От HIM до Avatar, от The 69 Eyes до Ice Nine Kills – «Ворон» оставил неизгладимый след в эстетике и тематике металла.
В 1981 году, когда Джеймсу О'Барру пришла в голову идея «Ворона», все, чего он хотел — это эмоционального катарсиса. 21-летний морской пехотинец США, дислоцированный в Берлине, все еще переживал смерть своей невесты, погибшей от рук пьяного водителя несколькими годами ранее, когда они еще учились в старшей школе. Он не знал, будет ли когда-нибудь опубликован комикс, который он писал и рисовал.
«Это был просто способ выплеснуть все на бумагу», — рассказывал Джеймс газете The Los Angeles Times в 1994 году, имея в виду свое горе. «Я никогда раньше не делал ничего настолько личного».
Первый выпуск «Ворона» будет опубликован только через восемь лет, но эта история о мстителе-нежити, жаждущем мести людям, убившим его и его невесту, начала жить своей собственной жизнью, во многом благодаря экранизации 1994 года. Этот фильм, снятый Алексом Пройасом с Брэндоном Ли в главной роли, также известным как воскресший рок-музыкант Эрик Дрейвен, стал культовым.
Слоган фильма: «Настоящая любовь длится вечно». Эстетика «Ворона» повлияла на бесчисленных рок-, метал- и готик-исполнителей, а блестящий саундтрек, в котором были представлены все: от The Cure и Nine Inch Nails до Rage Against The Machine и Rollins Band, помог изменить подход Голливуда к использованию тяжелой и альтернативной музыки в высокобюджетных фильмах.
Трагическая смерть Брэндона Ли на съемочной площадке не остановила развитие франшизы, и даже три провальных продолжения не смогли подорвать культовый статус персонажа. Совершенно новый ремейк с звездой «Оно» Биллом Скарсгардом в роли Эрика Дрейвена выйдит на экраны , через 30 лет после выхода оригинального фильма. Как и главный герой, «Ворон» отказывается умирать.
«Эрик был моим героем», — говорит бывший вокалист HIM, ставший сольным исполнителем, Вилле Вало. «Фильм вышел сразу после прорыва гранжа и был по-настоящему крутым в своей мрачности. Было несколько более мрачных фильмов, но я не думаю, что в то время из Голливуда выходило что-то, что считалось бы «готическим», и в нем было немного рок-н-ролла. Эрик носил с собой ворона и гитару».
Вилле, конечно же, не единственный музыкант, преклоняющийся перед оригинальным фильмом. Финские готик-металлисты The 69 Eyes в 2000 году выпустили песню под названием Brandon Lee в честь покойного актера, а участники Lacuna Coil и Motionless In White являются известными фанатами фильма. Восходящий синти-поп дуэт Zetra недавно сделал кавер на песню The Cure Burn, открывающую саундтрек к «Ворону», а одержимая ужасами металкор-группа Ice Nine Kills фактически пересняла фильм в виде девятиминутного ролика, сопровождающего их сингл 2018 года A Grave Mistake.
«Это один из тех фильмов, которые навсегда останутся классикой», — говорит вокалист Ice Nine Kills Спенсер Чарнас о «Вороне». «И по праву — от операторской работы до сюжета и музыки. Это особенный фильм».
Несмотря на все свое влияние сегодня, восхождение «Ворона» к культовому статусу было медленным. Оригинальный комикс вышел в независимом американском издательстве Caliber. Джеймс О'Барр не заработал на нем достаточно денег, чтобы стать штатным художником; он работал на автомобильную компанию Ford, когда продюсеры впервые попытались купить у него права на экранизацию в начале 90-х.
Смерть Брэндона Ли в середине съемок — случайный результат выстрела холостым патроном — означала, что ни одна студия не хотела выпускать законченный фильм. Джефф Мост был сопродюсером и не указанным в титрах соавтором сценария «Ворона». «[Первоначальный дистрибьютор] Paramount Pictures отказалась от него: «Мы просто не думаем, что сможем сейчас включить этот фильм в наш график, учитывая его очень бурную историю», — рассказывал он . «Все крупные студии отказались от него».
В конце концов, фильм был подобран Miramax, компанией, основанной печально известным продюсером Харви Вайнштейном и его братом Бобом. Он собрал в прокате 94 миллиона долларов, что сделало его 26-м по величине фильмом года — респектабельно, но далеко не блокбастером. Но у «Ворона» уже формировалась своя аудитория. Вилле Вало помнит, как услышал о нем из уст в уста.
