В одной рыболовной энциклопедии написано: «кого нам благодарить за искусственные рыболовные приманки – мы вряд ли узнаем». Кто-то ссылается на каменный век и подобия блёсен из ракушек (кстати, штамповка поверхности лепестка «под ракушку» была очень распространена в начале 20 века). Куда более реальным смотрится описание нахлыстовой мухи во втором веке нашей эры от Клавдия Элиана, древнеримского философа, записавшего македонские способы ловли: «намотай красной шерсти на крючок и воткни в эту шерсть пару перьев из петушиной бородки».
Это описание приводит к интересному выводу: рыболовы всегда понимали, что идеальное сходство приманки с живым объектом-прототипом – условие необязательное. Главное – суметь привлечь рыбу, сыграв на её инстинктах: еда, размножение, любопытство. Все случаи можно трактовать как разные виды агрессии, но не стоит забывать, что у хищной рыбы нет рук, зато есть зубы, чтобы составить мнение о незнакомом объекте.
Присущая рыболовам всех времён наблюдательность позволила определить черты приманки, которые являются для этой цели главными: вибрация, форма, глубина проводки, цвет. И, скажем прямо, с тех давних времён ничего не изменилось. В Древнем Китае ловили не только на деревянных рыбок (своего рода первые топ-вотеры – их распространение приписывают времени династии Сонг), но и с помощью костяных свистулек: рыболовы заметили, что звук определённой частоты привлекает рыб не хуже запаха… И современных рыболовов это вряд ли удивит – все мы знаем квок как способ привлечения сома.
Итак, уловистая приманка – та, что создаёт нужные вибрации (включая и звуковую волну). Если она ещё и похожа при этом на объект охоты хищника (чтобы задействовать не только его боковую линию, но и зрение) – это хорошо… но не принципиально… Скорее, форма – это способ создать нужные механические волны.
А вот желание раскрасить фантазийно или, наоборот, максимально близко к живому объекту за все эти столетия у рыболовов не пропало, подспудно свидетельствуя о том, что цвет всё-таки имеет значение, порой – для рыболова, порой – для рыбы.
Вряд ли можно найти приманку, менее похожую на реальный живой объект в движении, чем вращающаяся блесна. Однако с точки зрения вышеперечисленных черт она подходит просто идеально: жужжит, блестит, возмущает водяные слои, то есть воздействует на все возможные органы рыбьих чувств. Вопрос только в правильном сочетании параметров.
О том, что элементы вращения очень полезны, рыболовы тоже знали издавна. Лепестки, маленькие пропеллеры на носу или хвосте, вариации девонов – в ход шло всё.
Но по мере увеличения массового промышленного производства детали приманок становились более унифицированными – и привычных нам блёсен (с сердечником и вращающимся вокруг него лепестком) становится постепенно всё больше, а лепестки использовали в самых разных видах оснасток, из которых потом «выросли» спиннербейты.
В общем, листая старинные каталоги, можно увидеть всевозможные формы и пропорции блёсен, их сочетания с оснастками и сердечниками, применение различных металлов и других материалов – перечислить все эксперименты, особенно за 19-20 века сложно… Кажется, что перебрали всё возможное, одновременно периодически выясняя, кто и что сделал первым.
Тем важнее найти новое уникальное сочетание всех параметров, от марки материала до типа крепёжной дужки или диаметра проволоки, на которой вся вертушка и собирается. И, разумеется, нужна высокая точность при изготовлении всех комплектующих. За последние полтора десятилетия многие знаменитые имена потускнели именно потому, что по разным причинам фирмы стали экономить на точности изготовления. Один из результатов курьёзен: изготовители подделок под такие бывшие звёздные модели могут с апломбом утверждать, что они не хуже…
Но тем больше доверия к маркам, сохраняющим тщательность в работе вопреки всему. Pontoon21 – в их числе. Как с самого начала серии Synchrony и Ball Concept Spinner (BCS) установили самую высокую планку в искусстве вращения и привлечения разнообразных рыб, так они эту планку и удерживают. Повторить не получается ни у кого, потому что фишка вертушек Pontoon21 – в той самой полузабытой другими инженерной точности и производственной тщательности выполнения всех идей. А их немало.
