Найти тему

САНТИМ: "Моя Москва и моя территория с детства - Большая Никитская"

Оглавление

Продолжение рассказа об экскурсии МАШБЮРО по Москве с Ильей САНТИМОМ Малашенковым 18 мая 2024 года после его концерта "Смерть в июне в середине мая". Часть 2.

Выходим на Бульварное кольцо
Выходим на Бульварное кольцо

- Здесь и находились эти самые Никитские ворота, а вот и Бульварное кольцо. Вообще, чем мы ближе подходим к центру, тем это больше «моя» Москва. Впереди Кремль, но мы туда не пойдем, тут и без него много интересного. А это стоит дико пошлый памятник Пушкину и Наталье Гончаровой. Здание слева – это Телеграфное агентство Советского Союза, то есть – ТАСС. В старых советских фильмах его часто показывали (Тверской бульвар, 2)

Памятник Пушкину и Гончаровой
Памятник Пушкину и Гончаровой

Вот памятник ученому Тимирязеву. Во время войны рядом с ним разорвалась бомба, памятник разбился на три части и его потом склеили. И косой шрам хорошо видно, и еще один по поясу.

Здание ТАСС и памятник Тимирязеву (фото из архива И. Малашенкова 2010-х годов)
Здание ТАСС и памятник Тимирязеву (фото из архива И. Малашенкова 2010-х годов)

В этом сером здании (Большая Никитская улица, 23/14/9) находился опять-таки один из моих самых любимых кинотеатров детства. Он был дешевый – сюда билет стоил 25 копеек, а вход был с торца. Называлось это всё «Кинотеатр повторного фильма», то есть здесь показывали фильмы, которые уже везде прошли и с проката сняты. Поэтому здесь могли показывать какие-то немыслимые фильмы Тарковского, западные фильмы. То есть «вторым, третьим экраном»…

Большая Никитская улица, 23/14/9. На обоих фото одно и то же здание.
Большая Никитская улица, 23/14/9. На обоих фото одно и то же здание.

Никитский бульвар, воспетый Литлом - это московская кольцевая застройка, потом Садовое кольцо - следующий круг и потом ещё пятый круг, это нынешний третий Московский центральный диаметр на самом деле. Вон там был Земляной город, но его снесли при Екатерине Второй.

Вообще моя Москва и моя территория с детства - Большая Никитская. Всю жизнь я ее так называл, а тогда она называлась улица Герцена. Для меня это всегда была некая смысловая граница. То есть, все, что влево - это моя Москва, все, что вправо, в сторону Арбата, это уже не моя территория.

В Москве всегда была в тусовочном плане такая история: либо ты с Пушкинской, либо с Арбата. Ну тусовки где тогда были - на Пушке и на Арбате. Я всегда был человек с Пушки и Арбат поэтому терпеть не могу, и вообще не понимаю его. Не моя история.

- Вражда была или недопонимание?

- Не то что вражда, это как между Москвой и Питером, примерно на таком уровне. Взаимное брюзжание такое.

- Как между Новосибирском и Барнаулом!

- Наверное! Вам виднее. Тоже такие внутрисибирские дела, да. Вот это желтенькое здание – раньше в нем помещался Центральный дом медика (ул. Большая Никитская, 19/16). В нем снимались эпизоды фильма «Забытая мелодия для флейты».

ул. Большая Никитская, 19/16
ул. Большая Никитская, 19/16

Но что еще хуже - там внутри внизу где-то в середине 90-х находился клуб «ХАТО», мы там играли неоднократно. Но главное было в том, в чем был цимус - что по стечению обстоятельств почти сразу вся охрана и начальник охраны, в общем, почти все руководство клуба, кроме владельца - это были нацболы.

Фото из клуба "ХАТО" из архива И. Малашенкова. На всех фото Сантим, на центральном - Мишин.
Фото из клуба "ХАТО" из архива И. Малашенкова. На всех фото Сантим, на центральном - Мишин.

Там почти весь хардкор НБП работал в охране и концерты там все проводились, и все мероприятия, всевозможные пьянки-гулянки. Мы там играли, и с Черным Лукичом играли, где-то с 1996-го до 1999-го.

Левое фото из "ХАТО", правое - кадр из фильма "Сказки Для Старых".
Сантим: "мой любимый Толик Тишин.. Он тогда возглавлял партию, пока Эд сидел... Не так давно он снялся в великом кино Михайлова "Сказки Для Старых".
Левое фото из "ХАТО", правое - кадр из фильма "Сказки Для Старых". Сантим: "мой любимый Толик Тишин.. Он тогда возглавлял партию, пока Эд сидел... Не так давно он снялся в великом кино Михайлова "Сказки Для Старых".

Вот такая вот почти немосковская улица. Театр Маяковского, здесь был раньше очень вкусный буфет.

А вот там, где написано Wine Express, была до последнего времени одна из самых культовых московских «Рюмочных» - она умудрилась продержаться до конца десятых (Большая Никитская, 22/2). Скажем, раза два или три, мы с любопытством наблюдали, как из этой рюмочной молодые поклонники пытались вынести тушу убитого в зюзю Быкова. (Писатель, иноагент - прим. Машбюро). Быков напивался до состояния риз, вокруг него была куча мальчиков и поклонников всевозможных и потом им приходилось как-то вот брать его за руки за ноги… ну, не маленький человек.

