Недавно я на себе протестировала схему мошенников, достаточно вероломную и интересную. Это вариация на тему "Я твой босс". Я в неё попала не как сотрудник компании, а как руководитель партнёрского агентства. Так что предпринимателям тоже надо быть начеку!
Вы или ваши знакомые попадали в такую схему?
В тему:
"Доброе утро, у нас проблема"
Утро началось со странного сообщения в Телеграм. Мне писал гендиректор крупного нижегородского холдинга, с которым работает наше контент-агентство. В аккаунте его имя и фамилия, неформальное фото.
Он обратился ко мне по имени - отчеству и спросил, как у меня дела. Такая забота с утра от топ-менеджера большой компании удивила тем, что мы никогда не общались и лично не были знакомы. Он часто фигурирует в пресс-релизах, которые мы пишем для этой компании, но сотрудничаем мы со службой маркетинга и пресс-службой, прямых коммуникаций с директором у меня нет.
Когда я узнала цель утренней переписки, мне всё сразу стало понятно, но я решила подыграть. Фейковый аккаунт директора писал о проверке ФСБ - дескать, проверяли архивы и интересовались мной.
"Вас надо спасать от дела о госизмене"
Со мной захотел переговорить сотрудник ФСБ, который курирует эту компанию - некто Кирилл Семёнов. Я сразу согласилась пообщаться - хотя я понимала, к чему все эти беседы приведут и что это полный развод, мне было интересно, какая информация о взаимоотношениях наших компаний есть у мошенников.
Допустим, аферисты могли вскрыть аккаунт одного из сотрудников, который контактирует с нашим агентством. Я связалась с пиар-специалистом, предупредила её о случившемся. Оказалось, что этот фейковый аккаунт уже писал многим сотрудникам компании, а с некоторыми даже пытался пообщаться по видеосвязи. Искусственный интеллект мошенники используют активно. Но даже если её аккаунт вскрыли, они не могли узнать мои имя и отчество. Мы зовём друг друга по именам, да и все заказы передаются по корпоративной почте. Вопрос, откуда утекли данные, остался открытым.
Со мной связался Кирилл Андреевич Семёнов из ФСБ (город Москва). Повозмущался, что у меня закрыты звонки в Телеграм, и поэтому ему пришлось звонить через Вотс ап, да еще и трубку не сразу взяла. Написала ему, что на совещании. Молнией пришло сообщение в приказном тоне: "Сейчас же выходите в коридор".
Во время разговора я должна быть одна и соблюдать конфиденциальность. Говорит, что служба получила данные от Росфинмониторинга, была большая утечка сведений, в том числе моих. Проводится проверка по статье 159.3 УК РФ Мошенничество с использованием электронных средств платежа. Под проверку попали отдел кадров, бухгалтерия и сам руководитель компании, от имени которого меня предупреждали о нашем разговоре.
А дальше он меня пригласил в таинственную спецоперацию по поимке злодея директора. Первым лже-ФСБ проверили его:
"Вы что-то можете сказать про него плохого?" - строго потребовал "капитан Семёнов".
"Да вы что, только хорошее", - отвечаю, сдерживая смех.
"Да? Вы первый человек, который такое говорит. В основном к нему у коллектива одни претензии. Да и у вас появятся, когда узнаете, что он натворил", - говорит мой собеседник.
Оказалось, этот страшный человек продал архивы компании, накупил квартир, машин, гектары земли, да ещё уклонялся от налогов. Действовал он в сговоре с гражданином Украины Никитиным Анатолием Ивановичем, через которого они выводили деньги, полученные криминальным путём.
"И это ещё не всё. Мы зафиксировали сговор преступников с банковскими сотрудниками. Они воспользовались вашим счётом, перечислили деньги на Украину этому Никитину. Сейчас пытаются оформить кредит. Вы понимаете, что вам сейчас грозит за такие переводы? Дело о госизмене!" - строго так говорит лжеправоохранитель.
Я, сдерживая смех, охаю и ахаю. Вопрошаю, что же делать?
"Спасать вас надо! Чтобы доказать, что это не вы совершали переводы, и поймать всю преступную группу. Здесь точно замешаны банковские служащие. Сейчас их вербуют. Кто за сколько продаётся, у каждого своя цена", - начал философствовать аферист. Это была единственная правда, которую он сказал за время нашей беседы. Раскрыл, так сказать, свою сущность.
По теме:
Дальше пошел опрос про мои счета в банках. И тут он прокололся. Мошенник начал спрашивать, какая у меня должность в компании и сколько я получаю. И я поняла, что ничего о сотрудничестве наших компаний он не знает. И вообще никакой информации у них нет. А я уж думала, залезли в бухгалтерию компанию, вскрыли наши рабочие документы с моими реквизитами и подробными данными.
Говорю, менеджер я. "А зарплата здесь стоит 34 тысячи? Такую справку о вас дали". Соглашаюсь. Теперь понимаю, почему он удивился отсутствию претензий с моей стороны. С такой-то зарплатой в большом городе в 2024 году😄
"Вам нужно пообщаться с сотрудниками Росфинмониторинга. Вы знаете, что сотрудники госорганизаций в России не имеют права звонить гражданам? Знаете. Поэтому я вас соединю по линии ФСБ. Но вы должны открыть возможность вам звонить в Телеграм. И ни в коем случае не говорите своему руководителю о нашем разговоре, иначе получите срок", - погрозил "капитан Семёнов".
Я положила трубку, заблокировала и его, и псевдодиректора. Вскоре оба аккаунта удалили вместе с диалогами.
Верят всё больше людей
К сожалению, в эту схему верят люди. Мошенники создают фейковые аккаунты директоров госорганизаций, ректоров вузов, руководителей театров, медицинских учреждений, мэров и губернаторов, а теперь еще и предпринимателей, чтобы разводить подчинённых.
Впервые я писала об этой схеме ещё в 2023 году. Тогда она только набирала обороты.
Эти аферисты всё равно приведут жертву к спасению её денег и перечислению на безопасный счёт. Как делятся пострадавшие, аферисты уверяют, что "средства нужно перевести обязательно на счета ФСБ, они потом всё вернут". Чтобы ещё больше задурить голову, присылают в мессенджер картинки служебных удостоверений. Классика жанра!
О том, как в такую схему попала подписчица канала "Меня не обмануть!", я писала в этой статье: