В Далёкой-Далёкой Галактике на протяжении тысячелетий существовали тысячи типов боевых кораблей и множество их классов. Военно-космические флоты каждого государства создавали свои системы классификации. Это естественным образом вносило беспорядок при опознавании вражеских кораблей, а также в расчет боевого потенциала и численности линейных бортов в эскадрах и флотах неприятеля во время боевых действий или при подготовке к войне.
На протяжении веков постоянно происходили попытки чётко классифицировать бороздящие Галактику боевые звездолеты и все они были в той или иной степени неудачными. Но несмотря на это, попытки ввести четкую классификацию предпринимались вновь и вновь.
С началом Войны клонов, окончательно устав от накопившегося бардака в системе классификации, учёные умы Анаксианского военного колледжа (Anaxes War College) решили в очередной раз «навести порядок» и установить четкую классификацию военных кораблей исходя из их размера, огневой мощи и предназначения на поле боя. Созданная ими классификация получила название Анакскианской системы (Anaxes War College System) и стала стандартом на протяжении многих лет.
Первым делом была отменена пост-руусанская классификация крупных боевых кораблей, появившаяся сразу после подписания известной Руусанской Реформации и действовавшая почти тысячелетие. Правивший в те годы Верховный Канцлер Тарсус Валорум после окончания Новых Ситских войн в 1000 году ДБЯ ввел ограничение на габариты боевых кораблей, рассчитывая тем самым сохранить относительный мир в Галактике и предотвратить гонку вооружений с последующим пожаром войны.
Предоставленный им указ устанавливал ограничение по длине в 600 метров, запрет оборудовать корабли мощными гипердвигателями, полноценными навигационными компьютерами и другим оборудованием.
И понятное дело, правители обеспеченных окраинных систем, имевшие большие амбиции, не стали исполнять требования Валорума, и все указы об ограничениях на размер и начинку кораблей могли найти применение только в уборной. Вскоре развитые в кораблестроительном отношении планеты породили на свет линкоры колоссальных размеров и огневой мощи. Да и верфи центральных миров, таких, как Куат, стали производить многокилометровые линкоры для своих нужд.
К 31 году ДБЯ, когда стартовала секретная программа возрождения флота Республики, вошедшая в историю как «Ледяной клык», старая система классификации окончательно устарела, и специалисты Анаксианского военного колледжа приступили к разработке новой системы, которая должна была упорядочить корабли как старых проектов, так и новых.
Корветы
Самыми маленькими крупными кораблями (capital ship) в этой системе были признаны корветы и канонерки. Они, несмотря на различные названия, фактически являлись одним и тем же классом. Их длина достигала от 100 до 200 метров, а их основное предназначение – сопровождение конвоев и военных кораблей, прикрытие от истребительной авиации, разведка, патрулирование и борьба с меньшими кораблями противника.
Примерами служат такие корветы, как кореллианский CR-90, куатовский «Рейдер» (про него у меня есть статья), мандалорский «Крестоносец» (про него вы можете узнать тут) и так далее.
Кроме того, некоторые корабли, которые проходят как патрульный крейсер, можно отнести к классу «корвет», и таким примером служит зенитный патрульный крейсер типа «Тартан», несмотря на длину в 250 метров, а также фрегат типа DP20 длиной в 120 метров.
Фрегаты
Следующим классом кораблей в этой системе являются фрегаты длиной от 200 до 400 метров. Их предназначение – борьба с корветами противника, поддержка крупных кораблей в бою, эскорт, флагманский корабль патрульных соединений. Некоторые из них могли использоваться для перевозки небольшой авиагруппы. В качестве примера фрегата служат знаменитый фрегат модели «Небулон-Б» или мон-каламарианский MC30c.
Однако существовали весьма специфические фрегаты, которые только из-за длины в документации относились к классу «фрегат», хотя их можно отнести к другим категориям. Примеры: зенитный фрегат типа «Улан» длиной в 350 метров, предназначенный исключительно для борьбы с вражеской авиацией (прочитать про него можно здесь), а также фрегат типа «Пельта», который является универсальной платформой длиной в 282 метра.
Кроме того, во фрегаты определили бывшие модернизированные корабли, называющиеся по документам «лёгкий крейсер типа «Консул»» (Consular-class cruiser), достигавшие в длину 115 метров.
Крейсера
Следующей ступенькой Анаксианской системы является класс крейсеров, достигавших в длину от 400 до 600 метров и способных выполнять широкий круг задач как в одиночку, так и в составе группы. Примерами служат такие корабли, как средний крейсер типа «Беларусь» (Belarus-class medium cruiser), средний крейсер типа «Удар» и лёгкий крейсер типа MC40a.
Впрочем, некоторые представители подкласса лёгких крейсеров, таких, как «Аркуитэнсы» (о них можно прочитать тут) и «Карраки», достигали в длину 325 и 350 метров соответственно, однако из-за вооружения и специфики применения их не причисляли к классу «фрегат».
Тяжёлые крейсера
После крейсеров идёт класс тяжёлых крейсеров – кораблей, достигавших длины от 600 до 1000 метров, являвшихся основой любого флота, поскольку на их плечи ложилось множество задач – от планетарной бомбардировки и ведения космического боя до перевозки войск. Тяжёлые крейсера могли перевозить в своих ангарах несколько эскадрилий истребителей и бомбардировщиков, что делало их универсальными кораблями, даже если артиллерийское вооружение не позволяло эффективно сражаться с одноклассниками. Примерами класса «тяжёлый крейсер» являются легендарные «Дредноуты», «Аккламаторы» новореспубликанские «Величественные», имперские «Виндикаторы» и «Головорезы».
Кроме того, из-за размеров в класс «тяжёлый крейсер» записывают Звёздные разрушители типа «Гладиатор» и «Победа» длиной в 600 и 900 метров соответственно.
Звёздные разрушители
Выше крейсеров идёт класс Звёздных разрушителей – универсальных боевых кораблей, обладающих высокой огневой мощью и способных уничтожать в одиночку целые звёздные системы и небольшие флоты, а также действовать в автономном режиме на протяжении долгого времени. По Анаксианской классификации длина Звёздных разрушителей колебалась от 1000 до 2000 метров, однако в эту категорию из-за небольшого количества артиллерийского вооружения входил авианесущий «Секутор», достигавший в длину 2200 метров.
Известные представители этого класса кораблей: легендарные «Императоры», «Победы», авианесущие «Венаторы», новореспубликанские «Туманности», «Республики», и «Страйденты», Звёздный разрушитель типа «Восстановитель» (Rejuvenator-class Star Destroyer), авианосец типа «Галактика», «Турбулент» и так далее.
Кроме того, к этому классу можно отнести звёздные крейсеры (Star Cruiser) производства верфей Мон Каламари семейства MC80 и MC90 из-за их размеров и возможностей.
Линейные крейсера
Предпоследним классом в этой системе являются линейные крейсера – более крупные, разрушительные и дорогие, чем Звёздные разрушители, длиной от 2000 до 5000 метров, предназначенные для уничтожения кораблей противника как в одиночку, так и в составе эскадры, будучи флагманами соединений. Однако из-за огромной цены их строили совсем немного.
Первыми известными «анаксианскими» линейными крейсерами стали куатовские «Прокураторы», вступившие в строй за 200 лет до образования Галактической Империи. А в годы Войны клонов на вооружении Республиканского Флота появились немногочисленные 4-километровые «Преторы», способные в одиночку натворить множество разрушений.
После образования Империи был создан новый «Претор-II» длиной от 4800 до 8000 метров (авторы не прописали точную длину), но их производство и эксплуатация была ограниченной, поскольку у них не было достойных противников, а строящиеся большими темпами «Императоры» справлялись с поставленными задачами.
Кроме того, фирма Tagge Industries Shipyards Limited предоставила Имперскому Флоту несколько своих линейных крейсеров, о характеристиках и названии которых почти ничего не известно, поскольку они появились в трёх выпусках комиксов Star Wars 1977 года и упомянуты в справочнике Geonosis and the Outer Rim Worlds.
Позднее из-за начавшейся Первой Галактической Гражданской войны и подготовки к вторжению йуужань-вонгских захватчиков к 3 году ПБЯ в строй вступили новейшие линейные крейсера типа «Верность», прозванные ещё тяжёлыми Звёздными разрушителями, представляющие собой увеличенный в размерах «Император», лишённый авиагруппы и утыканный орудиями, как «Тектор», достигающий в длину 2200 метров.
Кроме имперцев, линейные крейсера использовали повстанцы, а позже и новореспубликанцы. Изначально бунтовщики использовали «Оплоты-III», являвшиеся развитием одноимённого корабля флота КНС, а позже, после того, как Новая Республика прочно встала на ноги, Флот Обороны получил линейные крейсера типа «Посредник».
Звёздные суперразрушители/дредноуты
Вершиной Анаксианской системы стал класс дредноутов, они же Звёздные суперразрушители в имперские времена – самые гигантские и вооруженные корабли за всю историю Галактики длиной более чем в 5000 метров. Первым таким кораблём стал куатовский дредноут типа «Мандатор», достигавший в длину 8000 метров, появившийся в 42 году ДБЯ.
Позднее, во времена Галактической Империи, Имперский Флот пополнился многочисленными типами Звёздных суперразрушителей, о которых вы можете прочитать здесь.
Также к классу «дредноут» можно отнести новореспубликанский Звёздный защитник модели «Виконт», являющийся ответом на имперские «Палачи».
Напоследок скажу следующее: не все государства Далёкой-Далёкой Галактики придерживались такой классификации кораблей. К примеру, сепаратисты свои 825-метровые фрегаты типа «Щедрый» не считали тяжёлым крейсером. А их тяжёлые крейсеры типа «Покоритель» относились к категории дредноутов. Но это уже дело КНС, которая желала играть по своим правилам.
Спасибо за прочтение!
Я в ВКонтакте — https://vk.com/alex_anto
Наша группа — https://vk.com/ourfavoriteworlds
Наш YouTube-канал — https://www.youtube.com/channel/UC63BRT83od-WXrhbdB1PnoQ