Гурманам и знатокам китайской кухни нет нужды объяснять, что такое сяо лун бао, бэйцзин каоя и мапо тофу. Все они знают, как прекрасны на вкус паровые пельмени, утка по-пекински и соевый творог в жгучем соусе из бобов и мясного фарша. А что насчет автомобилей из Поднебесной, которые теперь тысячами колесят по нашим дорогам? Кажется, пора и в них разобраться. Рассказываем, как отличить «Чанань» от «Ли Сян» и почему Си Цзиньпинь выбирает «Хуньцы».
Текст: Давид Даллакян
Не исключено, что к моменту, когда вы дочитаете этот текст, вы овладеете китайским на начальном уровне. Ведь, согласно стандарту HSK (это такой китайский аналог CEFR), для первоначального знакомства с языком достаточно запомнить лишь 150 слов. А если учесть, что на сегодняшний день в Поднебесной существует больше 650 автомобильных марок, которые выпускают порядка 28 млн. машин в год, то, вероятно, у вас получится даже перейти от начального HSK1 к базовому уровню HSK2. Ладно-ладно, шутим. Запоминать шестьсот с лишним труднопроизносимых названий не придется. Достаточно лишь... 57! По крайней мере, по состоянию на конец весны, именно такое количество китайских автобрендов было официально (или не очень) представлено на российском рынке. Хотя, вполне возможно, что пока вы дочитывали прошлый абзац, ещё какая-нибудь китайская марка с помпой «зашла» на наш авторынок. Но об этом вы узнаете чуть позже. Например, когда очередная диковинная штука с незнакомой эмблемой на капоте и иероглифами на корме припаркуется в вашем дворе. А пока, всё же, попробуем разобраться с тем, что уже ездит по нашим улицам и даже немного примелькалось.
Помощь страны Советов
Китайский автопром начал зарождаться в середине 1950-х. Так, в 1953 году, в городе Чанчун состоялся запуск первого в Китае завода по производству автомобилей. Он был назван «Автомобильный завод № 1», а также получил международную аббревиатуру FAW (First Automotive Works). Сейчас, в 2024-м году, когда китайские товарищи пытаются нам помочь возродить «Москвичи» и «Волги», в это трудно поверить, но то самое предприятие в Чанчуне было создано при содействии СССР и непосредственном участии специалистов и инженеров ныне уже несуществующего ЗИЛ. Завод, который в то время ещё назывался ЗИС в честь И. В. Сталина, передал китайским товарищам лицензию на производство грузовой модели ЗИС-150. Автомобиль получил местное название Jiefang и долгое время пользовался неплохим спросом. Годы спустя FAW стал одним из крупнейших производителей Китая, который, помимо грузовиков, начал выпускать и легковые модели. На сегодняшний день компания продает в нашей стране не только тягачи, самосвалы и строительную спецтехнику, но и легковые седаны, и кроссоверы.
К слову, в прошлом году FAW даже пытался стать одним из очередных партнеров АвтоВАЗа. Новый тольяттинский «паркетник» Lada X-Cross 5, готовящийся к производству на петербургском предприятии автогиганта, представлял собой ни что иное, как перелицованный вариант кроссовера FAW Besturn T77. Однако, позднее сотрудничество приостановили, а на ВАЗовский конвейер под Питером встал другой перелицованный китаец – Chery Tiggo 7. Причем, выпускать его начали не под маркой Lada, а под совершенно новым российским брендом XCite. А заодно и бывший «ниссановский» завод под Питером, который АвтоВАЗ в 2022-м выкупил за символический 1 евро, передали под управление НАМИ, попутно переименовав его из «Лада Санкт-Петербург» в «Автозавод Санкт-Петербург».
«Сейчас, когда китайские товарищи пытаются нам помочь возродить «Москвичи» и «Волги», в это трудно поверить, но то самое предприятие в Чанчуне было создано при содействии СССР».
Поскольку FAW Besturn T77 так и не удалось трансформироваться в «Ладу», он продолжает продаваться в России под исконным именем по цене от 2 864 000 руб. За эту сумму предлагают исполнение Luxury с четырьмя подушками безопасности, светодиодными фарами, цифровой приборкой и даже отделкой интерьера экокожей. При этом, прилично укомплектованный Besturn T77 обойдется уже выше 3 млн рублей. Но в нём будет практически полный набор опций для машины такого класса, включая адаптивный круиз-контроль, круговой обзор, датчики света и дождя, а также систему предотвращения столкновений. Причем, вне зависимости от комплектации Besturn T77 будет оснащаться лишь одним двигателем — это 1,5-литровый турбомотор отдачей в 160 л.с. (который, на удивление, может потреблять 92-й бензин), и одной коробкой передач – это «робот» собственной разработки с семью ступенями и двумя сцеплениями.
Красное знамя
Впрочем, одно из главных детищ FAW – это его дочернее предприятие Hongqi (произносится Хончи или Хунци. – Прим. ред.), созданное в 1959 году. Само название марки переводится с китайского как «Красное знамя», и под ним вплоть до конца 80-х выпускались представительские лимузины и седаны для верхушки коммунистической партии Китая и прочих номенклатурных чиновников. После 1986 года автомобили Hongqi поступили в свободную продажу в КНР, а сам бренд начал развиваться как типичный производитель люксовых и премиальных автомобилей для богатых и обеспеченных людей. К 2018-2019 годам марка построила первые электрические концепты и всерьез заявила о своих экспортных амбициях.
