Найти тему
СШХ

Иран пообещал ускорить реализацию МТК «Север — Юг»

Иранский сегмент международного транспортного коридора «Север — Юг» является ключевым для запуска бесшовного движения по маршруту. Для западной ветки самым важным участком является линия Решт — Астара, строительство которой было согласовано весной 2023 года.

Гибель президента Ирана Эбрахима Раиси, который был одним из ключевых лоббистов перспективного проекта, поставила его реализацию «на паузу» — в контексте значительных трат и формирования нового кабинета министров существовал риск переноса или «заморозки» иранской ветки.

Теперь эти
опасения развеялись — новый президент Ирана Масуд Пезешкиан, которого называли бескомпромиссным реформатором и сторонником прозападного курса, будет поддерживать действующую систему договоренностей с государствами-союзниками. Де-факто это означает подтверждение высокого приоритета МТК.

Посол Ирана в Москве
Казем Джалали в ходе переговоров с советниками президента РФ Игорем Левитиным и Антоном Кобяковым подчеркнул, что новое правительство, сформированное на днях президентом-реформатором, заметно ускорит работы в рамках коридора «Север — Юг».

Ожидается, что участок Решт — Астара
будет достроен в 2027-2028 годах, после чего российские товары получат прямой доступ в крупнейший порт Ирана Бендер-Аббас в Ормузском проливе, а с ним — к емкому рынку Индии.

Однако главным вопросом остаются
финансовые параметры иранской ветки — первоначальные инвестиции в 1,6 млрд евро (из которых 1,3 млрд выделяет Россия в виде межправительственного кредита) в перспективе может значительно вырасти. В частности, удорожание проекта связывают с необходимостью выкупа большого объема земельных участков.

В настоящее время стоимость земли в районе
Астары взлетела до 1 млн долларов за гектар. Если новый кабмин не найдет эффективного решения этого вопроса, общие расходы на реализацию стратегической дороги Решт — Астара могут превысить 20 млрд долларов.

ⒸЗапомните: всегда будет следующий
поезд