Найти в Дзене
УМАПАЛАТА

Секрет скрипки Страдивари

Ох, эта старина, эти древние мастера, загадки и тайны их искусства. Вот возьмем, к примеру, скрипки Страдивари. Какой ассоциативный ряд возникает? Непревзойденное качество, уникальный звук, утерянное знание.

Вот только в 2010 г. в Национальном центре научных исследований в Париже провели эксперимент. Для этого в центр пригласили десяток профессиональных скрипачей. Каждому из них предлагали вслепую сыграть на паре скрипок. После этого скрипач должен был выбрать, какой скрипке он отдает предпочтение.

В каждой паре одна скрипка была за авторством «древнего мастера»: Страдивари или Гварнери, а другая была просто хорошим современным инструментом.

Так вот выяснилось, что в большинстве своем скрипачи разницы не чувствуют, а некоторые так и вовсе выбирают современные инструменты. Позднее похожие результаты получали и другие научные группы.

Однако, что до, что после этого эксперимента эстетствующие натуры, да и просто увлеченные научные сотрудники не пренебрегают случаем повыискивать особенности строения и структуры скрипок Страдивари.

Так, например, хорошей идеей кажется сравнить плотность древесины, использованной для скрипок Страдивари и скрипок современных. Чтобы ценные инструменты не пришлось ломать и пилить, можно обратиться к методу компьютерной томографии.

Благодаря этому методу удалось выяснить, что средняя плотность древесины всех скрипок одинаковая. Но, если вдаваться в детали, то окажется, что у старых скрипок плотность древесины почти не меняется по толщине, что для верхней, что для нижней стенки деки скрипки. А вот у новых скрипок заметный градиент плотности по толщине присутствует.

Из общих соображений, эта неоднородность плотности, конечно, должна влиять на то, как звуковые волны от струны будут отражаться деками. Но вот можно ли это заметить на слух – совсем неочевидно.

Что-то вспомнился мем по теплый ламповый звук.