На сегодняшний день за внешность автомобилей Hongqi отвечает бывший шеф-дизайнер Rolls-Royce Джайс Тейлор, а модельный ряд компании включает в себя множество как чисто электрических машин, так и с двигателями внутреннего сгорания. Наиболее распространенные на нашем рынке модели – это, пожалуй, люксовые седаны H9 и H5. Вы наверняка уже ездили в них на Яндекс.Такси, если имеете привычку заказывать категории «Business» или «Ultima». Однако, флагман Hongqi – это полностью электрический кроссовер E-HS9 с силовой установкой мощностью в 551 л.с. и запасом хода в 510 км на одной зарядке.
«Си Цзиньпин уже более 10 лет во всех своих рабочих поездках передвигается исключительно на автомобилях «Красного знамени».
Впрочем, лицо Honqi – это скорее не флагманский SUV, а генеральный секретарь КПК и председатель КНР Си Цзиньпин, который уже более 10 лет во всех своих рабочих поездках передвигается исключительно на автомобилях «Красного знамени».
Раньше это был абсолютно злодейский Hongqi L5, который своим ретро-дизайном отсылал к классическим Hongqi CA770 и Hongqi CA72 середины прошлого века. А с недавних пор товарищ Си использует принципиально новую модель N701, которая будет выпущена ограниченным тиражом в 50 экземпляров исключительно для партийной верхушки. Машина оснащена гибридной силовой установкой из бензинового турбомотора и электродвигателя суммарной отдачей в 462 «лошадки». Другой информации о новинке мало, но точно можно сказать, что броня у кузова N701 – высшего класса, а роскошная отделка салона предполагает использование натуральной кожи и ценных пород дерева. Это само собой разумеющиеся атрибуты для машин такого класса.
Экономическое чудо и его последствия
После того, как китайская экономика с 1978 года перешла к взрывному и непрерывному росту и процесс этот начал называться «экономическим чудом», авторынок страны начал расти вслед за экономикой небывалыми доселе темпами. Во второй половине 1990-х и начале 2000-х он стал вторым в мире по объему, а в конце 2010-х, и вовсе, крупнейшим, обогнав рынок США, который на протяжении многих десятилетий удерживал мировое лидерство. Последние пять-семь лет в Китае продается от 28 до 30 млн новых машин ежегодно. Поэтому неудивительно, что всего за пару десятилетий в этой стране появилось огромное количество производителей. В середине 2000-х годов и начале 2010-х, когда китайские автокомпании взялись за первые попытки прихода на российский рынок, в самой Поднебесной насчитывалось более 160 автомобильных марок и свыше 5 тыс. предприятий по производству и сборке машин. Сегодня их уже свыше 6 тыс., однако количество самих производителей (не путать с брендами) уменьшается, так как многие из них объединяются или поглощаются большими концернами.
«Во второй половине 1990-х и в начале 2000-х, китайский рынок стал вторым в мире по объему, а в конце 2010-х, и вовсе, крупнейшим, обогнав рынок США».
Крупнейшие из них — GWM (Great Wall Motors), Geely, Chery, Changan, Dongfeng. Мы намеренно не включаем в этот список SAIC, BAIC, JAC, упомянутый ранее FAW и еще несколько компаний, входящих в дюжину крупнейших автомобилестроительных концернов Китая – все они, хоть и выпускают широкие линейки легковых машин, в первую очередь специализируются на грузовиках, автобусах, строительной спецтехнике и легком коммерческом транспорте. Хотя, если вы встретите на улице симпатичные автомобили с одной из этих аббревиатур на капоте или решетке радиатора – не удивляйтесь: у нас они тоже продаются.
Размножение почкованием
Что же касается первой пятерки, то среди них есть настоящие долгожители нашего рынка – это GWM (Great Wall Motors) и Chery. Первые модели этих марок начали продаваться у нас еще в середине 2000-х годов. Great Wall тогда пришел с линейкой пикапов Deer и внедорожников Hover, а Chery продавал компактный седан Amulet.
На сегодняшний день обе компании представлены широчайшей линейкой не только моделей, но и отдельных суббрендов, которые ориентированы на разные сегменты рынка. Так, Great Wall под материнским брендом GWM теперь продает лишь пикапы серии Poer, а внедорожники и кроссоверы предлагаются под маркой Haval, созданной в 2013 году. В её линейке есть популярный компактный кроссовер Jolion с 1,5-литровым турбомотором отдачей в 143 л.с., который уже заполонил парки сервисов каршеринга и такси, а также – более крупная модель F7/F7x с традиционным пятидверным кузовом и купэобразным силуэтом. Впрочем, в портфолио GWM есть ещё два бренда, продающиеся в России. Марка WEY с пока ещё единственным в нашей стране кроссовером 05 выступает в премиум-сегменте, а компактный электрический хэтч 03 бренда Ora представляет собой эдакую вариацию на тему Mini или VW Beetle в китайском прочтении и нещадно эксплуатирует ретро-дизайн. К слову, у марки Ora в Поднебесной значительно больше моделей в нарочитом ретро-стиле, однако до России они пока не добрались.