«Должно быть, я услышал о нем от Юрки [69], который поет в The 69 Eyes, потому что он киноман», — вспоминает он. «Он повлиял на меня и затронул меня на всех возможных уровнях, как в музыкальном, так и в стиле жизни: «Вот как это должно быть!»». Он добавляет, что это дало HIM «звуковую палитру, а также визуальную палитру на долгие годы».
Стилистически «Ворон» сильно тяготел к готической и металлической субкультурам. Визуально он был темным и мрачным, а Брэндон играл одетого в кожу Эрика Дрейвена как рок-звезду, так и мстительного духа (сам Джеймс О'Барр основал оригинального персонажа на Питере Мерфи из готических пионеров Bauhaus и Игги Попе). Образ Эрика с раскрашенным трупным гримом — белое лицо, шрамоподобные черные полосы, спускающиеся к глазам, улыбка в стиле Джокера — с тех пор переняли не один музыкант.
Лидер Avatar Йоханнес Эккерстрём, раскрашивающий свое лицо, явно опирается на визуальный стиль «Ворона», хотя он утверждал, что на него повлиял как рестлер WCW Стинг, так и оригинальный персонаж. «Мне нравился «Ворон», но еще больше мне нравился профессиональный рестлер, который передрал образ Ворона!» — сказал Йоханнес еще в 2017 году.
Вилле Вало вышел на сцену на одном из концертов HIM в лондонском Hammersmith Apollo в 2004 году — к 10-летию фильма — в полном костюме Эрика Дрейвена. «Мы пригласили нашего дорогого друга Пола Ксавьера, который специализируется на гриме и всяком таком, приехать и привезти все свое снаряжение», — рассказывает Вилле. «Не уверен, что я был достаточно умен, чтобы понять, что это 10-я годовщина! Ха-ха!»
Другие музыканты черпали вдохновение в «Вороне» не только на визуальном уровне. Как и Вилле Вало, Спенсер Чарнас из Ice Nine Kills впервые увидел «Ворона» на видеокассете и был поражен историей о мести, пропитанной атмосферой мрачной романтики. Годы спустя он снял девятиминутный мини-фильм для песни INK A Grave Mistake, взяв за основу сюжет фильма.
«Эту пару убивают в ночь перед Хэллоуином, и он возвращается», — говорит он. «Если вы читали текст песни A Grave Mistake, то это история о мести. Никогда не следует мстить кому-то — я думаю, что жить хорошо — лучшая месть, — но музыка — это побег от реальности. У каждого в жизни есть люди, которые, как им кажется, обидели их, и люди, которых обидели, любят петь песни и слышать тексты, которые чешут эту самую рану».
Для Спенсера фильм нес в себе дополнительную эмоциональную нагрузку из-за смерти исполнителя главной роли. Брэндон Ли был сыном покойной легенды боевых искусств Брюса Ли, и «Ворон» был его первой главной ролью. 31 марта 1993 года Брэндон был смертельно ранен на съемочной площадке, когда холостой патрон, застрявший в бутафорском пистолете, был случайно выпущен ему в живот, разорвав крупный кровеносный сосуд. По иронии судьбы, он снимал сцену, в которой Эрик Дрейвен убит выстрелом во время нападения на его девушку. Брэндону было всего 28 лет, и через 17 дней он должен был жениться на своей невесте Элизе Хаттон. Его смерть оказалась неразрывно связана с фильмом, усилив его трагическую окраску.
«Вокруг фильма витал ореол грусти за несколько месяцев до его выхода», — говорит Спенсер. «Этот ужасный случай в сочетании с тематикой фильма, в котором рассказывалось о парне, убитом в расцвете сил, создавал ощущение настоящей жути. Это добавило фильму такой слой, которого, я не знаю, был ли когда-либо у какого-либо другого фильма, выпущенного крупной студией».
Хотя Брэндон и Эрик впоследствии стали неразрывно связаны, Джефф Мост говорит, что актер не был похож на персонажа, которого он играл. «Мы провели вместе много месяцев, разрабатывая фильм, прежде чем отправиться на место съемок», — вспоминает он. «Брэндон был человеком, полным жизни. Он любил розыгрыши. Он всегда смеялся, был веселым и целеустремленным — настоящим лучом света».
Если визуальная составляющая «Ворона» была важной частью успеха фильма, то не менее важной была и его музыка. Саундтрек, выпущенный за два месяца до выхода фильма в широкий прокат, отражал мрачный, рок-н-ролльный дух как фильма, так и оригинального комикса Джеймса О'Барра, объединив множество известных групп из мира металла, готики, альтернативного рока и не только.
«Я хотел, чтобы музыка действительно передавала то, что происходит на экране, — от панка до металла, от жесткого рэпа до кавера на Joy Division», — говорит Джефф Мост, который составлял саундтрек вместе с музыкальным супервайзером Джолин Черри.
