Найти в Дзене
Bellalavanda

Терзал в темноте

«За что батюшка так жестоко со мной, за что?», — рыдала на плече у матери Евдокия. Жених был совершенно черным. Девица едва не грохнулась в обморок от страха, маменька успела сунуть ей надушенный платочек. — Маменька, помилуйте, да какие же детки у нас будут! — шептала Евдокия сквозь слезы. — Да авось в баньке-то отмоется, — с сомнением рассматривала матушка жениха. — Батюшка велел, согласие дал, значит, так тому и быть. — Что ж он до сих пор не отмылся, — недоверчиво моргала Евдокия. Ей разрешили только на мгновение показаться перед Абрамом Петровичем, присесть в реверансе и исчезнуть. Вот и хорошо, а то упала бы в обморок прямо там. Отец твердо решил — быть Евдокии женой Арапа Петровича Ганнибала. А что тот черный, как смоль, так это для царя не важно, отчего же им привередничать. Приданого за девицей никакого, а ежели царский инженер и ординарец берет ее за просто так, то отцу одна радость. В 1704 году в Москву привезли двух диковинных мальчиков, кожа из была будто сажей натерли, зу

«За что батюшка так жестоко со мной, за что?», — рыдала на плече у матери Евдокия. Жених был совершенно черным. Девица едва не грохнулась в обморок от страха, маменька успела сунуть ей надушенный платочек.

— Маменька, помилуйте, да какие же детки у нас будут! — шептала Евдокия сквозь слезы.

— Да авось в баньке-то отмоется, — с сомнением рассматривала матушка жениха. — Батюшка велел, согласие дал, значит, так тому и быть.

— Что ж он до сих пор не отмылся, — недоверчиво моргала Евдокия. Ей разрешили только на мгновение показаться перед Абрамом Петровичем, присесть в реверансе и исчезнуть. Вот и хорошо, а то упала бы в обморок прямо там.

Отец твердо решил — быть Евдокии женой Арапа Петровича Ганнибала. А что тот черный, как смоль, так это для царя не важно, отчего же им привередничать. Приданого за девицей никакого, а ежели царский инженер и ординарец берет ее за просто так, то отцу одна радость.

-2

В 1704 году в Москву привезли двух диковинных мальчиков, кожа из была будто сажей натерли, зубы белые, а глаза сверкали, ну ей-ей, дьяволята. Царь Петр I сам стал крестным отцом сыновьям африканского князя и дал им имена Абрам и Алексей. Решил царь провести эксперимент, желал доказать, что африканцы ничуть не меньше к наукам способны.

Предположительно портрет А. П. Ганнибала
Предположительно портрет А. П. Ганнибала

Абрам, получивший отчество Петрович, надежды царя оправдал, выучился и даже стал царским секретарем, особенно способен он был к инженерному делу и руководил строительством доков, крепостей и портов.

В возрасте тридцати четырех лет любимец Петра Великого решил жениться. Выбор его пал на дочь капитана галерного флота, грека по происхождению, Андрея Диопера. Девушка была чудо как хороша, да еще и влюблена в другого, но отец дал согласие на брак, пришлось повиноваться.

Эта история романтично описана в романе Александра Сергеевича Пушкина «Арап Петра Великого», очень гордившегося своим предком. Но продолжение ее очень далеко от счастливой развязки. В своих записках Пушкин отметил: «Прадед мой в семейственной жизни был несчастлив. Первая жена его, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он заподозрил ее в измене, развелся с ней и принудил постричься в монастырь. А дочь ее Поликсену оставил при себе, дал ей тщательное воспитание, богатое приданое, но никогда не пускал ее себе на глаза».

кадр из фильма "Сказ о том, как Петр Великий арапа женил"
кадр из фильма "Сказ о том, как Петр Великий арапа женил"

Евдокия никогда так и не полюбила супруга. А когда у нее родилась белокожая девочка, Абрам заподозрил измену и стал жестоко избивать супружницу. А потом случилась путанная история.

По вечерам Евдокия любила ходить в гости к соседке, мещанке Морше. Там собиралась небольшая компания, играли в карты, сплетничали и молодая женщина забывала о том как терзает ее ревностью супруг и как тяжел его кулак. Иногда захаживал в гости молодой офицер Яков Шишков. Прелестная, молодая, белокурая Евдокия не могла не обратить на себя внимания Шишкова, и вскоре они стали тайно встречаться.

-5

Ганнибал, прознав об этом, подал на Якова Шишкова донос, а супругу наказал иначе – перво-наперво он завел дело о бракоразводном процессе. А пока бумаги перемещались из канцелярии в канцелярию, жену запер в чулане и больше месяца терзал ее в темноте, моря голодом. Самоличными допросами выбил он у жены признание, что вместе с Шишковым она намеревалась его отравить.

Когда через месяц женщину перевели в настоящую тюрьму, она даже вздохнула с облегчением. Правда, на содержание обманщицы Ганнибал не желал выделять ни копейки, оттого покалеченная им женщина, а у нее были тяжелые травмы суставов, голодала, и иногда проходящие мимо окошечка добрые люди совали ей кусочек хлеба.

В этих нечеловеческих условиях женщина прожила четыре года! А тем временем Абрам Петрович решил вновь жениться, хотя официального развода так и не было получено.

-6

Новой его избранницей стала Христина фон Шеберг. Пока первая жена отбывала наказание за прелюбодеяние, ее муж открыто жил с другой и даже завел детишек. В 1736 году Ганнибал обвенчался с Христиной.

Прознав об этом, Евдокия написала в Санкт-Петербург прошение, где клялась, что оговорила себя под пытками и ни в чем не виновна, описывала ужасы своего полуголодного существования и необходимости лечения. Еще несколько лет Священный синод рассматривал это дело, и наконец, через шесть лет, было решено освободить Евдокию и позволить ей вернуться к родным.

Всего она провела в заточении одиннадцать лет. Здоровье ее и красота навсегда были утрачены, а жизнь погублена. Но в сердце еще теплились нежные чувства. Она ответила лаской на доброту некоего подмастерья Обумова и зачала ребенка. Девочка родилась слабенькой и сразу же умерла.

Прошло еще много лет, прежде чем Евдокию и Ганнибала официально развели – двадцать один год он уже жил с Христиной. Пришлось ему заплатить большой штраф. А Евдокия сослана была в монастырь, где и окончила свои дни.

Еще о родственниках Пушкина:

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!