Раскрывать все смысла нет. Но указать на главное вполне возможно. Дело в умении собрать в одну цепочку множество частных балансов, и в Pontoon21 такую систему расчётов назвали ZVBS (Zero Vibration Body System). Перечислим некоторые взаимозависимые связи этой сложной системы: характеристики материалов относительно размеров сердечника и лепестка; сочетание размеров и масс различных комплектующих; распределение веса сердечника и других компонентов по главной оси; глубина штамповки лепестка и стабильность его вращения; пропорции лепестка и угол его вращения; размер крепёжной дужки в сочетании с пропорциями лепестка; опушка тройника и стабилизация блесны… Можно продолжать, но и без того понятно, насколько сложны взаимозависимости всех элементов, особенно когда и сам сердечник состоит из отдельных элементов – шаров разного диаметра как у знаменитой серии Ball Concept Spinner от Pontoon21.
Все элементы вертушек Pontoon21 (за исключением основной оси, дужки и тройника) изготавливаются из определённого сорта латуни. Под его удельный вес и подобраны все размеры, толщины и пропорции для каждого размера каждой модели, поэтому бесполезно повторять эти вертушки из других сортов латуни и, тем более, из других металлов.
Латунь имеет бОльший удельный вес, чем железо (из которого обычно делают дешёвые вертушки). То есть блесна того же веса из железа крупнее, а это далеко не всегда полезно. Кроме того, чтобы добиться относительно стойкого покрытия и защитить от коррозии, железные компоненты нужно предварительно обрабатывать (меднить), создавая промежуточный слой, и лишь потом покрывать другими металлами (например, никелем) и лаками. В целях экономии далеко не все меднят железные заготовки, и при повреждении красочного покрытия такие блёсны быстро ржавеют. Почему не делать вертушки из меди, раз на неё так хорошо «ложится» гальваника? Медь сравнительно мягкая – это минус как при производстве, так и для многих условий ловли. Ещё один металл, встречающийся в блёснах – вольфрам. Его действительно используют, но только для сердечников отдельных моделей (такие у Pontoon21 тоже есть).
Штамповать из вольфрама лепестки и дорого, и неэффективно. Таким образом, латунь представляется наиболее подходящим металлом для изготовления высококачественных вращающихся блёсен: она технологична, сравнительно долговечна и приемлема по стоимости – если речь о высококачественных блёснах. Есть и ещё одно свойство у латуни, обманчиво неважное для людей, но заметное для рыб: латунные элементы блесны, контактируя между собой на проводке, создают не пронзительный звук, а благородно приглушённый, и эта звуковая волна воспринимается рыбами в воде куда благосклоннее – она их не пугает, а заинтересовывает.
Той же цели служит и редко встречающийся способ окраски лепестка. Двусторонняя реверсивная окраска лепестка Pontoon21 при вращении создаёт своего рода 3D эффект, и цветовой сигнал стабильно хорошо виден, с какого бы угла хищник не следил за блесной.
«…Рыба, находящаяся в зонах LS или RS, видит как верхнюю (лицевую), так и внутреннюю стороны лепестка. То есть, рыба, атакующая из любой из этих зон, видела обе стороны лепестка. Из зоны R, как следует из рисунка, передняя (лицевая) сторона не видна вовсе, а видна как раз внутренняя.
Таким образом, из совокупной области, откуда происходит большинство атак, внутренняя сторона лепестка, пусть с разной степенью, но видна гораздо чаще, чем внешняя. Прямо скажем, внешняя-то из зоны самых частых поклёвок (зона R) вообще не видна. Так зачем внешнюю, чаще только её, и раскрашивают? Для кого?»
(Цитата из публикации «Металлические приманки. Инструкция по применению (часть II)»); ссылка: http://www.moscanella.ru/Publication.aspx?PublicationId=49).
Пока вы задумываетесь над ответом, мы отметим типы покрытия лепестков блёсен Pontoon21. Все рыболовы знают о разнице между никелированным покрытием и анодированием серебром: никель, по мнению многих рыболовов, блестит слишком сильно, тогда как серебро распространяет мягкий блеск и именно такой лучше во многих случаях, чем полированный яркий отблеск никеля. А если сравнивать золотистый лак, полированную латунь и анодирование 24-х каратным золотом, то по имеющейся статистике золото добавляет почти 20% к блеску латуни, оставаясь в то же время мягким свечением. Анодирование благородными металлами – процесс куда более сложный и обходится дороже, чем окраска или полировка никеля с латунью, но он во многих условиях ловли создаёт более привлекательный визуальный эффект.
Читайте Продолжение!