Эпилог
- Лёнечка, ты не видел Машу? - Роза Ильинична взволнованно обходила большой двор. - Никак не могу её разыскать, а у нас ещё столько дел.
- Не волнуйтесь! Она в десятом доме принимает с хозяйкой рассаду. Как ни просили отложить, привезли почему-то именно сегодня. Но она клятвенно обещала быть не позже, чем через час.
- Через час? - Помолодевшая на морском воздухе, худенькая и загорелая Роза Ильинична всплеснула руками. - А как же...
- Всё будет хорошо. - Успокоил её Лёня. - Вы лучше пока приготовьте своё светлое лёгкое платье, а я поехал встречать тёщу с тестем. Примете их во всей красе.
- Да какая там краса в моём возрасте? - Смеясь, отмахнулась она.
Прошло шесть лет с тех пор, как Роза Ильинична окончательно перебралась к молодым. Сначала всё боялась помешать, так что Лёня даже перестроил часть помещения, сделав для удобства пожилой женщины отдельный вход. Потом порывалась продать квартиру, от чего молодые люди отговорили её с огромным трудом, убедив, что деньги от сдачи жилплощади будут ей гораздо полезней. И лишь, когда окунулась вместе с Машей в заботы о малыше и всё больше разрастающемся цветнике, наконец успокоилась и почувствовала себя дома.
Под её руками вырастали даже те цветы, которым было противопоказано расти в здешнем климате, а опыт и забота по-прежнему оставались необходимыми внучке, и она это чувствовала, радуясь своей нужности. И сейчас Роза Ильинична проводила взглядом выехавшего из ворот Леонида и пошла к себе. Платье так платье. Надо посмотреть, не помялось ли.
- Да уж, зятёк. - Машин отец оглядывался вокруг, даже не пытаясь скрывать удивления. - Разросся ваш посёлок. Мать, мы когда приезжали, сколько домов там было? Штук пять-семь от силы. А сейчас - гляди, красота какая.
- И почти весь ландшафтный дизайн, все сады устроены руками вашей дочери. Или под её руководством. - Многозначительно сообщил Леонид, скромно умолчав о том, что все строения в посёлке выполнены по его авторским проектам.
Сейчас ему пришлось нанимать в своё бюро новых людей. Сразу в нескольких местах побережья строились новые деревни. Теперь было легче. Его мечта летела по проложенным с таким трудом рельсам всё быстрее и быстрее, набирая обороты.
- Вот радость копаться у других в земле. - Начал было тесть. - Но, правда, если за это платят...
- Платят. - Уверил Лёня. - И весьма неплохо. К тому же, теперь, когда строительство нашего посёлка закончено, Маша и Роза Ильинична собираются открыть свою небольшую цветочную лавку. Много заказов на их авторскую рассаду и семена.
Тем временем подъехали к дому.
- Мам, пап. - Вернувшаяся Маша поцеловала родителей. - Как добрались?
- Спасибо, нормально. А внук где же? Неужели спит ещё?
- Как же, спит. - Засмеялась Маша. - Он с раннего утра с друзьями на морскую рыбалку отправился. Лёня ему собственную удочку подарил.
- В таком возрасте на рыбалку, Мария? - Мама строго посмотрела на Машу. - Вы с ума сошли?
- Не сошли. - Лёня выгрузил из багажника вещи. - Он с нашими друзьями отпросился. У них яхта маленькая и ребятишек три головы, старше и младше нашего. Присмотр за ними отчаянный, рыбачат в бухте, спасжилеты на всех по размеру. Так что, дорогие родственники, отставить панику. Скоро явится довольный и счастливый, да ещё с уловом.
- Ты Кольцову не звонил? - Тихо спросила Маша. - Он приедет?
- Обещал. - Кивнул Лёня. - Я вчера днём с ним общался. Сказал, что к обеду должен успеть.
Андрей Константинович то и дело поглядывал в зеркало заднего вида.
- Как ты себя чувствуешь, Алла?
- Не так плохо, Андрюша, как тебе кажется.
Алла Николаевна переместилась на заднее сидение после того, как солнце поднялось достаточно высоко и стало раздражать её своими лучами.
- Как только Лёня живёт в такой жаре?
- Здесь не всегда так. Зато воздух целебный, морской. Тебе тоже неплохо было бы пожить в таком климате.
- Не делай из меня больную старуху.
- Хорошо. - Кольцов кивнул.
За последнее время Алла Николаевна несколько сдала, начало прихватывать сердце. О приморских проектах её сына не писал только ленивый. Злопыхатели утихли, но она сама не находила в себе сил помириться с Лёней. Он аккуратно и дежурно поздравлял её со всеми праздниками и памятными датами, она так же дежурно благодарила. Иногда Алла готова была сдаться, но вспоминала Лёнину цветочницу и снова растравливала собственную обиду.
