Найти тему
Кот-книголюб

Герман Гессе "Игра в бисер"

Закрыв последнюю страницу, я захотела вновь открыть первую. "Игра в бисер" меня просто загипнотизировала и привязала к себе накрепко.

Читала медленно. Хотелось бы быстрее, но не получалось. Всё дело в особой "плотности" текста, если можно так выразиться: в небольшом предложении содержится много информации для размышления. Книга требует большой умственной работы, её не прочитаешь с наскока.

Брала книгу в библиотеке.
Брала книгу в библиотеке.

Узнала, что книгу многие не дочитывают. Выходит, у меня есть повод гордиться прочитанным)). Пожалуй, подобное чувство я испытывала, осилив "Братьев Карамазовых". Да простят меня поклонники Достоевского, "Игра в бисер" показалась мне легче и доставила больше удовольствия.

Гессе писал "Игру в бисер" почти одиннадцать лет. Она вышла в 1943 году в Цюрихе, в Швейцарии. В такое тяжёлое и мрачное время писатель создаёт Касталию - провинцию, где живут интеллектуалы, стремящиеся к умственному и нравственному совершенству. Здесь царит строгий порядок и иерархия, но при этом у меня было ощущение доброжелательности и комфорта.

Талантливых мальчиков приглашают в элитные школы Касталии. В их распоряжении прекрасные учителя, лучшие книги. Им не приходится думать, как заработать себе на кусок хлеба, они могут заниматься теми различными науками а не ограничиваться выбором единственной профессии. А "высшим пилотажем" является Игра в бисер, участники которой способны находить взаимосвязи между всеми областями науки и искусства, создавать некий "универсальный (педагоги бы сказали "метапредметный") текст" с помощью символов.

Однако кое в чём касталийцы всё же имеют ограничения. Здесь нет привычных в "мире" развлечений, общество исключительно мужское, сохраняется безбрачие, высокие нравственные нормы. Иногда бывает, что кого-то исключают за дурное поведение, и он отправляется домой.

Здесь могут учиться сыновья аристократов на положении вольнослушателей. Если кто-то решает, что жизнь в "мире" более привлекательна, он может покинуть Касталию и вернуться к обычной жизни. Насильно не держат. Когда Магистр Игры Кнехт решает покинуть вверенный ему пост и Касталию, он на себе испытывает осуждение, но ни погоня, ни месть ему не грозят.

Материальные потребности касталийцев покрывают обычные граждане государства. Сами они ничего не производят.

-Но все же, как ни скромны ваши требования в смысле материальном, Касталия стоит стране в год хорошенькую сумму.
– Да уж, – рассмеялся Иозеф, – сумма эта, как мне говорили, составляет примерно, одну десятую той, которую наша страна во времена воинственного столетия расходовала на оружие и снаряжение солдат.

Одного блогера, которого я послушала, буквально "бесит" (это её слово) Касталия из-за того, что она "живёт за счёт других".

Но мне близка позиция главного героя Йозефа Кнехта.

Ведь маленькая Касталия служит большому миру, она поставляет ему учителей, книги, разрабатывает научные методы, заботится о чистоте духовных функций и морали и всегда, как некая школа и прибежище, открыта для небольшого числа людей, предназначенных посвятить свою жизнь духу и истине.

Мне понятно желание писателя создать мир, в котором нет ужасов войны, нет конфликтов, нет вражды, нищеты, голода, нет политики. Есть люди, которым хочется укрыться в тихом и безопасном месте от всего окружающего негатива. Я сама с удовольствием провела две с небольшим недели в деревне, где у меня не было ни интернета, ни телевизора. Я была оторвана от "мира", наслаждалась общением с мамой и подругой, с природой, с кошками и абсолютно не страдала из-за своей "оторванности от жизни".

В день нашего приезда в деревню.
В день нашего приезда в деревню.

