За консультацией по вопросу наследства обратилась 62-летняя жительница Ленинградской области, Татьяна Сергеевна К. Ее вопрос касается сохранения обязательной доли в наследственном имуществе.
По просьбе юриста-партнера Татьяна Сергеевна подготовила детальное описание ситуации для нашего блога. Имена изменены.
Отношений с детьми нет!
Я проживаю по соседству со своей подругой, Валентина Николаевной. Ей 72 года, инвалид 2-й группы. Передвигается с трудом, но себя обслуживает.
Я уже несколько лет, с 2020 года, ей помогаю. Как началась пандемия, так полностью взяла на себя все вопросы, связанные с выходом из дома. Продукты принести, пенсию снять, лекарств купить. Потом Валя заболела этим вирусом, стало еще хуже.
Теперь я раз в неделю капитально убираюсь у нее, еду готовлю. Скоро, боюсь, она совсем сляжет.
У нее есть двое детей, сын Иван, ему 45 лет и дочь Ольга, ей 40 лет. Они враждуют очень сильно.
Дети приезжали в 2021 году один раз, да в 2023 году Ольга приезжала. Ругаться. И с матерью, и со мною.
Уж не знаю, что там у них вышло такое… Валя рассказывает, что обидели они ее очень. Сын продал квартиру, которую ему дед завещал, да уехал в Санкт-Петербург, ему тут и работу родители нашли, и образование дали. Но он решил по-своему все сделать, что им не понравилось. Сперва они с мужем не общались с сыном, потом мужа не стало, сын так же держит злобу.
А дочь отказалась тоже тут жить. Уехала ради «любви», мать бросила. У Вали проблемы со здоровьем лет с 55, она очень хотела, чтобы кто-то «свой» приглядывал. Но так сложилось…
Я пыталась с детьми поговорить, предложила нанять человека, оплачивать его. Меня на смех подняли. У мамы, как сказали, пенсия хорошая, доходы есть, вот пусть сама и решает.
Да, у Вали пенсия около 20 тысяч, еще сдает «однушку» за 25 тысяч. Вклад небольшой, еще 2-3 тысячи рублей в месяц. И все!
Мне она платит, конечно, немного. Все рас ходы компенсирует.
А в 2023 году после очередного скандала завещала мне квартиру, в которой живет. «Однушку» продала, вырученные деньги на счет положила. Потом завещание переделала на все имущество. Все мне.
Говорит, что раз я ей помогаю, то мне все и достанется. А не неблагодарным детям...
А дети посмеялись, когда она им сказала.
- Ты думаешь, что-то получишь? Мы дети, у нас обязательная доля будет, мы важнее всегда. Не верь ей… даже если отпишет, то отсудим все! – заявила мне Ольга в разговоре.
Сейчас стоит вопрос по здоровью Вали… мне нужно больше сил и времени прилагать, но я скажу прямо, «просто так» не готова. Завещание она оформила, но не оспорят ли его дети потом? Имеют ли они право на какую-либо долю?
Читайте еще в нашем блоге:
Комментирует юрист
Обязательная доля наследства закреплена в законе для нетрудоспособных граждан. Это наследники первой очереди из числа инвалидов, пенсионеров, несовершеннолетних или иждивенцев. Есть риск, что у кого-то детей может быть оформлена инвалидность и это послужит основанием для отмены завещания.
Завещание может быть оспорено в случае, если удастся доказать, что наследодатель не находился в «здравом уме и твердой памяти». Поэтому при оформлении желательно заключение психиатра. Даже если его получить сейчас, то это станет существенным доводом при попытке это завещание оспорить.
Просто так, по желанию или по причине того, что «они дети», Ольга и Иван завещание оспорить не смогут.
Так же Татьяне Сергеевне были даны рекомендации по альтернативному оформлению имущества в ее пользу, если на то согласится ее подопечная. Как и описаны возможные риски.
Увы, 100% верить завещанию все же нельзя. Как удалось выяснить, Валентина категорически против любых освидетельствований. А ее заболевание может вызвать ряд вопросов при оспаривании ее воли…