Public Enemy – It Takes A Nation Of Millions To Hold Us Back (1998)

В восьмидесятые, когда в Америке правил Рейган, а его ультраконсервативное правительство разжигало холодную войну, группа молодых, обездоленных чернокожих парней была на грани. Рэп того времени был политизированным, революционным и свирепым. На переднем крае этого движения стояли нью-йоркские Public Enemy.

 Public Enemy
Public Enemy

It Takes A Nation Of Millions… — это их главное заявление и, возможно, вершина, которую рэп так и не смог превзойти. DJ Terminator X создал идеальный аккомпанемент для проникновенных, угрожающих текстов Chuck D об отчуждении и революции, сэмплируя соул и фанк, на которых выросла группа, и превращая их в гремящий бас и визжащие скретчи. Группа даже использовала сэмпл Slayer в провокационной She Watch Channel Zero, едкой критике на адрес поп-культуры, которую они так презирали. Был ли когда-нибудь альбом, наполненный такой яростью и праведным гневом? Громче бомбы.

7. Autechre – Draft 7.30 (2003)

Часто можно услышать, что танцевальная музыка слишком веселая. Что она создана для того, чтобы обкуренные поддоны глотали экстази и дрыгались под нее, рассказывая друг другу, как они друг друга любят. Это верно в отношении большей части тусклой музыки с Ибицы, но есть и исключения.

Draft 7.30
Draft 7.30

Манчестерский дуэт Роба Брауна и Шона Бута образовал Autechre в 1987 году, незадолго до второго «лета любви» (второе лето любви" - это термин, который используется для описания периода в британской культуре, пришедшегося на конец 1980-х - начало 1990-х годов. Он связан с пиком популярности acid house музыки и рейв-культуры). Но они отвергли хипповую, кислотную эстетику, которая сделала их родной город таким известным в то время. Вместо этого они проложили свой собственный музыкальный путь, уводя свою музыку во все более экстремальных и нетанцевальных направлениях в течение последующих двух десятилетий. Draft 7.30 2003 года — возможно, даже не самая тяжелая их работа, но она точно вызовет у вас головную боль. Это танец без какого-либо намека на ритм в традиционном смысле. Вместо этого случайные электронные барабанные паттерны обрушиваются на вас со всех сторон, с периодическими заикающимися брейками и ошеломляющими выбросами, пока у вас не начнет дергаться глаз. Просто попробуйте потанцевать под откровенно ошеломляющую IV Vv IV Vv VIII или скрипящий водоворот 61e.CR… хотя нет, не надо. У вас не получится. По сравнению с этим The Algorithm звучит как 2 Unlimited.

8. The Stooges – Fun House (1970)

Если вы не видите влияния Игги Попа на рок и метал, то вы просто слепы. И хотя большинство людей ассоциирует его с более поздним сольным материалом — такими хитами, как The Passenger и Lust For Life, — его легендарный статус в глазах поклонников тяжелой музыки обеспечен его работой в детройтской прото-панковской гаражной группе The Stooges.

Если и существует пластинка, которая прославляет чистое, беспричинное разрушение так же, как Fun House, то она очень хорошо прячется. Рычащие, заряженные бензином и азотом гитары в таких песнях, как Loose, сделали Fun House еще одним гремящим, пронзительным криком, который уже был услышан на одноименном дебютном альбоме группы. Но в Fun House есть что-то гораздо более мрачное. Накачанный, панковский грохот остается, но во второй половине пластинки появляются элементы джаза и нойза. Послушайте визжащий, нойз-роковый взрыв заключительного трека L.A. Blues и напомните себе, что это вышло в 1970 году. Даже сегодня он может вызвать у слушателя чувство тревоги. Давайте также не забывать, что в том же году Black Sabbath выпустили на свет свой дебютный альбом. Выбрать, какая из этих двух пластинок звучит более экстремально, практически невозможно. Но излишне говорить, что после прослушивания обеих пластинок становится ясно, что хипповая эстетика шестидесятых была окончательно залита бензином и сожжена дотла.

9. Scott Walker – The Drift (2006)

Scott Walker
Scott Walker

Не просто тяжелый, а по-настоящему пугающий. Скотт Уокер, возможно, начинал свою карьеру как исполнитель оркестрового попа в 1960-х, но к 2006 году этот загадочный баритон сделал гораздо более мрачный и зловещий поворот.

The Drift
The Drift

The Drift стал его первой пластинкой за одиннадцать лет, и то авангардное направление, в котором развивалась его музыка, достигло здесь своего ошеломляющего завершения. Это как звуковое преследование посреди кошмара. Чего стоит только прослушивание проникновенной, двенадцатиминутной Clara, песни, которая переходит от монотонного барабанного боя к жутким, навязчивым струнным. И все это на фоне страшного, полного боли вокала Уокера. Микаэль Окерфельдт из Opeth сказал, что его альбом Watershed должен был стать металлической версией этой пластинки, но у него не было такого же нездорового ума, как у Уокера. Этот альбом — как взгляд в темную, ледяную, глубокую воду: часто гипнотический, но в то же время пугающий.

10. The Cure – The Cure (2004)

The Cure всегда были источником вдохновения для мрачных и угрюмых рок- и метал-групп, но многие забыли об их влиянии из-за отсутствия активности на заре нового тысячелетия. И вот появляется продюсер ню-метала Росс Робинсон, который приглашает их в студию и заявляет о своей решимости записать альбом, который будет «тяжелым в стиле The Cure», а не «тяжелым в стиле ню-метала». У него получилось… и даже больше.

The Cure
The Cure

Эта мрачнейшая из групп никогда не звучала так сыро и уязвимо, как в открывающем треке Lost, где Роберт Смит изливает свои знакомые печали под более мускулистый и в то же время более хрупкий аккомпанемент The Cure. Робинсону стоит отдать должное за то, что он умеет добиваться от вокалистов, с которыми работает, максимальной отдачи, и ему удалось задействовать способность Смита обнажать свои страхи и комплексы более реалистично, чем он делал это годами. The Cure всегда были тяжелыми, а здесь они определенно «тяжелые в стиле The Cure».