Рождение для самого ребёнка - гигантский стресс, но никто из ныне живущих людей не сможет о нём рассказать. Мы попросту не помним ни секунды из того времени, осознавая себя с более старшего возраста. В этом и заключается уникальность феномена, который пытаются разгадать многие учёные. И у меня на этот счёт есть собственная теория. Хватайте поудобнее смартфон, планшет или мышку – сейчас разберёмся, почему мы не помним ничего из того, как появились на свет.
Из уюта в дикий мир
Тепло, уютно, ничего не мешает, убаюкивающие звуки глухим фоном доносятся словно откуда-то издалека - в такой атмосфере растёт и развивается ребёнок до тех пор, пока природа не определит момент его рождения. Ещё с самого начала схваток малыш на уровне инстинктов понимает, что в его комфортный мирок вторгается что-то, что нарушает гармонию.
Потом начинаются роды, когда обстановка вокруг изменяется едва ли не моментально. Только что ребёнок был у мамы в животике, как вдруг резко бьют в ушки громкие звуки, маленькие глазки будто режут острые лучи света, к ручкам и ножкам неожиданно что-то прикасается, а тело вдруг начало само разгибаться под невиданными доселе углами.
В этом и заключается тот самый гигантский стресс - маленький человечек ещё ничего не понимает, но на него уже свалилось огромное количество испытаний.
По идее, пишут в своих научных статьях нейробиологи, наш мозг в стрессовых ситуациях способен вытворять уникальные вещи, в том числе фиксировать каждую секунду происходящего и откладывать это в долгосрочной памяти. Именно поэтому мы прекрасно и во всех подробностях помним всё отвратительно плохое (или наоборот - грандиозно хорошее), что с нами происходило вчера, год или 20 лет тому назад.
Однако с малышами это не срабатывает. Поэтому мы не помним, как родились, что тогда происходило и почему всё было именно так.
Окунёмся в сложную науку…
… которая объясняет суть процесса под названием нейрогенез. Во время него наш мозг старательно и кропотливо образует новые клетки, порой замещая уже существующие. При этом младенец даже нескольких дней от роду действительно способен запоминать новую информацию, ведь он же как-то фиксирует лицо мамы. Постепенно во время нейрогенеза мозг развивается, позволяя "сохранять" всё больше воспоминаний, которые у малышей формируются пока что только в виде картинки. Дети улыбаются, когда видят что-то знакомое, одобрительно агукают и тянут ручки.
В этот период с самого первого дня от роду активно формируются нейронные связи, которые впоследствии создадут разные виды памяти: семантическую (запоминание фактов и связей), процедурную (связь событий с двигательными рефлексами - подобрать игрушку, открыть дверь, вытереть слёзки). Позже появляется автобиографическая память, фиксирующая знания о себе, и многие другие виды.
Всё это развивается только с появлением триггера - мощного стресса в результате рождения. Внутри маминого животика процессы протекают тихо-мирно и еле-еле, а уже вне его сама природа буквально заставляет мозг работать на полную катушку.
И вот ведь какой парадокс
Смотрите, если с первых дней жизни малыш способен запоминать элементарную информацию и сопоставлять простейшие факты, то почему впоследствии мы не помним, как родились? Над этой загадкой учёные бьются до сих пор, выдвигая разные теории.
Согласно одной, все полученные воспоминания попросту "стираются", освобождая место для новых, более свежих.
Другая гласит, что раз каждый ребёнок развивается по собственному пути, то, вполне возможно, в первые дни и месяцы жизни у него ещё недостаточно развит и активен гиппокамп - отдел мозга, ответственный за работу памяти и сохранение воспоминаний.
Но тогда почему повально никто не помнит этого момента?
Моё мнение, почему мы не помним, как родились
Для того чтобы что-то помнить, мало держать в голове одни зрительные образы и на уровне рефлексов понимать взаимосвязь между событиями. Наш мозг должен быть развит настолько, чтобы мы могли объяснить сами себе то, что происходит вокруг, чтобы проанализировать происходящее и зафиксировать его как воспоминание.
В младенчестве же мы не умеем разговаривать, поэтому проводить параллели между событийным рядом у нас не получается - только на примитивном уровне, достаточном для коммуникации с родителями и взаимодействия с предметами вокруг. Именно наличие словарного запаса, на мой скромный взгляд, позволяет:
- осознавать себя как личность;
- делать оценки и выводы;
- анализировать происходящее и находить связь между фактами и событиями.
Если человек не умеет говорить - он не в состоянии объяснить самому себе ничего. А если таким образом вокруг ничего не происходит, то как он сможет это запомнить?
Возможно, я ошибаюсь, мне далеко до учёных, десятки лет изучающих этот феномен. Но моё мнение такое - иного объяснения, почему мы не помним, как родились, я дать не могу.
Пожалуйста, не забудьте поставить ваш великолепный лайк ❤ А если нажмёте "Подписаться" - будет вообще супер 🙌 Впереди очень много интересного, я обещаю!
Возможно, вам будет интересно:
✅ Почему мужчины не любят умных женщин? Завидуют или комплексы?
✅ Почему полезно плакать? Мужики, бегом раскрепощаться – это спасение для глаз
✅ Почему мы замечаем лица там, где их на самом деле нет? Всё про эффект с красивым названием