Найти тему
Журнал Профиль

Зачем Нарендра Моди посетил Украину и встречался с Зеленским?

Алексей Куприянов, руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН

Алексей Куприянов 
©Артем Житенев/"Профиль"
Алексей Куприянов ©Артем Житенев/"Профиль"

С 2022 года, в условиях продолжающегося конфликта, лидеры многих западных стран и их восточных союзников посетили Киев. Среди них были Урсула фон дер Ляйен и Шарль Мишель, Борис Джонсон и Риши Сунак, Антониу Гутерриш и Джастин Трюдо, Олаф Шольц и Франк-Вальтер Штайнмайер, Джо Байден и Фумио Кисида, плюс заглавные лица малых европейских стран.

Однако лидеры Глобального Юга редко заглядывали в украинскую столицу за последние два года. В числе таких посетителей оказались лишь президент Индонезии Джоко Видодо, его южноафриканский коллега Сирил Рамафоса и египетский премьер Мустафа Мадбули. Большой резонанс вызвало сообщение о предстоящем визите в Киев премьер-министра Индии Нарендры Моди, представителя пятой экономики мира и давнего стратегического партнера России.

Недавний визит Моди в Россию и его встреча с Владимиром Путиным подчеркнули, что Дели остается верным другом Москвы. В СМИ, особенно украинских, появился ряд гипотез, касающихся целей визита Моди. Одни предположили, что индийский премьер признал ошибки и решил поддержать Киев, другие утверждали, что он стал посредником Путина и приехал с посланием о начале переговоров. Была даже версия о том, что Моди предложит перенести часть украинских производств из прифронтовых областей Запорожья и Николаева в Индию, чтобы выпускать турбины для новых индийских фрегатов и самолетов Ан-32, которых в ВВС страны насчитывается больше сотни.

Действительность оказалась менее драматичной. Премьер Индии прибыл с символической гуманитарной помощью, посетил выставку в память о погибших украинских детях и провел переговоры с Зеленским. В ходе этих переговоров подтвердились поддержка суверенитета и территориальной целостности Украины. Основной акцент Моди сделал на том, что решение конфликта должно быть найдено посредством переговоров, в которых обязаны участвовать обе стороны – и Украина, и Россия.

Для Индии украинский кризис является и проблемой, и возможностью одновременно. С одной стороны, благодаря антироссийским санкциям, индийская экономика получает больше нефти, чем она может перерабатывать, и по сниженным ценам. С другой стороны, до начала кризиса Индия успешно использовала свой имидж в качестве военного и экономического конкурента Китая, что привлекало инвестиции и технологии из США, утверждая, будто стратегическое партнерство с Россией – пережиток прошлого. Зато в кризисный период индийские дипломаты смогли дать понять западным коллегам, что только благодаря выстроенному с участием Индии нефтяному насосу их экономики до сих пор держатся на плаву.

В настоящее время Дели считает, что пришло время действовать. Несмотря на грозные заявления Зеленского, украинская армия не выйдет на границы 1991 года. Москва же не ставит целью оккупацию всей территории Украины. Обе стороны, хоть и неохотно, приходят к выводу о неизбежности мирного урегулирования. В рамках этого, Моди должен решить несколько задач: продемонстрировать мировому сообществу, что Индия является ответственной великой державой, достойной места в Совбезе ООН, показать западным партнерам и России, что Индия не поддерживает ни одну из сторон, но стремится к скорейшему наступлению мира. К тому же, он должен убедить свой электорат в том, что он, Нарендра Моди, уважаемый миротворец и значимый деятель на международной арене. Эти задачи премьер-министр Индии скорее всего решит успешно.

Полный вариант статьи читайте на сайте журнала "Профиль".

СВО
1,21 млн интересуются