Записи о событиях, происходивших на Афоне, были составлены на основе рассказов афонского монаха Феофана. Согласно его словам, ему неоднократно являлся святой Нил Мироточивый, который через него увещевал и указывал на грехи обитателей Святой Горы, но самое главное было то, что Нил пророчествовал о будущем человечества. В этих откровениях содержатся описания будущих событий.
На самом Афоне не все разделяют эти записи, как что-то важное, особенно не воспринимаются обличительные фрагменты о монашеской жизни. Но так или иначе мы рассмотрим лишь пророческие слова о будущей картине мира.
Пророческая характеристика людей перед кончиной мира, в посмертных вещаниях Нила Мироточивого, занимает особое место.
Что же пророчествовал Нил?
По его вещанием, известно, что ориентировочно, начиная с двадцатого века нашей эры произойдут события.
Дословно написано: «... если пройдет седьмое число лет и пяти восходящим к полпути восьмого, там на половине числа пятого (или пятерки), следовательно, какое смущение произойдет от четвертого до пятого (т.е. по прошествии 7 400 лет от сотворения мира, то между четвертым и пятым столетием, от четвертого столетия до пятого, или, так сказать, в течение двадцатого прошлого века).
В это время произойдёт грандиозный упадок морали. Царить будут жестокость, прелюбодеяние, кровосмешение и разврат. Люди опустятся до крайней степени разложения нравов. Возникнет сильное смятение, сопряжённое с борьбой и революцией, и постоянные споры не приведут ни к какому решению.
Затем соберётся Восьмой Вселенский Собор, чтобы разрешить возникший конфликт и установить порядок, разделяя добро и зло, как земледелец отделяет пшеницу от плевел: пшеница предназначена для человека, плевелы - для скота. Так будут отсечены праведные от еретиков, и на время в мире наступит спокойствие.
Об этом же упоминается в Византийских пророчествах.
Однако после короткого мира люди снова обратятся к злу, погружаясь во вредоносные обычаи и станут неспособны распознавать родственные связи, игнорируя семейные узы и брачные обеты. Общество будет двигаться к гибели, подобно Содому и Гоморре, и не будет найдено даже пяти праведников.
Брат будет вступать в брачные отношения со своей сестрой, мать - с сыном, сын будет убивать отца и совершать прелюбодеяние с матерью; и множество других злодеяний станет обыденностью. По мере распространения зла среди людей на них будут обрушиваться и бедствия.
Стоимость золота в будущем упадет до такой степени, что оно будет цениться не выше, чем нынешняя мелкая монета.
С нарастанием бедствий люди, вместо того чтобы раскаиваться, будут наращивать свою злобу против Бога.
Преступления, совершаемые человечеством, превзойдут по своей мерзости даже те, что были известны в эпоху до всемирного потопа.
Обсуждения будут крутиться исключительно вокруг злодеяний, злые намерения будут лежать в основе поступков, соглашательство будет склоняться к злу, а сотрудничество осуществляться лишь ради злодеяний.
Все действия будут пропитаны злом, распространятся злонамеренные угнетения и разделения, а также эгоистичное отчуждение. Несмотря на всю эту безнравственность, люди будут убеждены, что даже злоумышленники могут обрести спасение.
То есть люди как бы будут говорить, мол, Бог же милостивый, он не может отправить в ад за грехи... И не будут каяться соответственно. Проще говоря, самооправдание станет главным для многих.
Жадность и деньги
В тот период люди будут владеть золотом в изобилии, то есть будут владеть значительными средствами, однако будут утверждать обратное, жалуясь на недостаток средств.
Они будут накапливать золото, увеличивая его количество за счет процентов; будут просить подаяния для поддержания своей жизни, при этом стенать о голоде. Основной их целью будет накопление богатства с целью приобретения еще большего имущества; в меру усиления жадности будут усиливаться и бедствия в мире. Алчные обманщики будут являться в образе бедняков, чтобы собрать больше золота для получения дохода от его инвестирования…
Менее обеспеченные слои населения будут подвергаться давлению в связи с необходимостью вносить региональные взносы. Не имея возможности отчислять средства на эти нужды, они будут вынуждены оставлять свои жилища и искать убежище в других местах, однако и там они столкнутся с аналогичными трудностями, а порой даже с более тяжелыми условиями. В конечном итоге, оказавшись в безвыходном положении, они будут обращаться к умершим, просить их о смерти и ждать суда праведного.
Видя стенания нуждающихся, которые поднимаются к Небесам подобно благоуханию, Господь благоволит послать миру изобилие, и бедные, радуясь урожаю, будут славить Создателя. Но когда наступит время сбора урожая, жадный человек заберет его себе и предпишет, чтобы все, кто желает зерна, обращались к нему. Таким образом, бедные будут вынуждены покупать свой хлеб у монополистов, заплатив за него вдвое больше, чем раньше.