Сначала Ольга подливала масла в огонь, но вот уже как года три, Алла почти не общалась с бывшей подругой. "Первоцвет" окончательно вытеснил с рынка её цветочный бизнес, Егорову всё чаще замечали в обществе в нетрезвом виде. Алла терпеть не могла, когда рядом с ней видели людей, способных скомпрометировать её почти безупречную репутацию, и постепенно свела их общение на "нет". Она прекрасно понимала, что никакая Маша не смогла бы привести Ольгу к такому печальному итогу, и уже готова была познакомиться с женщиной, которая все эти годы была рядом с её мальчиком и даже родила ему ребёнка, но что-то всё время останавливало.
Если бы Лёня сделал шаг навстречу... Но сын этого шага не делал.
Андрей Кольцов знал Аллу и Олега много лет, и хорошо изучил характер женщины.
- Твоему внуку исполняется шесть, Алла. - Недавно напомнил он. - А ты ни разу его не видела. Даже фотографии не желаешь смотреть. Что за детское упрямство? А если снова приступ, как в прошлый раз? Уйдёшь на тот свет, не посмотрев на мальчика? Это не только Машин ребёнок, но и Лёнин тоже.
- Ты прав. - Неожиданно согласилась она. - Только меня туда не приглашали. Там наверное, рады только семейству цветочницы.
- Неправда. - Отрезал Кольцов. - И перестань Машу так называть. Её бизнес давно приносит прибыль, куда большую, нежели твой салон, если для тебя это критерий. Я приглашён на шестилетие твоего внука. Спрашиваю один раз: поедешь в качестве моей спутницы?
И она неожиданно согласилась, испугавшись саму себя. Сможет ли держаться в рамках приличий? Не будет ли жена сына неприятна ей настолько, что опять вспыхнет конфликт? Испытает ли она хоть немного нежных чувств к её ребёнку? Но если сейчас она откажется, то уже, наверное, никогда не помирится с Лёней. И потеряет Андрея.
Этот человек неожиданно стал для неё самым близким после ухода Олега. Только он не бросал Аллу в трудных ситуациях. А после приступа поднял на ноги всех врачей, настаивая на всестороннем обследовании. Она никому и никогда не призналась бы, но Алла очень боялась потерять дружбу Кольцова.
* * * * *
- А вот и Кольцов приехал. - Крикнул Маше Лёня, открывая автоматические ворота. - Пойдём встретим!
Он замер, вглядываясь в выбирающуюся с заднего сидения женщину. Внутри что-то дрогнуло, и он тихо произнёс.
- Мама... Маш, кажется, Андрей Константинович привёз мою мать.
- Мне страшно. - Как и много лет назад призналась Маша.
- Мне тоже не по себе. Но всё равно идём.
Они спустились к машине. Лёня крепко пожал руку Кольцову, приобнял мать.
- Здравствуй, мама.
- Здравствуйте, Алла Николаевна. - Эхом повторила Маша.
- Здравствуй, сынок. Здравствуйте, Маша. - Алла старалась держаться корректно. - Я без приглашения. Не прогоните?
- Нет, что вы! - Маша растерянно посмотрела на мужа. - Сейчас Лёня покажет вам дом.
Леонид подхватил вещи и повёл мать наверх.
- Вы осуждаете моё самоуправство, Маша? -Тихо спросил Кольцов.
- Ни в коем случае. Вы всё правильно сделали, Андрей Константинович. Лёня никогда ничего не говорит, но сильно переживает. Попробуем пообщаться. Вдруг что-то изменилось за эти годы.
- Мама! Мамочка! - По палубным доскам просторной террасы протопали босые загорелые ноги. - Посмотри сколько рыбы!
Длинные волосы мальчика были откинуты назад, глаза сияли неподдельным и искренним восторгом. В его ногах неуклюже путался палевый щенок лабрадора.
- Маша, с рук на руки сдал! - Крикнул от калитки высокий мужчина в белой рубашке.
- Спасибо, Роберт! - Маша помахала ему рукой. - Ждём вас вечером!
- Придём.
- Дядя Андрей! - Мальчик запрыгал рядом с Кольцовым. - Я сам поймал! Сам!
- Настоящий рыбак! - Похвалил Андрей Константинович. - А это кто же у вас такой? Что-то я такого товарища не помню.
- А это Арго! Мой пёс. Мне его папа подарил! Дядя Андрей, а вы знаете, что лабрадоры умеют нырять на глубину и плавать под водой? Арго тоже сможет, просто он пока маленький! Ещё папа мне подарил удочку и маску с ластами. Мама, где папа?
