Петр I оказал сильное влияние на историю и развитие России. Будучи великим реформатором и преобразователем, он кардинально изменил течение русской истории. Его реформы на долгие годы изменили общественный уклад в стране. Культура, как и другие сферы, также претерпела изменения, в частности, это касается живописного искусства. Церковная живопись, существовавшая на протяжении нескольких столетий, ушла на второй план. Основным направлением тематики изобразительного искусства стала светская живопись.
Все мы знаем, что Петр I активно привлекал в Россию иностранных специалистов в разных областях общественной жизни. Цель была одна - помочь провести научные и культурные преобразования. Коснулось это и искусства. Теперь русские художники и скульпторы могли перенимать опыт и приемы в этих и других видах изобразительного искусства у иностранных наставников. Кроме того, отечественные мастера получали возможность пройти обучение и стажировку за границей, в Европе.
Русское искусство времен Петра I в музее представлено произведениями двух известных русских портретистов, основоположников русской светской живописи и работами французского живоисца Луи Каравака (1684-1754). Последний продолжительное время жил в Российской империи. Двое других - наши соотечественники: Иван Никитич Никитин (1680-1742) и Андрей Матвеевич Матвеев (1701-1739). Они, если можно так выразиться, первопроходцы в портретном жанре петровского барокко. Авторство картин более позднего периода, середины и второй половины XVIII века, принадлежит Ф.С. Рокотову, В.Л. Боровиковскому, А.П. Антропову, А.П.Лосенко, И.П. Аргунову, И.Я. Вишнякову и др.
Несмотря на то что в петровскую эпоху появились разные жанры в станковой живописи - аллегорические, исторические сюжеты, натюрморт, пейзаж, но именно жанр портрета получил наибольшую распространенность в русском искусстве . Парсуна (от искаженного "персона") как вид ранней русской портретной живописи в XVII столетии заняла главенствующее положение.
Иван Никитин и Андрей Матвеев были в числе первых живописных петровских заграничных пенсионеров. Матвеев обучался с 1716 по 1723 год в Голландии в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Боонена, затем еще четыре года стажировался в Бельгии в Антверпенской королевской академии художеств. Никитин же отправлен на обучениево Флоренцию к известному итальянскому живописцу и скульптору периода позднего барокко флорентийской школы Томмазо Реди.
В Русском музее хранятся несколько картин Ивана Никитина, в том числе и полотно под названием "Петр I на смертном ложе". В ночь кончины императора 28 января 1725 года Никитина вызвали в старый Зимний дворец для написания его посмертного портрета. Искусствоведы считают этот портрет царя одной из лучших работ живописца.
Оо истоической судьбе этого портрета Петра Великого работы Никитина известно следующее: картина написана с натуры примерно в начале 20-х годов XVIII века; передана в Русский музей из Строгановского дворца, где хранилась до 1930 года. Известно, что до 1808 года принадлежала священнику, протоиерею при церкви русской миссии в Лондоне в 1780-1837 годах Якову Ивановичу Смирнову.
В том же, зале №5 Русского музея представлены картины и Андрея Матвеева. Среди них одно особенное живописное полотно. В чем его уникальность? Это, во-первых, самая известная его картина. Во-вторых, что особенно ценно - в истории русской живописи это первый автопортрет. Выполнен живописцем в год бракосочетания со своей невестой, дочерью мастера кузнечных дел при царской Канцелярии Ириной Антроповой. Искусствоведы единодушны во мнении, что это одно из первых художественных произведений, где автор мастерски раскрыл тему одной их самых земных человеческих радостей - любовь и прославление женщины.
Луи Каравак - еще один современник Петра Великого, автор многочисленных барочных портретов, в том числе и Петра Алексеевича. Французский живописец, более 30 лет проживший в России, был придворным художник у трёх российских монархов: Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. В коллекции Русского музея представлено 10 картин Луи Каравака. На нижнем снимке одна из них. Это незаконченный этюд "Портрет цесаревны Елизаветы Петровны" датированный 1724 годом.
На долгие годы жизни в России Каравак неоднократно писал Петра I и Екатерину I, их дочерей - Анну, Елизавету и Наталью, а также детей царевича Алексея - Наталью и Петра. За это время руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге. У него было несколько учеников: Алексей Антропов, Иван Вишняков, Михаил Захаров. Петр I был доволен его работой, в награду Каравак в 1722 году получил от царя в подарок дом, что находился на Васильевском острове, неподалеку от дворца Меншикова.
В зале №5 хранится еще один раритет - голова Петра I. Конечно, узнаваемое лицо! Это копия. Голова императора сделана в 1903 году по прижизненной маске, снятой Растрелли с лица Петра I в 1719 году. Оригинальная маска хранится в Эрмитаже.
На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!