Найти тему
WorkTruck

70% серых перевозчиков скоро уйдут с рынка

Оглавление

Друзья, продолжаем бомбить на тему, что 70% грузоперевозчиков могут уйти с рынка. Ведь самозанятых предполагается  изжить из перевозок. Грядут поправки в законопроект о системе «ГосЛог».

Что это значит для отрасли? Давайте разбираться. Поехали!

Как перевозчики уходят от налогов

Многие ТК  оптимизируют (снижают) налоговые выплаты, оформляя сотрудников как самозанятых. Схема примитивная, но  по ней работают 70% перевозчиков. Новые же правила выведут из теневой сферы рынка большую часть нелегалов. Последние неизбежно поднимут тарифы на свои услуги.

Теперь в Госдуме РФ рассмотрят поправки к законопроекту №647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом». Профессиональное сообщество в лице «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) и Минтранс долго корпели над документом, собирая все более или менее здравые идеи.

Так, ОПИ требуют прописать в законе прямой и четкий запрет на грузоперевозки самозанятыми на транспорте массой свыше 3,5 т. Также будет регламентирован порядок работы самозанятых граждан на машинах массой  от 2,5 до 3,5 т. То есть времена уклонения от налогов по линии самозанятости канут в лету. На бумаге. Как на практике еще будем смотреть.

Также разработчики поправок решили обязать агрегаторы перевозчиков,  фрахтовщиков и экспедиторов модерировать объявления от фирм, которые не вошли в официальный реестр грузоперевозок.

Со стороны ассоциации «Грузавтотранс» прозвучал призыв дать переходное время и разработать адаптационные меры для добропорядочных дальнобойщиков-самозанятых. В этом случае, 70% таких водителей будут сидеть без работы.

Смысл серых схем с уходом от налогов на прибыль за счет статуса самозанятого, которому не нужна бухгалтерия и РТО, но при этом есть упрощенка очевиден. Официальные ТК не могут демпинговать по ценам, так как есть штат работников и на 47-50% больше расходов из-за отчислений во внебюджетные фонды. Поэтому демпинг самозанятых - это основа для недобросовестной конкуренции.

Но и уход от налогов - это не гарантия прибыли. С мелкой рыбой работают так называемые «фирмы-табуретки», которые аккумулируют всех мелких перевозчиков, прокачивая или обналичивая через них деньги.

За посредничество компании могут брать до 50% от фрахта. Однако даже это не позволяет пока любителям тени насладиться своим положением. Страдают все!

Пункт 13 ч. 1 ст. 2 ФЗ «Устав автомобильного транспорта» гласит, что перевозчиком может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП). То есть даже на входе самозанятые не могут осуществлять деятельность по логистике грузов и пассажиров. А ведь при таком раскладе за незаконные перевозки предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ.

Вся “фишка” в моратории на проверки, которые дают волю таким незаконным схемам. Ущерб государству и отрасли немал. Если есть шанс нивелировать его через закон о поправках к «ГосЛогу», то почему бы и да.

Какой же выход?

Если все получится, как запланировали общественники, то самозанятым придется регистрировать ИП или уходить с рынка перевозок. Часть сообщества предлагает заводить в реестр ТК только на базе ИП или юрлиц. При этом на переходный этап все самозанятые должны плавно покинуть сферу.

Такого рода водители не имеют должного опыта, не знают всех тонкостей права и не владеют глубокими знаниями дела. В связи с этим на имеющиеся ассоциации перевозчиков могла бы быть возложена обязанность по учету состоящих в них членов и регулярной чистке рядов.

Пока же в Госдуме тихонько себе ждет финального рассмотрения законопроект №647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом», который был принят в первом чтении 24 июля 2024 года. Надеемся что “серым” перевозчикам туда путь будет заказан.

Реестр - это часть системы «ГосЛог». Над проектом работала ассоциация «Цифровой транспорт и логистика». Эксперты ждут от нового закона эффекта обеления рынка. Логично, что часть игроков не будут готовы к таким трансформациям и станут банкротами.

Неизбежны изменения в менеджменте, ведении финансов, стоимости фрахта. Цивилизованность отрасли потребует инвестиций со стороны ТК. Но зато уйдут в прошлое «фирмы-табуретки». Наличие финансовых посредников для прокачки денег - весьма сомнительная для экономики картина.

За порядок придется заплатить ростом стоимости услуг перевозчиков. Это отразится на конечной стоимости товаров в магазинах. Сложнее станет выживать малому бизнесу. Но если власти подойдут к процессу с пониманием, то сильных негативных эффектов можно было бы избежать.

Такие вот пироги!