- Здесь. - Сообщил Леонид, спускаясь по лестнице.
- Папа! - Мальчик схватил ведро и растерянно остановился, во все глаза глядя на спускающуюся вслед за отцом незнакомую женщину.
- Ну, чего же ты остановился, Олежка? - Подбодрила Маша. - Покажи папе и бабушке, сколько ты рыбы наловил.
- Олежка... - Прошептала Алла Николаевна не в силах оторвать взгляда от мальчика. - Господи, как же он похож на своего деда.
Маша и Лёня переглянулись.
- Олеж, это бабушка Алла. Помнишь, я рассказывал тебе? Ну, хвастайся, кого наловил!
- Вот! - Олег гордо поднял ведёрко. - Смотри, какие крупные!
- Молодец. - Похвалил Лёня. - На уху хватит.
- А тебе не жалко рыбок? - Алла не знала, о чём и как говорить с мальчиком.
- Это промысловые виды рыб. - Удивлённо поднял на неё глаза внук. - Их ловят затем, чтобы есть.
- Промысловые? - Алла Николаевна кашлянула.
- Ну да. - Подтвердил Олежка. - Если бы попалась редкая, я бы выпустил. Я знаю всех рыб, потому что буду ихтиологом.
- Отнеси на кухню, сынок. - Попросила Маша. - Я потом займусь.
- Кем он будет, я не понял? - Переспросил поднявшийся на террасу Машин отец.
- Ихтиологом, дед! - Крикнул, убегая, Олег. Арго с притявкиванием помчался за ним.
- Да, в нашей семье не ищут обычных профессий. - Засмеялся Лёня. - Давайте-ка я вас познакомлю.
...Закатное солнце освещало сидящих за накрытым белоснежной скатертью столом людей. Дети играли где-то в глубине дома, а взрослые вели неспешную беседу.
- Роза Ильинична. - Андрей неожиданно повернулся к пожилой женщине. - Весь вечер хотел сказать, как потрясающе вы сегодня выглядите в этом белом платье. Словно актриса на сцене.
- Спасибо, Андрюшенька. - Щёки Розы Ильиничны даже порозовели немного. - Скажете тоже.
Маша что-то быстро и незаметно шепнула Кольцову на ухо. Мужчина кивнул.
- А знаете, чего бы мне сейчас хотелось в этой необыкновенной атмосфере? Пригласить вас на танец. Роза Ильинична, умоляю, не отказывайте мне.
- Скорее найди какой-нибудь вальс. - Маша умоляюще посмотрела на мужа. А Андрей Константинович уже вёл свою партнёршу на середину террасы.
Лёня включил музыку. Нежная мелодия поплыла над вечерним морем, сливаясь с шумом волн, а по тёплым палубным доскам закружилась элегантная пара. Маша замерла. Сейчас бабушка напоминала девочку-подростка, ту самую юную Розу, которая тайком разучивала танец у себя в комнате. Кольцов вёл умело, от всей души наслаждаясь происходящим.
Когда танец закончился, он ещё немного подержал партнёршу за руки, коснулся их губами и, поклонившись, отвёл Розу Ильиничну на её место.
- Благодарю вас.
- И вам спасибо, Андрюша. Я никогда даже не надеялась, что снова смогу танцевать вальс, да ещё с таким импозантным кавалером.
Маша, заметив слёзы в её глазах, подсела поближе.
- Бабулечка, всё хорошо?
- Да, девочка моя. Просто я очень счастлива сегодня.
- Ты же сама всегда говорила, что мечты должны сбываться. Ты подарила мне эту убеждённость, силу и веру в мечту. Я очень благодарна тебе за это. И знаешь, что я поняла? Если в них верить по-настоящему, то они действительно сбываются.
- Настоящий тост. А что же у тебя бокал полный совсем? - Спохватилась бабушка. - Ты как себя чувствуешь, Маша? Устала?
- Нет, бабуль. Мне просто уже нельзя.
- Машенька! Лёня знает?
Маша кивнула и приложила палец к губам.
- А остальным пока решили не говорить. Чуть позже.
- И правда, сбываются. Мечтала я понянчиться с твоими детьми, вот и дождалась.
- Лёня сказал, что в этот раз точно будет девочка.
- Диагност. - Покачала головой бабушка.
- С Олегом не ошибся. Так что посмотрим: опять ихтиолог или балерина.
Бабушка тихо засмеялась.
- А если и впрямь балериной захочет стать?
- Пусть. - Маша улыбнулась Розе Ильиничне. - Отговаривать не буду. Мечты должны сбываться.