Страх ошибки часто заставляет юных спортсменов играть напряженно и робко. Ведь во время тренировки они чувствуют, что допускать ошибки – это нормально. Это практика, ошибки случаются. Но когда приходит время игры, это совсем другая история.
Ребенку кажется, что при потере мяча и неудаче произойдет что-то очень негативное. То есть дети боятся не самой ошибки, а предполагаемых негативных последствий, которые следуют за неудачей: замены, осуждения, стыда, потери уважения ( самоуважения) и т.п.
Юные футболисты боятся не самой ошибки, а того, что произойдет после ошибки.
Особенно они боятся неодобрения других. Ведь спорт является важной социальной ситуацией. Выступление видно всем присутствующим, оно постоянно оценивается спортсменом и значимыми людьми
Некоторые спортсмены считают, что их спортивные результаты являются отражением их самооценки, и поэтому они испытывают острую потребность избегать ошибок и неудач. Они убеждены, что неудача унижает их в собственных глазах и в глазах других.
Идеи, лежащие в основе страха неудачи, не возникают в вакууме.
!!! Они почти всегда сообщаются детям их родителями и тренерами.
Это неудивительно, поскольку базовые убеждения, лежащие в основе этих идей, широко распространены и приняты в нашей культуре, которая подчеркивает достижения как меру личной ценности. Для многих детей любовь становится наградой, которая зависит от того, что ребенок может сделать, а не просто от того, кем он является.
Самый быстрый и простой способ вызывать у ребенка страх неудачи- наказать за неудачное выступление, критикуя его.
И самое важное, что должны сделать родители и тренеры: убрать негативные последствия после ошибки: замена, критика, осуждение...
Что делать тренеру, если игрок сделал ошибку в игре:
1. Подбадривайте сразу после ошибки.
Спортсмены знают, когда они играют плохо, и часто чувствуют себя неловко из-за этого. Это время, когда они больше всего нуждаются в вашей поддержке и поощрении. Если спортсмен знает, как исправить ошибку, достаточно только поощрения.
Рассказ спортсмену о том, что он уже знает, может скорее раздражать, чем помогать. Не перегружайте спортсменов ненужной информацией. Если вы не уверены, знает ли спортсмен, как исправить ошибку, попросите у спортсмена подтверждения.
2. Не наказывайте, если что-то идет не так.
Иногда тренеры наказывают детей за неудачи в игре: могут, например, вывести из игры или накричать перед товарищами по команде. Такое поведение может иметь неприятные последствия для спортсменов, потому что они начинают сомневаться в своих способностях и играть так, чтобы не ошибаться. В результате, юные футболисты сосредотачиваются на том, что подумает и будет делать тренер, и больше не могут играть свободно. Они начинают относиться к ошибкам как к чему-то, чего следует избегать, им становится труднее рисковать и развиваться. Избегание ошибок заставляет спортсменов играть неуверенно и нервно.
Поэтому, в первую очередь, дети должны играть, не опасаясь, что их посадят на скамейку, если они напортачили. Помогите своим спортсменам понять, что ошибаться — это нормально, что ошибки могут быть ценным уроком.
Юным спортсменам нужно научиться играть интуитивно и свободно, а не играть, чтобы не ошибаться!
3. Не давайте корректирующих указаний враждебно или карательно.
Хотя у тренера могут быть добрые намерения, давая инструкции, такого рода негативное общение скорее усилит разочарование и негодование, чем улучшит производительность.
4. Сделайте "парковку ошибки".
Означает ли это, что вам следует избегать всякой критики?
Конечно нет!
Когда игрок совершает ошибку, тренер должен исправить её и подготовить игрока к лучшему исходу в следующий раз.
Но в игре момент сразу же после ошибки не является обучающим для большинства юных спортсменов.
!!! В этот момент самое важное, что может сделать тренер — это помочь игроку «вернуться в игру».
Как сделать "парковку ошибки":вы записываете ошибку, ничего не говоря о ней, и "оставляете" её, чтобы вернуться позже и исправить её на тренировке.
Когда вы подумаете об ошибке спустя время, возможно, вы лучше сможете понять, почему спортсмен её допустил.
- Может быть, его никогда не учили этому приёму должным образом.
- Возможно, этому учили, но он не понимает, о чём вы его просили.
- Возможно, это сложный навык, и он не освоил его физически, хотя понимает, что вы от него хотите.
- Часто игрок делает ошибки при переутомлении, что может вести к увеличению количества неточностей в конце соревнования.
- Иногда нервозность мешает ребёнку сделать то, с чем он легко справляется на тренировке.
Лучшие игроки — это те, кто вырос в среде, где ошибки разрешены, где их поощряют пробовать, даже если они совершают ошибки, где мы объясняем им, что неудача — это часть игры и часть прогресса.
Поощряйте у юных игроков принятие риска и возможные неудачи, которые с ним связаны.
Хвалите ребенка не только за успешные действия во время матча, но и за то, как он реагирует сразу после ошибки.
• Получил ли он мяч обратно?
• Он противостоял другому игроку?
• Он боролся до конца?
Хвалите хорошее управление ошибками и таким образом создайте позитивную среду, в которой не существует страха совершить ошибку.