Вы когда-нибудь слышали про автомобиль «Москвич»? Не про современный китайский, а про Советский? Если слышали, то, скорее всего, вы знаете и про Московский завод АЗЛК (Автомобильный Завод им. Ленинского Комсомола), который их выпускал. Ну, а если ваше детство прошло в СССР, то вы знакомы и с игрушками этого завода. Как и на многих крупных предприятиях Советского Союза, на АЗЛК тоже был свой отдел по производству товаров народного потребления, в том числе и игрушек. Экскаватор и самосвал производства АЗЛК, были желанными игрушками многих советских мальчишек, а сейчас они стали желанными экземплярами для многих коллекционеров, несмотря на то, что сохранилось их не мало. Сегодня мы расскажем и покажем игрушечные экскаваторы выпускавшиеся на этом заводе.
Первые экскаваторы появились в продаже в конце 50-х годов ХХ века. Они быстро завоевали популярность среди советских детей. Игрушки поступили и в розничную продажу, и распределялись по детским дошкольным учреждениям. Предназначался экскаватор для детей возрастом от 3 до 6 лет. Завод в это время имел другое название – Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Эту аббревиатуру штамповали на передней части колесной базы экскаватора:
На задней части штамповался номер, который соответствовал году выпуска игрушки. Экскаватор из нашей коллекции 1965 года выпуска:
Весила металлическая игрушка без малого 2 килограмма, длина базы экскаватора – 20 см, ширина – 13 см, высота по кабине – 19см,высота по поднятой стреле – 44 см. Цветовая гамма окраски игрушки была весьма разнообразной, поэтому встречаются они разных цветов и в разных комбинациях покраски. Платформа экскаватора может поворачиваться на 360 градусов, но если у экскаваторов производства другого московского завода «СиМ», про который мы писали ранее, платформа поворачивалась через «червячную» передачу при вращении ручки, то на игрушках АЗЛК вращалась она вручную.
А вот для подъема и опускания ковша надо было уже вращать ручку, расположенную сбоку кабины, зафиксировать положение ковша можно было рычагом в задней части кабины. Положение стрелы фиксировалось металлическими «спицами», которые одной стороной крепились к отверстиям в стреле, другой в отверстия на кабине в зависимости от нужного наклона. Во время игры эти «спицы» постоянно приходилось перецеплять, что не очень удобно, поэтому их часто отсоединяли и они быстро терялись. Второй, часто теряющейся деталью, была лестница. В результате безжалостных детских игр она часто отламывалась и терялась. Многие экскаваторы дожившие до наших дней, встречаются именно без этих деталей.
Дверь кабины открывалась и можно было рассмотреть барабан несложного подъемного механизма стрелы.
Продавались экскаваторы в двух комплектациях, одни с грейфером, другие без. Благодаря закрепленному на колесной базе гаечному ключу, можно было быстро снять часть стрелы с ковшом и закрепить грейфер, а когда надоест снова вернуть на место стрелу с ковшом:
В 1968 году завод поменял название и стал называться Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Детский экскаватор пользовался большим спросом и его выпуск был продолжен. В связи с переименованием, штамп с номером и буквы МЗМА на колесной базе, были заменены на один номер с новой аббревиатурой завода – АЗЛК. Цифры номера, как и прежде, обозначали год выпуска.
Эти минимальные изменения соответствуют игрушкам переходного периода. В дальнейшем были внесены и другие небольшие изменения. На окнах кабины и двери появились рамки со стеклом, роль которого выполнял прозрачный пластик, а металлические колеса были заменены пластиковыми.
В остальном игрушка осталась без изменений и выпускалась до 1993 года.
Стоила игрушка в 80-х начале 90-х 2 рубля 75 копеек. Как и раньше, экскаватор продавался как с грейфером, так и без.
Игрушка детям нравилась, если такой экскаватор появлялся в песочнице, то желающих поиграть с ним было не мало. За 35 лет производства выпустили их достаточно много и многие, пусть и с утратами, сохранились до наших дней. В продаже они встречаются достаточно часто, исключение составляют экскаваторы МЗМА и первые выпуски АЗЛК. Впрочем, при желании и наличии свободных финансов можно найти и их. На этом мы закончим наш рассказ про экскаваторы АЗЛК и будем готовить статью про не менее популярные самосвалы этого завода. Продолжение следует…
- Статьи о музеях и игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
- Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ
Спасибо за внимание!