«Правительство США увеличило ввозные пошлины на китайские электрокары с 25 % до 100 %. Получается, что даже на родине Tesla видят в них грозную силу».
Концерн Chery пошел ещё дальше, предложив разное позиционирование своих автомобилей не только по ценовым сегментам, но и по возрасту аудитории. Флагманский их бренд – это по-прежнему Chery. Он рассчитан на семейных людей среднего возраста. В его гамме есть как среднеразмерные и крупные кроссоверы Tiggo 7 Pro, Tiggo 7 Pro Max, Tiggo 8 Pro и Tiggo 8 Pro Max, так и бизнес-седан Arizzo 8. Последний оснащен новым турбомотором объемом в 1,6 литра и мощностью в 186 л.с. Динамика у него на уровне и укладывается в 9 секунд при разгоне до 100 км/ч, а средний расход топлива составляет 6,2 л.
Модели под маркой Omoda радуют ярким дизайном и ориентированы на молодежь. Седан S5 и кроссовер С5 построены на единой платформе и оснащены схожими моторами и коробками передач. Однако, главная фишка этих машин – внутри. Обе модели получили салонное оборудование, больше напоминающее современные смартфоны и гаджеты, нежели традиционную медиасистему.
Под премиальным брендом Exeed маркетологи Chery предлагают наиболее дорогие машины с мощными моторами, эксклюзивным дизайном и богатой отделкой интерьера. Главная новинка года от бренда – это флагманский купе-кроссовер RX, который помимо яркого дизайна, мощной силовой установки и качественной отделки интерьера щеголяет еще и необычной формой кузова в стиле европейских BMW X4 и Mercedes GLC Coupe.
Под ещё одной маркой, которая называется Kaiyi, китайцы продают доступные седаны и кроссоверы, которые позиционируются в качестве первой машины для начинающих водителей или могут подойти для работы в службах такси и доставки. Кроме того, совсем недавно, концерн Chery вывел на российский рынок еще и марку Jaecoo, чей кроссовер J7 (не путать с соком!) щеголяет нарочито внедорожным имиджем со стильным дизайном в духе Range Rover Evoque. Этот бренд позиционируется где-то между молодежной Omoda и более дорогими Exeed. Но и это еще не всё. В России также продаются автомобили компании Jetour, которая также входит в Chery. Её модели отличаются футуристичным дизайном и позиционируются как машины для дальних путешествий. Собственно, само название представляет собой компиляцию из слов Jet («реактивный самолeт») и Tour («путешествие»), и вроде как намекает на характер этих машин.
С миру по нитке
Другой автомобильный долгожитель из Китая – компания Geely. Ее основали в 1997 году, но она уже интригует не только российский авторынок, но и весь мировой автопром. За два с небольшим десятилетия Geely стал одним из крупнейших производителей Китая и начал активную экспансию по всему миру. Правда, в отличие от Chery, компания не создавала бренды с нуля, а планомерно скупала именитые мировые марки. Так, в составе китайского концерна уже есть шведские Volvo и Polestar, британские Lotus и LEVC (выпускает знаменитые лондонские кэбы), а также швейцарско-немецкий Smart, созданный когда-то кооперацией часового производителя Swatch и маркой Mercedes-Benz.
Впрочем, два собственных бренда Geely всё же пришлось придумать. Первый – технологичный Lynk&Co, который позиционируется в среднем ценовом сегменте между моделями премиальной Volvo и, собственно, самой Geely. Второй – Zeekr, под которым выпускаются исключительно электромобили. Причем, очень мощные, быстрые и весьма дорогие. Zeekr пока официально не продается в России, однако многие дилеры поставляют из по схеме параллельного импорта. Так что приход производителя по официальным каналам – дело времени.
Что же касается самой Geely, то она уже успела завоевать популярность у россиян в сегменте масс-маркет, благодаря компактным кроссоверам Coolray и Atlas. Теперь же компания входит в новое для себя поле крупных и более дорогих машин. Одна из свежих и главных её новинок – модель Monjaro, построенная на технологической базе Volvo и оснащенная с 2-х литровым турбомотором отдачей в 238 л.с. Но её главная фишка – очень современный интерьер сразу с двумя медиасистемами, один из которых полагается водителю, а второй – переднему пассажиру.
На сегодняшний день совершенно очевидно, что китайские автобренды начали экспансию не только на наш авторынок, но и на мировой. И на этот раз в их успехе сомневаться уже не приходится. Ведь даже правительство США увеличило ввозные пошлины на китайские электрокары с 25 % до 100 %. Получается, что даже на родине Tesla видят в них грозную силу. Это ли не показатель состоятельности автопрома Поднебесной?
Материал впервые опубликован в летнем номере DI за 2024 год. Автор – Давид Даллакян. Использование фото без указания источника и предварительного согласия DI запрещено и регулируется законом об авторском праве.