В бессмертном произведении Розенбаума "Гоп-стоп" есть такие слова:
Ну-ка, позовите Герца,
Старенького Герца,
Он прочтёт ей модный,
Очень популярный
В нашей синагоге отходняк.
Не знаю, какого именно Герца призывал герой этой бандитской песни, но, явно, не того, о котором здесь будет идти речь. Потому как "этот" занимался совсем иными делами, и был немецким химиком, Эдмундом фон Герцом, который в 1920 году занимался исследованием циклотриметилентринитрамина - лекарственного средства, запатентованного ещё в 1899 году другим немецким химиком, Гансом Геннингом. Последний пытался усилить антимикробные свойства уротропина (гексаметилентетраамина) путём присоединения к нему двух нитрогрупп. Получился, фактически, динитрат уротропина, который Геннинг поспешил запатентовать. С одной стороны, это вещество и правда было более агрессивным в отношении болезнетворных микробов, особенно в мочеполовых путях, с другой - довольно ядовитым уже касаемо самого больного, из-за чего пользоваться им по прямому назначению никто не стал.
Герц решил продолжить исследования коллеги, присоединив к уротропину не две, а три нитрогруппы. И закономерно получил лекарство, которое было ещё более эффективным в плане лечения урологических заболеваний, и... ещё более ядовитым.
Наверное, этим бы всё и ограничилось, но любопытный Герц подумал - ну не зря же я старался, вдруг полученное вещество ещё на что-нибудь годится! И начал изучать его свойства "по полной программе".
Выяснилось, что оно очень хорошо горит, выделяя большое количество тепла. (Много позже, во время войны во Вьетнаме, американские бойцы грели на нём воду и пайки, используя вместо сухого горючего.) А ещё внезапно оказалось, что оно проявляет свойства бризантного взрывчатого вещества, значительно превосходя очень популярный в те времена тринитротолуол.
Любопытно, что когда Герц попытался выяснить скорость детонации посредством ПРОБЫ ГЕССА, его постигла неудача, ибо свинцовый столбик, который, по идее, должен был от взрыва лишь деформироваться, здесь просто разлетелся на куски.
Тем не менее, всё-таки удалось узнать, что по сравнению с тринитротолуолом у него почти в 1,3 раза выше скорость распространения ударной волны в заряде (детонации) и в 1,7 раза - мощность взрыва.
Будучи коренным австрийцем, Гесс на тот момент переехал Германию, но хотя он все свои исследования проводил там, заявку на британский патент подал именно как гражданин Австрии, и получил подтверждающий документ в 1921 году. А потом, до кучи, ему выдали ещё и американский патент в 1922 году - но уже на взрывчатое устройство и детонатор к нему.
Новое вещество Герц назвал "гексогеном" - по количеству шестёрок в эмпирической формуле C3H6N6O6.
Сразу же проявились и недостатки этого ВВ - в отличие от тротила (тринитротолуола), гексоген обладал куда большей чувствительностью к ударам и трению. Впрочем, проблему решили добавлением специальных флегматизаторов (например, пчелиного воска или парафина).
Если бы германское и австрийское правительство более ревностно относилось к изобретениям своих граждан, к началу Второй мировой войны нацисты обладали боеприпасами, далеко превосходящими всё, что было в армиях других стран. А так получилось, как получилось: британские военные мигом поняли, что к чему, и начали оснащать гексогеном торпеды и снаряды. Причём работы проводились в глубокой секретности, а гексоген для конспирации называли Research Department Explosive («Взрывчаткой Департамента Исследований»). В дальнейшем аббревиатура RDX прижилась, и стала общепринятой во всех англоязычных странах.
Поначалу и в Германии, и в Великобритании гексоген производили так, как это делал Герц в своей лаборатории - то есть нитрованием уротропина. Собственно, это и называется МЕТОДОМ ГЕРЦА. Но практика показала, что он слишком дорог, выход низкий, а потери составляют половину используемого вещества.
Поэтому в дальнейшем химики-технологи разработали новые, более продуктивные и интересные процессы. Я вам о них не расскажу, иначе посодют.
Про самого же Эдмунда фон Герца почему-то нигде не написано - где родился, где учился, чем интересовался. Возможно, информация засекречена, как у многих, кто занимался "закрытыми" военными темами.
...Помнится, я уже где-то писал, что для получения гексогена у обычного смертного есть всё, что ему нужно - и уротропин, и азотная кислота, и серная кислота. Мне говорили - ничего подобного, это лишь в теории просто, а в реальности ни фига не получится.
Но разве МЕТОД ГЕРЦА - не то же самое? Или он получил гексоген, потому что не знал, что его нельзя получить таким вот методом?
P.S. Влад Тарханов, "Объективная реальность"
— И последний вопрос на сегодня — это производство гексогена. Что вы можете сказать по этому вопросу, товарищ Солонина? Вы получили данные нашей разведки по этому поводу, каково ваше мнение?
— Как взрывчатое вещество гексоген очень перспективен. Вся проблема в его получении. Это производное лекарства уротропина. В 1920 году немецкий химик Эдмунд фон Герц доказал его свойства как сильной взрывчатки. Но метод получения очень дорог, а выход низкий, потери составляют половину используемого вещества. Полученные данные дают намного более интересный теоретически выход, но их необходимо проверять. Перспективно? Более чем. Думаю, что военные от такого вещества не откажутся.
— Товарищ Сталин, мы изучали гексоген, считаем, что его производство тоже экономически невыгодно, но при удешевлении продукта мы действительно от такого вещества не отказались бы. — Симонов мгновенно отреагировал на взгляд вождя.
— Товарищи, мы считаем, что ситуация не позволяет нам почивать на лаврах. Поэтому мы предлагаем создать пороховой комитет с серьезными полномочиями. Руководить этим комитетом будет товарищ Берия. Он с сегодняшнего дня полностью перейдет для работы в этом комитете. Есть мнение, что нам необходимо создать предприятия по производству гексогена, нитроглицерина, этилена, а также высокоэнергетических порохов на основании нитроглицерина и динитроэтиленгликоля. Задачи — создание высокотехнологичных предприятий с большими объемами производства, решение от технологий до строительства заводов. Мы считаем, что заводы лучше всего планировать строить в районах Приуралья. Товарищу Куйбышеву найти на это средства, товарищу Орджоникидзе оказать помощь кадрами. Товарищ Солонина будет отвечать за гексоген, товарищ Зимин — этилен и его производные. За пороха ответственным будет товарищ Вуколов.
Источник - https://litmir.club/br/?b=843381&p=17
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!