БОСХ
1
Босх приехал поздно и был вынужден припарковаться на кладбищенской дорожке далеко от места захоронения. Осторожно, чтобы не наступить на чью-нибудь могилу, он, прихрамывая, прошел через два мемориальных участка — его трость утопала в мягкой земле, — пока не увидел панихиду у могилы Джона Джека Томпсона. На месте захоронения старого детектива были только стоячие места, и Босх понял, что с его коленом, перенесшим операцию шесть недель назад, это не пройдет. Он отошел в соседний "Сад легенд" и сел на бетонную скамейку, которая была частью могилы Тайрона Пауэра[1]. Он решил, что это нормально, поскольку это была именно скамейка. Он вспомнил, как в детстве мать водила его в кино на фильмы с Пауэром. Старые фильмы, которые крутили в возрожденных кинотеатрах на Беверли. Он помнил этого красивого актера в роли Зорро и в роли обвиняемого американца в фильме "Свидетель обвинения". Он умер во время работы, получив сердечный приступ во время съемок сцены дуэли в Испании. Босх всегда считал, что это неплохой способ уйти из жизни, занимаясь любимым делом.
Служба по Томпсону длилась полчаса. Босх находился слишком далеко, чтобы слышать, что говорили, но мог догадаться. Джон Джек — так его всегда называли — был хорошим человеком, сорок лет прослужившим в полиции Лос-Анджелеса в форме[2] и в качестве детектива. Он упрятал за решетку множество плохих людей и научил поколения детективов делать то же самое.
Одним из них был Босх, работавший в паре с легендой в Голливудском участке в качестве новоиспеченного детектива по расследованию убийств более трех десятилетий назад. Помимо прочего, Джон Джек научил Босха читать лжецов в комнате для допросов. Джон Джек всегда знал, когда человек лжет. Однажды он сказал Босху, что нужно быть лжецом, чтобы узнать лжеца, но так и не объяснил, откуда у него взялась эта мудрость.
Их напарничество просуществовало всего два года, поскольку Босх хорошо обучился, а Джон Джек был нужен, чтобы вводить в курс дела нового сотрудника отдела убийств, но наставник и ученик поддерживали связь все эти годы. На вечеринке по случаю выхода Томпсона на пенсию Босх рассказал о том, как они работали над делом об убийстве, и Джон Джек остановил грузовик, развозивший выпечку, когда увидел, что тот поворачивает направо на красный свет, не доехав до полной остановки. Босх поинтересовался, почему они прервали поиски подозреваемого в убийстве из-за мелкого нарушения правил дорожного движения, и Джон Джек ответил, что это произошло потому, что в тот вечер они с женой Маргарет собирались поужинать в компании и ему нужно было привезти домой десерт. Он вышел из их служебной машины, подошел к грузовику и обратился к водителю. Он сказал ему, что тот только что совершил нарушение правил дорожного движения стоимостью в два пирога. Но Джон Джек, будучи честным человеком, договорился об оплате штрафа одним вишневым пирогом и вернулся в служебную машину с ночным десертом.
Подобные истории и легенда о Джоне Джеке Томпсоне померкли за двадцать лет, прошедших с момента его выхода на пенсию, но вокруг его могилы собралась толпа, и Босх узнал многих мужчин и женщин, с которыми ему довелось работать во времена, когда он сам носил жетон полиции Лос-Анджелеса. Он подозревал, что прием в доме Джона Джека после службы будет не менее многолюдным и может затянуться до ночи.
Босх побывал на слишком многих похоронах отставных детективов. Его поколение проигрывало войну на истощение. Но эти были высокого класса. На них присутствовал официальный почетный караул полиции Лос-Анджелеса и волынщики. Это был кивок в сторону прежнего положения Джона Джека в управлении. "Amazing Grace"[3] скорбным эхом прокатилась по кладбищу и перекинулась через стену, отделявшую его от "Paramount Studios"[4].
После того как гроб опустили и люди стали возвращаться к своим машинам, Босх направился через лужайку к месту, где по-прежнему сидела Маргарет со сложенным флагом на коленях. Она улыбнулась Босху, когда он подошел.
— Гарри, ты получил мое сообщение, — сказала она. — Я рада, что ты пришел.
— Я бы не пропустил, — сказал Босх.
Он наклонился, поцеловал ее в щеку и сжал ее руку.
— Он был хорошим человеком, Маргарет, — сказал он. — Я многому у него научился.
— Он был таким, — сказала она. — И ты был одним из его любимцев. Он очень гордился всеми делами, которые ты закрывал.
Босх повернулся и посмотрел в могилу. Гроб Джона Джека, похоже, был сделан из нержавеющей стали.
— Он сам выбрал его, — сказала Маргарет. — Он сказал, что он похож на пулю.
Босх улыбнулся.
— Мне жаль, что я не успел навестить его, — сказал он. — Перед концом.
— Все в порядке, Гарри, — сказала она. — У тебя было колено. Как оно?
— С каждым днем все лучше. Эта трость мне больше не понадобится.
— Когда Джону Джеку делали операцию на коленях, он сказал, что это новая жизнь. Это было пятнадцать лет назад.
Босх только кивнул. Он подумал, что "новая жизнь" — это слишком оптимистично.
— Ты придешь в дом? — спросила Маргарет. — Там есть кое-что для тебя. От него.
Босх посмотрел на неё.
— От него?
— Увидишь. То, что я бы отдала только тебе.
Босх увидел членов семьи, собравшихся у пары лимузинов на парковочной полосе. Похоже, это были дети двух поколений.
— Могу я проводить тебя к лимузину? — спросил Босх.
— Было бы неплохо, Гарри, — ответила Маргарет.
[1] Тайрон Эдмунд Пауэр-мл. (англ. Tyrone Edmund Power, Jr.; 5 мая 1914 — 15 ноября 1958) — американский актёр, наиболее известный своими романтическими ролями в классических голливудских фильмах 1930—1950-х годов. Отец Ромины Пауэр из дуэта "Аль Бано и Ромина Пауэр".
[2] Патрульным полицейским
[3] «О благодать», всемирно известный под своим английским названием «Amazing Grace» (букв. — «Изумительная благодать») — христианский гимн, созданный в 1779 году. Написан английским поэтом и священнослужителем Джоном Ньютоном (1725—1807), создавшим около 250 духовных гимнов.
[4] Одна из крупнейших киностудий мира.