Злоумышленники будут обвинять бедных в наличии у них средств, которых на самом деле нет, и пытаться изъять у них последнее, прибегая к любым предлогам и даже к заключению в тюрьму, чтобы вымогать у них деньги под видом расходов. Они стремятся извлечь излишки с бедняков, которые и так не имеют средств к существованию.
Бедствующие, сталкиваясь с таким обращением, озадачены, не зная, что предложить взамен требований. А жадные, не находя, что взять с бедных, боятся убытков. Тем не менее, у бедняков ничего нет. Состоятельные же люди, видя бедных в чистой одежде, не понимают, что внешнее благополучие бедняков отражает их чистосердечие и отсутствие злонамеренности.
Таким образом, сердце бедного, которое терпит несправедливость и остается без мести, сияет ярко. Блажен тот, кто выдержит все испытания, ведь в день Страшного Суда он будет признан за брата Страшным Судией, который скажет: «Понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших Мне сотвористе». Видишь, слышишь: за кого признает бедняков на судилище страшном? Говорит: «Сих братии Моих меньших?» (Мф.25:40).
Забота о себе
В то время (период, предшествующий времени антихриста), люди будут чрезмерно заняты собственными мыслями и взаимно осуждение друг друга станет обыденным явлением. Лихачи будут порицать нищету, утверждая, что у бедняков есть деньги, и будут обвинять их за неуплату ежегодного долга. Отсюда начнется практика заключения бедняков в тюрьму и их пыток, чтобы отнять у них серебро и золото в качестве процентов за займы. Бедняки, видя жестокость лихачей, начнут откладывать драгоценности для защиты от них. Со временем, скопив достаточно средств, бедняк сам начнет страдать от жадности, стремясь удвоить, а затем учетверить свои излишки. Однако добившись этого, он умирает и пробуждается в аду, а его тело хоронят согласно местным обычаям. Лихачи, заметив у бедняка значительные сбережения, начинают его клеветать, оправдывая свою жадность и вымогательство словами: «Видите ли, этот бедняк, который жаловался на нищету, на самом деле имел солидные запасы». И когда умер другой бедняк, у которого нашли еще больше сбережений, лихачи повторяют свои оправдания: «Какое теперь может быть сострадание к бедным? Есть ли хоть один человек, достойный жалости?».
Как мы видим Нил Мироточивый описывает именно то, что приведёт человечество к погибели - деньги. Всегда их будет мало, всегда будет хотеться больше. Жадность будет великая.
А потом будет и антихрист. Вот что вещал Нил по этому поводу.
Антихрист
От нечистой блудной девы родится антихрист. В сей деве совокупятся распутства, она будет сокровищница прелюбодейства; всякое зло мира, всякая нечистота, всякое беззаконие воплотятся в ней, т. е. в зачатом ею от тайного блуда совокупятся воедино во чреве нечистоты и с обнищанием мира оживотворятся. Когда обнищает мир от благодати Всесвятаго Духа, тогда сей оживотворится во чреве нечистоты, от самой сквернейшей и злейшей мнимой девы, худшей всех когда-либо бывших; зачнется от тайного противоестественного блуда плод, который будет вместилищем всякого зла, в противоположность тому, как Христос был совершенством всякой добродетели, а Пречистая Матерь Его была совершеннейшая в женах. Сей плод родится на свет тогда, когда обнищает мир добродетелями.
Ей, оживится (т. е. родится) при обнищании мира; но что за обнищание такое постигнет мир? Много видов этой нищеты, которая будет окружать и как бы охватывать постепенно мир. Во-первых, обнищает мир любовию, единодушием, целомудрием. Во-вторых, обнищает каждое селение и град от подвластности своей, главенствующие лица удалятся от града, села и округа, так что не окажется никакого главенствующего лица ни во граде, ни в селе, ни в округе. Также и Церковь почти обнищает от главенства духовных властей.
После сего обнищания «иссякнет любы многих» (Мф.24:12), «удержай от среды ят будет» (2Фес.2:7) — и родится нечистый от чрева нечистоты. Потом же нечистое это рождение будет производить знамения и чудеса мечтаниями бесовскими. Мир будет воображать, что сей антихрист кроток и смирен сердцем, а на самом деле он будет по сердцу — лисицей, по душе — волком; смущение людей будет его пищею. Когда превращаться70 будут люди, тогда живопитаться будет антихрист.
Смятение же людей будет сие: осуждение, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжание, мужестрастие, забвение веры, прелюбодейство, похвальба блудом. Это зло будет пищею антихриста. В противоположность тому, как Христово брашно было исполнение воли Отца Его, так брашно антихриста будет исполнение воли отца его диавола. Этим будет живопитаться антихрист.