Однако, в Касталии не всё безупречно. Йозеф Кнехт размышляя о прошлом, настоящем и будущим своей любимой провинции, понимает, что она уже прошла этап своего расцвета. Высокомерие элиты, презрение к "миру", даже особенности характера его друга Тегуляриуса - всё это тревожные звоночки, которые пока, кроме него никто не замечает или не придаёт им значение.

Истинный касталиец, Йозеф всё же отличается от других. Кнехт уникален тем, что открыт для общения и дружбе "извне". Его друзьями кроме касталийца Тегуляриуса и Мастера Музыки становится отец Иаков из монастыря бенедиктинцев и Плинило Дезиньоре, сын аристократа, учившийся в Касталии, но вернувшийся в "мир" и сделавший политическую карьеру.

Общаясь с ними, Кнехт понимает, что и "мир" не всегда будет одинаково расположен к Касталии. Случись война или другая общегосударственная беда, и Касталия покажется гражданам излишней роскошью.

Гессе наделяет своих героев говорящими именами. "Кнехт" - "слуга". Вся его жизнь служение. Сначала любимой Касталии, а потом и "миру", частью которого она является. Кнехт уверен, что нельзя полностью изолировать себя от народа. Его титул Мастер Игры "Magister Ludy" можно перевести "школьный учитель". Покинув своё высокое положение в иерархии Ордена, Кнехт решает стать наставником юного Тито. В обучении и воспитании подрастающего поколения, он видит своё новое предназначение.

Удивительно харизматичный, умный, тонкий, духовный и высоконравственный персонаж. Думаю, что Йозеф Кнехт станет одним из моих любимых литературных героев.

У произведения необычная структура.

Первая часть небольшая, всего 30 страниц. Некий историк, от лица которого ведётся повествование, рассказывает, как появилась Касталия, Орден и собственно Игра в бисер. Впечатляет описание "фельетонной эпохи". Такое ощущение, что Гессе был пророком. В далёком 1942 году он описал то, что происходит сейчас. Как будто, посмотрел современную телепрограмму или открыл ленту Дзена.

Если какая-нибудь знаменитая картина меняла владельца, если с молотка продавалась ценная рукопись, если сгорал старинный замок или отпрыск знатного рода оказывался замешанным в скандальной истории, во многих тысячах фельетонов читателю не только сообщались эти факты, но в этот же день или назавтра ему преподносили уйму анекдотического, исторического, психологического, эротического и прочего материала на эту тему, каждое злободневное происшествие вызывало к жизни поток всевозможной писанины, причем манера преподнесения этих материалов всецело несла печать наспех и безответственно изготовленного массового товара.

Впрочем, он ведь и писал о далёком будущем. В некоторых отзывах на эту книгу встречала "две тысячи четыреста какой-то год". Но по ходу чтения нигде не встретила подобную дату.

Вторая, основная и самая объемная, часть повествует о жизни Йозефа Кнехта, одного из выдающихся Магистров Игры. Проникнувшись симпатией к маленькому Йозефу, было очень интересно следить, как он взрослеет, с какими людьми сводит его жизнь, какой выбор он делает. К концу я настолько привязалась к этому персонажу, что не сразу восприняла придуманный писателем финал.

Третья часть представляет собой произведения самого Йозефа Кнехта: его стихи и три жизнеописания, написанные им в студенческие годы. Если главный герой и сюжет вас заинтересовали, то эта часть усилит впечатление. С одной стороны, к основным событиям ничего не добавится, а с другой, очень много даст для понимания характера Кнехта. Например, именно благодаря этой части я примирилась с финалом. Теперь он выглядел очень продуманным и логично завершённым.

Я восторгаюсь мастерством Германа Гессе, создавшем такую уникальную вещь, как "Игра в бисер".

Многим всё же произведение не нравится. И тут мне вспомнился давнишний эпизод с шоколадом. Привезла мне знакомая в подарок шоколад с мятой и сказала: "Попробуй. Ты его либо никогда больше не возьмёшь в рот, либо полюбишь навсегда".

С книгой "Игра в бисер" происходит то же самое: либо вы её бросите, не дочитав, либо влюбитесь в неё бесповоротно.