Альбом саундтреков был похож на список «Кто есть кто» в роке 90-х, с ранее не издававшимися композициями The Cure (проникновенная открывающая Burn), Rage Against The Machine (Darkness), Stone Temple Pilots (Big Empty) и других. В другом месте хитмейкеры Nine Inch Nails, Pantera и Rollins Band представили запоминающиеся каверы на песни Joy Division (гипнотическая Dead Souls), американских панк-агитаторов Poison Idea (обличительная The Badge) и электро-панк-провокаторов Suicide (Ghostrider) соответственно.
Среди других имен на альбоме были Helmet, инди-рок-столпы The Jesus And Mary Chain, рутс-панки Violent Femmes и давно забытые альтернативщики For Love Not Lisa. Это был идеальный альтернативный рок-плейлист середины 90-х, за много лет до Spotify. Он определенно задел за живое, достигнув 1-го места в альбомном чарте Billboard и продав более трех миллионов копий в США.
Это был не первый фильм с рок-саундтреком, но его успех заставил Голливуд понять, что привлечение кучи громких групп к блокбастеру — это выигрышный билет — все, от супергеройского фильма Spawn до блокбастера с Томом Крузом «Миссия невыполнима 2», следовали примеру «Ворона». Джефф Мост не мог не заметить эту тенденцию: «После выхода оригинального саундтрека к «Ворону» так много продюсеров фильмов обернулись и сказали: «Мы хотим [воссоздать] это!»».
Смерть Брэндона Ли не помешала Джеффу и сопродюсеру Эдварду Р. Прессману попытаться повторить успех фильма. В сиквеле 1996 года «Ворон: Город ангелов» снялся Венсан Перес в роли нового Ворона (он же Эш Корвен), а оригинального режиссера Алекса Пройаса сменил неординарный клипмейкер Тим Поуп, наиболее известный своими работами с The Cure. Фильм также породил еще один отличный саундтрек, в который вошли Korn, White Zombie, Hole, Deftones, PJ Harvey и другие.
Затем последовали еще два фильма, выпущенных сразу на видео — «Ворон 3: Спасение» (2000) и «Ворон: Жестокое причастие» (2005) — каждый с разными главными героями и актерами. Ни один из последующих фильмов не имел успеха ни у критиков, ни в прокате. Тем не менее, Спенсер Чарнас из Ice Nine Kills отказывается позволить сиквелам очернить его любовь к оригиналу 1994 года.
«Я не из тех парней, которые думают, что если есть отличный фильм, а потом выходят сиквелы, то это пачкает оригинал», — говорит он. «Каждый имеет право смотреть на оригинал как на оригинал. Если вы хотите видеть фильм именно таким, не смотрите сиквелы. Я не думаю, что это неуважение к Брэндону Ли. Если бы эти фильмы имели успех, это привлекло бы больше внимания к первому и сделало бы его еще лучше!»
Аналогичные дебаты развернулись и вокруг ремейка. Звезда «Игры престолов»/«Аквамена» Джейсон Момоа изначально должен был сыграть главную роль, прежде чем его заменил Билл Скарсгард, вновь представив персонажа Эрика Дрейвена, впервые после оригинального фильма. Ярые фанаты были возмущены переосмыслением готической эстетики оригинала — новая версия Дрейвена сильно татуирована и коротко острижена, он больше похож на рэпера SoundCloud, чем на рок-звезду.
Но Алекс Пройас, режиссер, впервые воплотивший «Ворона» на большом экране, ясно высказался о ремейке: ««Ворон» — это не просто фильм. Брэндон Ли погиб, снимая его, и он был закончен как дань его утраченному таланту и трагической потере. Это его наследие. Так и должно остаться». Пройас также иронично отметил новый образ Ворона: «Похоже, у Эрика Дрейвена выдался неудачный день для прически».
Вилле Вало скептически относится к тому, окажет ли новая версия «Ворона» такое же неизгладимое впечатление, как и оригинал. «Сказочность материала 90-х годов сильно отличается от новой версии», — говорит Вилле. «Это как если бы [покойный рэпер] Лил Пип был Эриком Дрейвеном. Это действительно странно. Билл Скарсгард — отличный актер, но посмотрим, сохранится ли романтика».
Независимо от того, как будет воспринята последняя версия Эрика Дрейвена, «Ворон» остается непреходящим культурным феноменом и источником вдохновения для поколений музыкантов. «Настоящая любовь длится вечно», — гласил слоган оригинального фильма. Похоже, что и сам «Ворон» тоже.