Найти в Дзене

Плацкарт 20 лет спустя

В рейтинге средств передвижения пассажирские поезда стоят у меня на предпоследнем месте перед автобусом. Я предпочитаю добираться из точки А до точки Б либо с максимально возможной скоростью, либо с максимально возможной пользой и тут поезда однозначно проигрывают самолетам и машинам. Тем не менее, по ряду причин для поездки в Тюмень был выбран именно плацкартный вагон скорого поезда. Если бы самолеты до Тюмени летали каждый день, то мы не задумываясь выбрали бы авиаперелет. Но наше расписание "не билось" с графиком авиакомпании и поездка по железной дороге оказалась самым приемлемым вариантом. Я думала отправиться на фирменной электричке, но дочь предложила поехать поездом. Двадцать лет назад после пары путешествий с детьми я зареклась ездить на поездах и хотела уж было отказаться, но потом стало даже интересно узнать изменились ли что-то за это время. Первое, что меня всегда отталкивало от железнодорожных путешествий ‒ это воспоминания о тесном туалете, вечно мокром и неопрятном,
Оглавление

В рейтинге средств передвижения пассажирские поезда стоят у меня на предпоследнем месте перед автобусом. Я предпочитаю добираться из точки А до точки Б либо с максимально возможной скоростью, либо с максимально возможной пользой и тут поезда однозначно проигрывают самолетам и машинам. Тем не менее, по ряду причин для поездки в Тюмень был выбран именно плацкартный вагон скорого поезда.

Если бы самолеты до Тюмени летали каждый день, то мы не задумываясь выбрали бы авиаперелет. Но наше расписание "не билось" с графиком авиакомпании и поездка по железной дороге оказалась самым приемлемым вариантом. Я думала отправиться на фирменной электричке, но дочь предложила поехать поездом. Двадцать лет назад после пары путешествий с детьми я зареклась ездить на поездах и хотела уж было отказаться, но потом стало даже интересно узнать изменились ли что-то за это время.

Туалеты

Первое, что меня всегда отталкивало от железнодорожных путешествий ‒ это воспоминания о тесном туалете, вечно мокром и неопрятном, с характерным едким запахом. Да, понятно, что тут много зависит от прилежности проводника, но в целом сложно соблюсти идеальный порядок, если в вагоне едет пятьдесят человек.

Помню как в свое время поразилась размерам и чистоте клозета в фирменной "Ласточке". Даже несмотря на то, что туалеты там только в концах состава, пользоваться ими весьма комфортно.

Вагон, в котором мы ехали нынче, был оснащен двумя туалетами, но в отличие от старых поездов они оба находились в конце вагона, а не по одному с каждой стороны. Там все также тесно и не идеально чисто, но высокий резиновый коврик с отверстиями решает проблемы с сыростью под ногами и при смыве теперь не видно дороги 😁

Белье

Мой второй кошмар железнодорожных путешествий ‒ влажные комплекты серого белья, от которого на одежде оседала отвратительная парга. А еще хлипкие подушки, которые к утру по объему сливались с матрасом. Да и сами матрасы выглядели так себе даже в купейных вагонах.

И вот тут меня ждало приятное удивление ‒ пышная подушка, ровный матрас и кипенно-белое белье в запаянном пакете. Даже "голыми" матрас и подушка смотрелись вполне презентабельно, а постельное белье было без всяких махров и дыр и приятным на ощупь.

Запах

Третий мой кошмар ‒ это ядреная смесь запахов начиная от пота и несвежей одежды до перегара и табака, характерные именно для плацкартных вагонов. За двадцать лет ничего не изменилось, но теперь кондиционер решает все проблемы. Правда, работает он только во время движения состава, но периоды остановок можно и потерпеть.

Цены и услуги

Раньше цена билета на поезд была существенно ниже, чем на самолет в том же направлении. А пункты, связанные с питанием, максимально выгодно закрывали домашние запасы и бойкие тетушки на каждой станции. Когда же мы стали ездить по военному предписанию, то вопрос цены билета стал и вовсе неактуальным.

Сейчас разброс цен между билетом на самолет и поезд может оказаться весьма незначительным. Но цена ‒ величина в принципе самая непостоянная, так как зависит не столько от вида транспорта, сколько от даты приобретения билета. Стоимость билетов, купленных за месяц, по акции или за день до отъезда, может отличаться в несколько раз.

Кстати, удивило количество сувенирной продукции. Я брякнула проводнице, что всегда мечтала о подстаканнике, так она мне тут же дала полистать рекламный буклет, где кроме подстаканника был еще не один десяток наименований. Цены, там, правда, были совсем не по моему кошельку, но предложение я оценила.

Комфорт

Да, есть то, что выгодно отличает поезд от других видов транспорта: прежде всего это отсутствие ограничений на багаж, возможность взять с собой любую еду и питье (а потом их разогреть), наличие розеток у каждой полки, столики для еды...

Но главный аргумент, который победил желание ехать электричкой ‒ это перспектива выспаться в горизонтальном положении. Мы вышли из дома еще ночью, а сразу по приезду была спланирована грандиозная прогулка, поэтому хотелось дать ногам возможность отдохнуть с комфортом.

Выспаться мне, правда, так и не удалось, зато на этом пункте я наконец-то осознала почему не люблю передвигаться поездом и особенно в плацкартных вагонах ‒ мне в тягость длительное фронтальное соседство с таким большим количеством незнакомых людей.

В фирменной электричке проще ‒ там все сидят боком друг к другу, особо не контактируя, максимум с соседом. Здесь же все наружу. Ты становишься вынужденным свидетелем ненужных разговоров или, того хуже, разборок. Видишь то, что обычно скрыто от глаз незнакомцев и от этого порой становится неловко. Чтобы не раниться друг о друга, приходится вести себя так, словно ты немного слепой и еще сильнее глухой. И главное, как будто ты тут один.

-2

И вот вроде такой любознательный и контактный человек типа меня должен радоваться шансу применить свои развитые коммуникативные навыки, но я устала от 5 часов дороги больше, чем после 8-часового перелета в одном положении.

Будь я одна, то перспективе вытянуться на полке во весь рост предпочла бы скорость и относительную приватность личного пространства. А может я просто старею? 🤔

Кстати, в этой поездке был еще один момент, который вызвал у меня настоящий культурный шок ‒ обход начальника поезда. Улыбчивая дама вежливо интересовалась у пассажиров как им тут живется-едется, есть ли какие-то вопросы, жалобы, пожелания. У меня ничего такого не было, поэтому я просто похвалила работу РЖД, отметив положительные изменения за последние двадцать лет, и пожелала им удачи. И ведь не соврала ‒ фирменные электрички я продолжаю любить нежно и трепетно. И даже купе при наличии приятной компании меня не пугает, но вот в плацкарте, пожалуй, больше ехать не хочу.

Почитать еще: