На одном из моих любимых каналов — Живопись. Фотография. — сегодня опубликована статья о творчестве современного сербского художника Воислава Радовановича, о его серии работ с несколько необычным и немного эпатажным названием "Сорняки всегда процветают". В этих работах — целая философская концепция. Вот как Радованович говорит о сорняках и своих работах, посвящённых им:
"Независимо от того, как часто эти неприрученные и нежелательные растения уничтожают, сорняки продолжают расти, их воля настолько безудержна, что борьба с ними порой становится напрасной. Их часто считают вредными и бесцельными, однако некоторые из них на самом деле являются лекарственными, некоторые съедобны, и все они прекрасны.
Я воспринимаю дикие луга поэтично и символично, изображая в красках удивительную красоту их разнообразия и триумфа. Сорняк всегда будет цвести."
Сербский художник уделил внимание разным сорнякам. На его рисунках и картинах присутствуют такие растения как чертополох, осот, пырей. При этом выглядят они весьма симпатично и, глядя на работы Радовановича, задумываешься, что сорняки порой бывают и полезны, и красивы, и у них можно поучиться стойкости и умению выживать.
Конечно же, Воислав Радованович изобразил и одуванчики — растения, распространённые повсеместно, растущие как в полях за городом, так и на городских газонах, и на деревенских огородах.
Но, на мой субъективный взгляд, одуванчики у Радовановича получились не очень выразительными, особенно жёлтые. У меня возникла ассоциация с гво́здиками, вытянувшимися под воздействием размещённого вверху магнита, которые через мгновение притянутся к нему.
И ещё одна ассоциация — с солдатиками. В одинаковой форме, выполняющими приказ. Впрочем, возможно, андерсоновский образ стойкого оловянного солдатика вполне уместен, когда подразумевается жизнеспособность сорняков.
Но мне такой образ показался односторонним, а цвета в картине — мрачноватыми. Ведь одуванчики красивы, и сочетание их ярко-жёлтых головок и зелёной травы порой вызывает радость и восторг, особенно весной и в самом начале лета, когда природа только-только проснулась после долгой хмурой зимы и откликнулась цветением на тепло и яркий солнечный свет.
Я воспринимаю одуванчики примерно так, как описано в приведённом ниже стихотворении для детей (к сожалению, автора не знаю).
Одуванчики цветы
Ослепительно желты!
И горит лужайка наша
Словно сказочная чаша,
Где на круглом донце
Расплескалось солнце!
И неслучайно одуванчики на протяжении многих лет привлекают художников. Этим скромным цветам посвящены сотни, а вернее, тысячи работ. Репродукции некоторых я приводила в статье "Одуванчики в жизни и в живописи".
Вроде бы, это было недавно, а оказалось, с тех пор прошло более трёх лет: та статья написана в июне 2021 года. Время летит быстро. Вот о быстротечности времени и о том, как художники используют одуванчик как символ этой быстротечности в своих работах, хочется сегодня немного поговорить.
А суть разговора, его смысл, прекрасно отражены в работе Натальи Усачёвой "Время летит".
Время летит, зима сменяется летом, расцветают жёлтые одуванчики...А потом одуванчики становятся белыми, парашютики-пушинки облетают. И остаются лишь воспоминания.
Думаю, не мне одной картина Усачёвой напомнила о романе Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков", о размышлениях его двенадцатилетнего героя Дугласа.
«Вино из одуванчиков. Сами эти слова — точно лето на языке. Вино из одуванчиков — пойманное и закупоренное в бутылке лето».
И конечно же, много живописных и графических работ было создано для иллюстрации книги Брэдбери и по её мотивам.
Замечательные иллюстрации к роману создал советский художник Евгений Медведев.
На русском языке книга выходила многократно, но впервые с братьями Дугласом и Томом Сполдингами советские читатели познакомились в 1967 году, когда в журнале "Пионер" был опубликован журнальный вариант переведённого на русский романа. Именно для этого издания Евгений Медведев и подготовил свои иллюстрации, сейчас уже ставшие классикой.
Детство — чудесная пора, время, полное открытий. И лето в этом возрасте не просто маленькая жизнь, а целая эпоха, когда многое радует и удивляет. В том числе и одуванчики. И наверное, каждый из нас в детстве "имел дело" с одуванчиками. Кто-то собирал букеты, кто-то плёл венки, кто-то дул на белые шапочки и любовался полётом "парашютиков", кто-то мастерил из цветов куколок...
