Когда передовые позиции приближались к населённому пункту, фашисты обычно выгоняли из него всё население и вели пешком на запад. Дома уничтожались. В этой семье осталось трое: мать, их дочка 16-ти лет и сын – 10-ти. Летом 1944 года в их избу пришёл полицай и сказал, что завтра рано утром колонну жителей будут выводить на Могилёв, часть вещей можно взять с собой.
Всю ночь женщина с детьми увязывали вещи, лучшие из них закопали. Утром всех собрали на окраине села и повели. В семье Пучковых ещё сохранилась корова. Они поставили её вместо лошади в телегу со скарбом. Здесь лежала кое-какая одежда, а также стояли две клетки. В одном сидели 3 курицы, в другой поросёнок. Рядом посадили мальчика, мама с дочкой шли рядом, подталкивая телегу на пригорках вверх.
Вскоре начались дожди. Дорога раскисла. Корова с трудом тянула тяжёлую телегу. В колонне невольников первыми стали гибнуть животные, впряжённые в телеги. Как только животное переставало подниматься, немцы тут же её пристреливали и забирали мясо. Не миновала эта участь и корову Пучковых.
Что могли, взвалили себе на плечи. Мальчик тоже тащил на спине котомку, а в руках – клетку с теперь уже единственной курицей. Вскоре у дочери поднялась температура, а к следующему вечеру она свалилась. Случайно мать заметила, как вдоль колонны едет вперёд немецкий врач. Она упросила его посмотреть дочь. Он в ответ указал рукой на оставшуюся курицу.
Оказалось, у девочки воспаление лёгких. Заметив у женщины в поклаже тёплый мужской тулуп, немец показал на него и через переводчика объяснил, что может уговорить начальника колонны оставить их всех в ближней деревне до выздоровления девочки. Женщина всё поняла и тут же отдала одежду. Главный немец согласился их оставить, но потребовал за свои «труды» поросёнка.
А наутро подошёл и сказал, что теперь русские близко, поэтому они пойдут вместе со всеми дальше. Когда же женщина попробовала заикнуться о поросёнке, немец выразил полное непонимание. Придумывание новых способов грабежа своих пленных изрядно веселило фашистов в дороге.
Мать сняла весь груз с дочери и пристроила себе на плечи. Девочка всё медленнее переставляла ноги. И вот не поднялась. Подбежавший конвойный и потребовал идти, иначе расстрел. Тогда женщина скинула с плеч всё, что ещё у них оставалось, подхватила дочь под колени, взвалила себе на плечи и понесла.
Так мать донесла Шуру до остановки на ночь, потом несла ещё день. К ночи больная начала метаться. Подошёл немец с сочувствующим лицом. Он сказал, что лекарство есть, только надо чем-то оплатить его. Мать отдала последнее тёплое пальто, которое несла, надеясь сберечь к осени. Фриц аккуратно уложил его в рюкзак и, улыбнувшись, сказал, что про лекарство просто пошутил. Конечно, эта девочка умрёт.
Фашист мог бы просто забрать одежду у несчастной матери, но это было бы скучно. А он придумал для развлечения своих сослуживцев эту шутку с женщиной. Они долго ещё смеялись, указывая на эту русскую.
Шура «отмучилась». Но всё, что смогла сделать мать – прикрыть лицо умершей дочери полотенцем. Немцы погнали их дальше. На крупной железнодорожной станции пленников стали сортировать. Начальник-немец сказал – если есть две курицы с семьи, всех отправят вместе. Иначе – всех в разные стороны.
Увидев, что у матери ничего нет, сына просто отобрали и повели с другими подростками к дверям товарных вагонов. Она кричала, но поскольку кричали и почти все остальные, её голос потонул в общем шуме.
Вскоре и женщин погрузили в вагон и повезли. Когда отъехали, налетели наши самолёты и стали бомбить. Сбежала охрана, многие вагоны были разбиты, и пленные выскочили наружу. Увидев звёзды на крыльях, они некоторое время стояли радостными под бомбами. А потом, опомнившись, кто-то первым крикнул, что надо бежать в лес.
И все рванули туда. Бежали, шли, ползли, пока не наступила темнота. Там жили почти неделю. Делились каждым сохранившимся кусочком еды. Ели всё, что хоть условно можно было считать съедобным в лесу. Потом услышали, как пушки начали бухать, сначала приближаясь к станции. Потом звук стал уходить на запад.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Послали женщин покрепче к станции на разведку. А они вернулись с известием, что там красноармейцы! Это было освобождение. Эту историю услышал от спасшейся женщины военный корреспондент газеты «Красная звезда» Евгений Иосифович Габрилович. Нашла ли она сына впоследствии – он не знает.
Да и не так важна была её фамилия, потому что таких семей на разорённых войной территориях он видел тысячи. Главное, для чего Габрилович это записал – чтобы не забыли потомки о том, как шли больные, ограбленные, полуодетые наши люди. Шли под смех и издевательства оккупантов. Чтобы помнили их молчаливый подвиг.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.