Найти тему
Московские истории

Про голоса метро и сбывающиеся мечты

В то время, как девочки мечтали о всяких рыбках и колечках, мальчики мыслили глобальней. Например - стать "повелителем подземного царства".

Николай Иванов

Впервые тяжёлые деревянные двери метро распахнулись передо мной в середине 1960-х. Мама крепко держала меня за руку. Мы подошли к деревянным барьерчикам, преграждавшим дорогу. Мама опустила большую латунную монетку в прорезь деревянного шкафчика, на котором сразу загорелась какая то надпись, и провела меня мимо тётеньки в чёрной форменной одежде и фуражке с красным верхом.

Дальше начались самые настоящие чудеса. Мы оказались на медленно движущихся ступеньках, которые повезли нас вниз. Я посмотрел туда. Глубоко! Навстречу непрерывно поднимались самые разные люди. Были там и дети с мамами, и молодые парочки, и умудренные жизнью седовласые старцы. Все они, кажется, ничему не удивлялись, а вели себя так, как будто привыкли к этой едущей лестнице с самого рождения.

Станция "Киевская", 1960-е. Автор Наум Грановский.
Станция "Киевская", 1960-е. Автор Наум Грановский.

Приехали вниз. Оказались в каком-то дворце с огромными люстрами и колоннами. Но самое удивительное - там стоял поезд! А еще более поразительно было то, что двери у него открывались сами. В общем, это был день удивлений и потрясений.

Среди всяческого великолепия и чудес техники мне почему-то запомнился один скромный предмет. Это был чёрный микрофон, который держала в руках тетенька, сидевшая в прозрачной стеклянной будочке у эскалатора. Время от времени она подносила его ко рту и по всей станции разносился ее строгий голос, напоминавший о правилах поведения. Я даже попросил маму ненадолго остановиться рядом, такое впечатление на меня произвела эта небольшая черная штука, позволяющая из "аквариума" общаться сразу со всеми и придающая голосу такую мощь. Этот микрофон на многие годы стал моей хрустальной мечтой.

Источник https://akwatoria.ru/metro/89-let/.
Источник https://akwatoria.ru/metro/89-let/.

Прошло много лет. В очередной раз, уже вполне самостоятельно спускаясь в недра знакомой станции, я слушал привычную информацию, не придавая ей особого значения. Но вдруг в инерцию восприятия вторглось необычное: после окончания сообщения наступила пауза, и молодой женский голос, явно волнуясь, неуверенно произнёс: "Прошу соблюдать порядок!". Никогда прежде при мне не звучал подобный эпилог. Сойдя с последней ступени эскалатора, я увидел в стеклянной будочке молоденькую девушку в форменной одежде. Вероятно, эта сотрудница только начинала свою трудовую деятельность и это было первое "выступление" перед метрополитеновской публикой.

А замечательный чёрный микрофон в один прекрасный момент всё-таки оказался в моём распоряжении. Он попался мне на глаза во время посещения ярмарки "Левша" (блошиного рынка), в Новоподрезково, где мы гуляли вместе с дочкой. Конечно, я его купил! До сих пор, когда беру его в руки, чувствую себя повелителем подземного царства. Вот он, мой волшебный микрофон:

Фото Николая Иванова.
Фото Николая Иванова.

Андрей Титов

У меня сбылась похожая мечта. Я объявил в чёрный микрофон: "Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Полежаевская". И находился я при этом в кабине машиниста!

Было это в 1973 году, на только что открывшейся Краснопресненской линии (со Ждановской её объединили позже, в 1975-м).

30 декабря 1972 года открыты первые станции Краснопресненской линии: «Октябрьское Поле», «Полежаевская», «Беговая», «Улица 1905 года» и «Баррикадная».

Станция "Октябрьское поле". Автор: A.Savin. Источник: https://ru.wikipedia.org.
Станция "Октябрьское поле". Автор: A.Savin. Источник: https://ru.wikipedia.org.

До сих пор не понимаю, каким образом моему прадедушке удалось уговорить машиниста на такое нарушение, но это чистая правда! Более того, когда поезд отправился с "Октябрьского поля", машинист открыл дверь из своей кабины в вагон и ненадолго пустил меня внутрь. Это был настоящий праздник! Сейчас такое, конечно, совершенно немыслимо, в метро всё строго.

Кстати, именно на этой линии и появились первые вагоны с автоинформатором, в том же 1973-м или в начале 1974 года. Это были вагоны типа Еж3, прослужившие потом в Москве почти полвека:

Источник https://transphoto.org/photo/06/38/97/638972.jpg.
Источник https://transphoto.org/photo/06/38/97/638972.jpg.

Да и сейчас один "парадный" состав из таких вагонов (головных) и промежуточных ленинградских Ем-508Т по праздникам выходит на линию, причём, работает в общем графике.

Еще: