Предыдущую главу читайте здесь.
Пояснение: Начморде - так в рассказе неофициально обозначена должность начальника морского департамента (отдела) таможни.
В своём рассказе я упускаю различные специальные таможенные и морские термины, так как читателю это особо не интересно. Но спецификой все же я немного загружу.
На отход любого судна в рейс требуется разрешение таможни. Портнадзор не выпустит без отметки таможенного органа на судовой роли "Со стороны таможни возражений на отход судна нет". Иностранные суда оформлялись на борту отходной комиссией пограничников и таможни.
Очень редко в нашем порту бывали случаи, что капитаны-иностранцы игнорировали требования властей об оформлении судовых документов на отход, пытаясь самовольно покинуть причал или место якорной стоянки в акватории порта. Вот тогда в дело вступали катера 21-ой отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей.
С развалом СССР стройная система охраны Государственной границы России, стала давать сбои. Сказывалось отсутствие финансирования на топливо, снабжение, денежное довольствие личного состава, его некомплект.
Вот несколько примеров.
В октябре 1995г. мальтийский лесовоз "Elbily-1"во время штормовой погоды сбежал без разрешения портовых властей с внешнего рейда Новороссийска. К слову сказать капитану судна сирийцу по национальности на тот момент был 21 год. Его преследование велось до турецких тервод, но безрезультатно.
В декабре 1996г. панамское судно"lmia", будучи арестованным, пыталось покинуть акваторию порта и уйти в открытое море. Преследование начал пограничный сторожевик. Он открыл предупредительный огонь, судно не реагировало. Тогда вынуждены были открыть огонь по носовой части судна. Только после этого капитан подчинился, и судно было отконвоировано в порт.
И таких примеров было множество по всем портам России.
Учитывая сложную обстановку на таможенной границе, руководством ГТК было принято решение об усилении и постройке новых современных таможенных судов.
В конце года в нашу таможню из Москвы пришел запрос на подготовку наградных документов на начальника морского отдела и командира ТС-100 за успешное проведение испытаний огневого комплекса "Корд".
Мы уже мысленно сверлили дырки под медали, но к сожалению в этот момент обязанности начальника таможни временно исполнял варяг с другой таможни. Свою командировку он превратил в неплохой отдых, две недели проживал в санатории посёлка Кабардинка в номере люкс, попутно принимая оздоровительные процедуры, купаясь в бассейне с тёплой морской водой.
Наша главбухша принесла ему на подпись ремонтную ведомость на оплату сварки 21000 рублей нашего ТС-100, помните навал во время южака? Он с негодованием свою подпись не поставил, да ещё со своими бабскими комментариями! А тут еще представление на награждение. Варяг напрямую позвонил в кадры в Москву, и заявил, что он категорически против награждения. Кадры спорить не стали, а варяг, сделав свое гадкое дело, через 3 дня отбыл в свою таможню.
Игорь Соломонов. 2024 г. Новороссийск.
Редактировал Bond Voyage.
Все рассказы автора читайте здесь.
======================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно!
======================================================