Большая Никитская, 22/2
Большая Никитская, 22/2

Там справа будет Московская консерватория, но мы туда не пойдем, мы пойдем в более секретные места. Мы пойдём на улицу, в мое время она называлась улица Станкевича, в честь мыслителя. Здесь очень много интересного. Сейчас это Вознесенский переулок.

Вознесенский переулок
Вознесенский переулок

В этом сером знании в советские времена располагалось общежитие журналистов газеты «Гудок», где жил Ильф и Олеша. Именно это здание имеется в виду, когда мы вспоминаем общежитие монаха Бертольда Шварца из «12 стульев».

Справа мы сейчас увидим здание, уникальное для Москвы (Вознесенский переулок, 8/5) - это англиканский собор (Святого Андрея). Это не костел, не католическая, это англиканская действующая церковь. Там орган и совершенно безумная акустика. В советские времена как раз в этом здании находился основной зал звукозаписи фирмы «Мелодия».

Рассматриваем собор
Рассматриваем собор

- Я читал, что тут кто только не записывался…

- Тут Пугачева писалась, оркестры разные, именно вот здесь. Там акустика просто безумная. Сейчас здесь концерты проходят периодически, там орган великолепнейший. Но вообще для Москвы это редко, идешь, и раз – англиканская церковь.

Фото собора из архива И. Малашенкова 2010-х годов.
Фото собора из архива И. Малашенкова 2010-х годов.

Мы эту локацию использовали в фильме «Черный таксист». У нас как раз в начале фильма пастор выходит из машины, идет, переходит улицу, где его подхватывает черный таксист. Ну как? Грех такую локацию не использовать?

Кадры из фильма "Черный таксист".
Кадры из фильма "Черный таксист".

О ней мало кто знает, она выглядит совершенно потрясающе.

Сантим: "Слева - Влад Калинин. Играл долгое время у нас на басу. Гитарист Святых Последних Дней. Играл с Манагером, Соломенными Енотами и много с кем еще. Фото сделано как раз у театра Спесивцева, напротив англиканского собора". В центре Борис Гришин (Рудкин), справа - Сантим. Все в костюмах и в образах из фильма.
Сантим: "Слева - Влад Калинин. Играл долгое время у нас на басу. Гитарист Святых Последних Дней. Играл с Манагером, Соломенными Енотами и много с кем еще. Фото сделано как раз у театра Спесивцева, напротив англиканского собора". В центре Борис Гришин (Рудкин), справа - Сантим. Все в костюмах и в образах из фильма.

А вот в этих дверях был театр-студия «На Красной Пресне», где я как раз занимался с 1979 по 1982 год. Всё было не настолько помпезно, как сейчас. Театр был очень крутой, именно вот в этом помещении снимался фильм «Душа» с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ и Ротару, здесь как бы имитировались подпольные концерты МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, ну и не только.

У театра был совершенно бесподобный режиссер Вячеслав Спесивцев. Он работает до сих пор, но как это часто бывает, перегорело у него что-то. (Самое смешное, что у Спесивцева в Московском молодежном театре одно время работал Леонид ШАО Веремьянин – прим. МАШБЮРО)

Слушаем про Вячеслава Спесивцева
Слушаем про Вячеслава Спесивцева

А вот эти жилые дома кругом - это все супер-супер-супер элитное жилье. И в советские времена так было тоже. Потому что здесь жила и сейчас живет в первую очередь музыкальная и в меньшей степени артистическая богема. Это весь район справа. Но мы туда не пойдем. Там находится Дом композиторов, где я работал два года или три, я не помню, монтировщиком сцены (Брюсов пер., 8/10с2). Вот поэтому вокруг все дома были в основном отданы людям, так иначе связанным с музыкой – Шостаковичу, и рангом ниже. Ну, Норейке там.

Сантим: "За деревьями большое здание - там на первых двух этажах как раз Дом композиторов. А здание справа - дом из "Визита к минотавру". Там и снимали квартиру скрипача - Лаймонаса Норейки с ним же: эпизод, где грабили скрипача.
Сантим: "За деревьями большое здание - там на первых двух этажах как раз Дом композиторов. А здание справа - дом из "Визита к минотавру". Там и снимали квартиру скрипача - Лаймонаса Норейки с ним же: эпизод, где грабили скрипача.

А вон памятник Муслиму Магомаеву. Тут два момента совпало: рядом азербайджанское посольство и дом, где жил Магомаев с Синявской. Памятник в Москве Магомаев-то уж точно заслужил. А дальше посольство Украины.

Отдыхаем в сквере перед походом на Тверскую
Отдыхаем в сквере перед походом на Тверскую

Продолжение следует. Беседовали и записали Юрий Фомиченко и Мария Чернова

Третью часть интервью: "Тверская для меня всегда останется улицей Горького" читайте здесь

Первую часть интервью: Истории САНТИМА о Никитской улице в Москве читайте здесь

Сантим из БАНДЫ ЧЕТЫРЕХ

МАШБЮРО

Концерты и интервью с музыкантами: www.youtube.com/@mashbyuro

Будем на связи!