Но, как быстро заканчивается казавшееся длинным лето, так же стремительно проходит и детство. Помните песню на стихи Леонида Дербенёва?
Куда уходит детство, в какие города?
И где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда?
Оно уйдёт неслышно, пока весь город спит,
И писем не напишет, и вряд ли позвонит.
.
И зимой, и летом небывалых ждать чудес
Будет детство где-то, но не здесь.
И в сугробах белых, и по лужам у ручья
Будет кто-то бегать, но не я.
Возможно, детство уходит туда же, куда улетают одуванчиковые "парашютики".
Но детство незабываемо. Мы помним друзей, игры, ощущение счастья, радости, беззаботности и защищённости. И одуванчики тоже связаны с детством, напоминают о нём. Хотя порой в суете мы их не замечаем...
Картину Любови Сивко можно рассматривать как символическое изображение жизненного пути, его начала — из детства во взрослую жизнь. И неслучайно, что на картине присутствует одуванчик. Хоть и не очень заметный (вы его увидели?), он символизирует быстрый ход времени.
ГОДЫ-ОДУВАНЧИКИ
Минуты длительны, а годы быстротечны.
. Анри Фредерик Амьель
Годы – ОДУВАНЧИКИ, седина – их след:
Девочка уж бабушка, а мальчишка – дед.
.
Годы – одуванчики, улетают прочь.
Мальчик или девочка – это сын иль дочь.
.
Годы-одуванчики по часам летят.
Их срывают пальчики, что тепла хотят…
.
Годы – одуванчики, время – сорванец.
Сорванная молодость – это не конец.
.
Годы-одуванчики – облетевший цвет,
Дети – бесконечной, вечной жизни свет.
.
…Сорванную молодость жизнь опять взрастит:
В детях, внуках, правнуках будем вечно жить!
Натали Самоний
А в книге "Чужое сердце" современной американской писательницы Джоди Пиколт есть такие слова:
"Если рай и существует, то там, наверное, всюду растут одуванчики".
Жизненный путь долог, но он состоит из мгновений. И каждое из них неповторимо и невозвратимо. Художница Валентина Тищенко в своих работах напоминает, что надо научиться ценить мгновения.
И вспоминается ещё одна песня на стихи Леонида Дербенёва.
Призрачно все в этом мире бушующем.
Есть только миг, за него и держись!
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь.
Пусть в нашей жизни, друзья, будет больше ярких и радостных мгновений и как можно меньше грустных и печальных.
В заключение — отрывок из стихотворения Владимира Солоухина и ещё несколько "одуванчиковых" работ, рассматривание которых, я надеюсь, подарит вам несколько приятных минут.
... Я люблю, конечно,
Кувшинку, ландыш, синенький подснежник,
И клеверную розовую шапку,
И розовую «раковую шейку»,
И розу, и купальницу. Конечно…
Но чем-то
Мне одуванчик ближе всех цветов.
.
За то, во-первых, что вполне подобен солнцу.
Как будто солнце четко отразилось
В бесчисленных осколочках зеркальных,
Разбросанных по ласковой траве
(Как только солнце скроется за лесом,
Хоть бы один остался одуванчик
Раскрытым и цветущим — никогда!).
Но это к слову. Вовсе не за это
Люблю я скромный маленький цветок,
За то его люблю, что вечно жмется к людям,
Что он растет у самого порога,
У старенькой завалинки, у прясла
И самый первый тянется к ручонкам
Смеющегося радостно ребенка,
Впервые увидавшего цветок.
.
За то, что сам я сорок лет назад,
Когда пришла пора увидеть землю,
Когда пришла пора увидеть солнце,
Увидел не тюльпаны, не нарциссы,
Не ангельские глазки незабудок,
Не маков сатанинское горенье,
А одуванчик,
Полный жизни, солнца,
И горечи, и меда, и тепла,
И доброты к крестьянскому мальчишке.
.
Срывал я солнце голыми руками.
Легко сдувал пушистые головки.
И опускались легкие пушинки
На землю,
Чтобы снова расцвести.
Мой старый, добрый друг,
Наивный одуванчик…
И, наконец, хочу порекомендовать статью об одуванчиковых страницах детских книг, опубликованную на канале "Ника 1313 Книжные разговоры".