Проект этой железной дороги имеет стратегическое значение и может укрепить экономическую и политическую устойчивость России. Однако из-за высоких затрат, отсутствия острой необходимости и стабильных отношений с соседним государством он не является приоритетным.
Об этом в интервью «Строительному миру» рассказал Павел Филимонов, заместитель директора ГК «Семья» — транспортной компании, занимающейся перевозками по России. Речь идет о проекте железной дороги в обход Казахстана, о котором мы упоминали в одной из предыдущих статей (ссылка в конце публикации). Публикуем наше небольшое интервью с экспертом относительно значимости и перспективах реализации этой давней инициативы.
— Насколько актуален данный проект сегодня?
— Сегодня проект железной дороги в обход Казахстана, от узловой станции Татарская (Новосибирская область) до станции Коновалово (Курганская область) через станцию Называевская (Омская область), остается актуальным, но его значимость и приоритетность могут варьироваться в зависимости от текущих геополитических и экономических условий.
— Если говорить об экономической составляющей, то какие выгоды строительство этого объекта принесет России?
— Что касается экономической составляющей, то наличие данной линии гарантирует бесперебойное грузовое и пассажирское сообщение. В случае обострения политической ситуации или возникновения экономических барьеров с Казахстаном, альтернативный маршрут внутри России обеспечил бы устойчивость и непрерывность транспортных потоков. Кроме того, новая железная дорога могла бы оптимизировать транспортные маршруты, снизить время доставки грузов и улучшить логистическую связность между субъектами РФ, что может способствовать развитию региональной экономики. Нельзя не упомянуть и о снижение транспортных издержек — исключение транзита через Казахстан уменьшит транспортные расходы, связанные с пересечением границы, таможенными процедурами и тарифами.
— А насколько значим этот проект с точки зрения политики?
— Что касается политической значимости проекта, то его реализация позволит России укрепить свой суверенитет. Наличие альтернативного маршрута внутри страны снизит зависимость государства от транзитных путей через Казахстан и уменьшит риски, связанные с возможными политическими изменениями или конфронтациями с соседними странами. Кроме того, в условиях международных санкций и сложных внешнеполитических отношений создание дополнительных маршрутов внутри страны позволяет России иметь большую маневренность в управлении транспортной логистикой.
— Почему тогда в последние годы проект практически не обсуждается?
— Прежде всего это связано с экономическими ограничениями. В последние годы российская экономика сталкивалась с различными вызовами, включая санкции, снижение доходов от нефти и пандемию COVID-19. В таких условиях правительство, скорее всего, сосредоточилось на более насущных и критичных проектах, чем строительство дорог, имеющих преимущественно стратегический характер. Также отношения России и Казахстана в последние годы остаются стабильными и конструктивными, что снижает остроту необходимости обходного маршрута. В текущей ситуации использование существующих путей через соседнюю Республику является экономически более целесообразным и не требует больших капитальных вложений. В последнее время приоритет отдавался проектам, которые обеспечивают прямую экономическую выгоду или стратегически важны для текущей политики, таким как проекты развития инфраструктуры в Арктике или модернизация БАМа и Транссиба.
— Тем не менее проект в позапрошлом десятилетии включали в различные программы, обещая реализовать в обозримом будущем. Почему к строительству так и не приступили?
— Сооружение новой железной дороги требует значительных инвестиций в инфраструктуру, включая строительство путей, станций, мостов, а также обеспечение электричества и связи. В условиях ограниченного бюджета и других приоритетов такие проекты могут быть отложены. При стабильных отношениях с Казахстаном, как отмечалось выше, экономические выгоды от реализации проекта могут не оправдать затрат на его строительство.
— То есть, если и дальше будут сохраняться хорошие отношения с соседями, проект может долго оставаться лишь на бумаге?
— В отсутствие явных угроз или напряженных отношений с Казахстаном необходимость в обходном маршруте воспринимается как менее острая. При отсутствии критических факторов, побуждающих к реализации проекта, он может откладываться на неопределенный срок.