Продолжение рассказа об экскурсии МАШБЮРО по Москве с Ильей САНТИМОМ Малашенковым 18 мая 2024 года после его концерта "Смерть в июне в середине мая". Часть 2.
- Здесь и находились эти самые Никитские ворота, а вот и Бульварное кольцо. Вообще, чем мы ближе подходим к центру, тем это больше «моя» Москва. Впереди Кремль, но мы туда не пойдем, тут и без него много интересного. А это стоит дико пошлый памятник Пушкину и Наталье Гончаровой. Здание слева – это Телеграфное агентство Советского Союза, то есть – ТАСС. В старых советских фильмах его часто показывали (Тверской бульвар, 2)
Вот памятник ученому Тимирязеву. Во время войны рядом с ним разорвалась бомба, памятник разбился на три части и его потом склеили. И косой шрам хорошо видно, и еще один по поясу.
В этом сером здании (Большая Никитская улица, 23/14/9) находился опять-таки один из моих самых любимых кинотеатров детства. Он был дешевый – сюда билет стоил 25 копеек, а вход был с торца. Называлось это всё «Кинотеатр повторного фильма», то есть здесь показывали фильмы, которые уже везде прошли и с проката сняты. Поэтому здесь могли показывать какие-то немыслимые фильмы Тарковского, западные фильмы. То есть «вторым, третьим экраном»…
Никитский бульвар, воспетый Литлом - это московская кольцевая застройка, потом Садовое кольцо - следующий круг и потом ещё пятый круг, это нынешний третий Московский центральный диаметр на самом деле. Вон там был Земляной город, но его снесли при Екатерине Второй.
Вообще моя Москва и моя территория с детства - Большая Никитская. Всю жизнь я ее так называл, а тогда она называлась улица Герцена. Для меня это всегда была некая смысловая граница. То есть, все, что влево - это моя Москва, все, что вправо, в сторону Арбата, это уже не моя территория.
В Москве всегда была в тусовочном плане такая история: либо ты с Пушкинской, либо с Арбата. Ну тусовки где тогда были - на Пушке и на Арбате. Я всегда был человек с Пушки и Арбат поэтому терпеть не могу, и вообще не понимаю его. Не моя история.
- Вражда была или недопонимание?
- Не то что вражда, это как между Москвой и Питером, примерно на таком уровне. Взаимное брюзжание такое.
- Как между Новосибирском и Барнаулом!
- Наверное! Вам виднее. Тоже такие внутрисибирские дела, да. Вот это желтенькое здание – раньше в нем помещался Центральный дом медика (ул. Большая Никитская, 19/16). В нем снимались эпизоды фильма «Забытая мелодия для флейты».
Но что еще хуже - там внутри внизу где-то в середине 90-х находился клуб «ХАТО», мы там играли неоднократно. Но главное было в том, в чем был цимус - что по стечению обстоятельств почти сразу вся охрана и начальник охраны, в общем, почти все руководство клуба, кроме владельца - это были нацболы.
Там почти весь хардкор НБП работал в охране и концерты там все проводились, и все мероприятия, всевозможные пьянки-гулянки. Мы там играли, и с Черным Лукичом играли, где-то с 1996-го до 1999-го.
Вот такая вот почти немосковская улица. Театр Маяковского, здесь был раньше очень вкусный буфет.
А вот там, где написано Wine Express, была до последнего времени одна из самых культовых московских «Рюмочных» - она умудрилась продержаться до конца десятых (Большая Никитская, 22/2). Скажем, раза два или три, мы с любопытством наблюдали, как из этой рюмочной молодые поклонники пытались вынести тушу убитого в зюзю Быкова. (Писатель, иноагент - прим. Машбюро). Быков напивался до состояния риз, вокруг него была куча мальчиков и поклонников всевозможных и потом им приходилось как-то вот брать его за руки за ноги… ну, не маленький человек.
Там справа будет Московская консерватория, но мы туда не пойдем, мы пойдем в более секретные места. Мы пойдём на улицу, в мое время она называлась улица Станкевича, в честь мыслителя. Здесь очень много интересного. Сейчас это Вознесенский переулок.
В этом сером знании в советские времена располагалось общежитие журналистов газеты «Гудок», где жил Ильф и Олеша. Именно это здание имеется в виду, когда мы вспоминаем общежитие монаха Бертольда Шварца из «12 стульев».
Справа мы сейчас увидим здание, уникальное для Москвы (Вознесенский переулок, 8/5) - это англиканский собор (Святого Андрея). Это не костел, не католическая, это англиканская действующая церковь. Там орган и совершенно безумная акустика. В советские времена как раз в этом здании находился основной зал звукозаписи фирмы «Мелодия».
- Я читал, что тут кто только не записывался…
- Тут Пугачева писалась, оркестры разные, именно вот здесь. Там акустика просто безумная. Сейчас здесь концерты проходят периодически, там орган великолепнейший. Но вообще для Москвы это редко, идешь, и раз – англиканская церковь.
Мы эту локацию использовали в фильме «Черный таксист». У нас как раз в начале фильма пастор выходит из машины, идет, переходит улицу, где его подхватывает черный таксист. Ну как? Грех такую локацию не использовать?
О ней мало кто знает, она выглядит совершенно потрясающе.
А вот в этих дверях был театр-студия «На Красной Пресне», где я как раз занимался с 1979 по 1982 год. Всё было не настолько помпезно, как сейчас. Театр был очень крутой, именно вот в этом помещении снимался фильм «Душа» с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ и Ротару, здесь как бы имитировались подпольные концерты МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, ну и не только.
У театра был совершенно бесподобный режиссер Вячеслав Спесивцев. Он работает до сих пор, но как это часто бывает, перегорело у него что-то. (Самое смешное, что у Спесивцева в Московском молодежном театре одно время работал Леонид ШАО Веремьянин – прим. МАШБЮРО)
А вот эти жилые дома кругом - это все супер-супер-супер элитное жилье. И в советские времена так было тоже. Потому что здесь жила и сейчас живет в первую очередь музыкальная и в меньшей степени артистическая богема. Это весь район справа. Но мы туда не пойдем. Там находится Дом композиторов, где я работал два года или три, я не помню, монтировщиком сцены (Брюсов пер., 8/10с2). Вот поэтому вокруг все дома были в основном отданы людям, так иначе связанным с музыкой – Шостаковичу, и рангом ниже. Ну, Норейке там.
А вон памятник Муслиму Магомаеву. Тут два момента совпало: рядом азербайджанское посольство и дом, где жил Магомаев с Синявской. Памятник в Москве Магомаев-то уж точно заслужил. А дальше посольство Украины.
Продолжение следует. Беседовали и записали Юрий Фомиченко и Мария Чернова
Третью часть интервью: "Тверская для меня всегда останется улицей Горького" читайте здесь
Первую часть интервью: Истории САНТИМА о Никитской улице в Москве читайте здесь
Концерты и интервью с музыкантами: www.youtube.com/@mashbyuro
Будем на связи!