И сделается антихрист главою над городами, над селами и над округами сел, после того, как не окажется (т. е. упразднится) никакой главы в селах, городах и округах сельских. Тогда он захватит власть над миром, станет распорядителем мира, начнет властвовать также и над чувством человека. Люди будут верить тому, что он будет говорить, потому что он будет действовать как единодержец и самодержец на погубление спасения, т. е. люди, и без того сделавшиеся сосудами диавольскими, возымеют крайнее доверие к антихристу, сделают его всемирным единодержцем и самодержцем, так как он будет орудием диавола в последней попытке его истребить христианство с лица земли. Находясь в погибели, люди будут думать, что он есть Христос Спаситель и что он содеет их спасение. Тогда Евангелие Церковное будет в пренебрежении.
Посему, когда погибель внесет великое бедствие в мир, тогда во время сих бедствий произойдут страшные знамения. Наступит страшный голод, на мир же найдет великая алчба (т. е. ненасытимость): сравнительно с тем, сколько съедает человек в нынешнее время, тогда будет съедать в семь раз больше и не насыщаться.71 Великое бедствие настанет повсеместно. Тогда любостяжатели откроют свои любостяжательные житницы, т. е. капитализм упразднится, имущество уравняется на началах социализма. Тогда злато обесценится как навоз по дороге.
Преподобный Нил описывает бедствия, которые постигнут в те времена всё человечество.
Катастрофы, обрушивающиеся на землю в эпоху господства антихриста, будут иметь разрушительные последствия: океаны высохнут, животный мир погибнет, время начнет истекать ускоренно. Как же несчастлив тот, кто будет помечен проклятым знаком! Этот знак принесет с собой несметные беды для всего мира. В такие времена мир будет настолько подавлен, что население начнет массово переезжать из одного места в другое. Туземцы, столкнувшись с прибывающими, будут восклицать: о, несчастные существа! Как вы могли оставить свои благословенные земли и прибыть в эту проклятую обитель, к нам, где уже давно забыто человеческое сострадание? Такие слова будет слышно в каждом уголке, куда только люди будут переселяться. Видя смятение и страдания человечества, вынужденного оставлять родные места, Бог повелит океану вновь обрести прежнюю теплоту, чтобы предотвратить бесконечные переселения.
Когда же Антихрист взойдет на свой проклятый престол, тогда океан закипит, как вода в котле, и, испаряясь, растворится в воздухе, словно дым. Все растения, величественные дубы и кедры, под воздействием жара иссохнут, источники воды пересохнут; животные, птицы и рептилии погибнут.
Дни будут пролетать как часы, недели как дни, месяцы как недели и годы как месяцы, поскольку человеческая нечистота привела к тому, что даже стихии стали истощенными, и они ускоряют свой ход, стремясь к скорейшему завершению времени, предначертанного Богом для восьмой тысячи лет с момента создания мира.
Как не погибнуть?
И об этом вещал Нил.
Сегодня люди, как тот, не заботившийся о спасении своем, небрегут о спасении, озабочены суетными и ложными, озабочены вещественными предметами мира сего для кары своей в неугасающем море пламенном. Здесь они тружда-ются всуе и ложно, в неправдах, а там беспрерывно будут терзаться и просить капли воды, чтобы остудить язык свой…
О, человече! (Пока) здесь имеешь время прохлады, остужай же язык свой покаянием со слезами умиления от сердца сокрушенного, плачь о (своем) изгнании воздержись от греха! Удерживай себя от всех делающих беззакония, т. е. от греховных помыслов, плачь сам о себе, но не пред человеки, как фарисеи, а в одиночестве, в тайне сердца своего, как и грехи возделывал в тайне сердца. Сокрушайся в себе, что сделался преступником обещания своего, данного при св. Крещении; с умиленными словами плачь слезами покаяния, кайся в беззакониях, содеянных тобою и о злых твоих деяниях.
Если хотите угасить пламень огненный и не хотите быть казненными в пытках мучения, то вот что сделайте: имейте любовь между собою, держите чистоту целомудрия, имейте воздержание со смирением; со умиленным сердцем исповедуйте деяния, содеянные вами. Молю и прошу вас, преподобнейшие отцы, оставьте осуждение, которым вы осуждаете друг друга с празднословием. Это и есть, говорю вам, средство освободиться от той огненной реки, которая повлечет человека за дела его во тьму внешнюю, туда, где плач и скрежет зубов. Это проклятое осуждение переставляет человека на сторону ошуюю, туда, где козлища. Это проклятое осуждение предоставляет человека горькой смерти. Это проклятое, осудительное оклеветание приводит человека во чрево великого отступника. Это проклятое, осудительное многословие ввергает человека во блато нечистоты. Это проклятое, мысленное осуждение приводит человека во вражду; враждоборствуют из-за этого люди друг с другом и весьма прогневляют сим Бога.
Будем же каяться, творить дела милосердия и не откладывать сего на завтра.
Слава Богу за все!