Оказывается, в Северной Америке и некоторых других странах различают «внедорожный» и «кроссоверный» типы полного привода не только на понятийном, но и на законодательном уровне. И серьезно наказывают тех, кто геройствует за рулем кроссоверов.
Недавно в США владелец Subaru Crosstrek (так в Штатах называется XV) получил предупреждение от службы национальных парков о том, что если еще раз сунется на внедорожные трейлы штата Юта на своем паркетнике, будет наказан штрафом в 5000 баксов или даже 6 месяцами тюрьмы.
Но человек всего-то лишь прокатился по маршруту, нигде не застрял и никого не побеспокоил. А нарушение состоит в том, что субарист катался по территории, передвижение по которой разрешено только на «настоящих» полноприводниках.
По мнению американской службы нацпарков, таковыми являются автомобили с клиренсом не менее 20 см (у XV – 22), с колесами не меньше 15 дюймов (а разве такие вообще бывают?) и блокировкой межосевого дифференциала. С последним у XV, конечно, проблемка. Но зато муфта работает неплохо, а клиренс побольше чем у какого-нибудь базового Grand Cherokee.
Но дело в том, что пока законодатель ставит ограничения (трушные системы 4WD – можно, а все эти игрушечные AWD – мимо), а производители в то же время запутывают потребителя! Ведь в каждом кроссовере с муфтой есть кнопка с крупной надисью LOCK, а Subaru еще и с гордостью пишет Symmetrical AWD. Хотя там подразумевается симметричная компоновка агрегатов трансмиссии, а не распределение момента (которое там как раз не симметричное).
А как быть с электрическими внедорожниками, вроде тех же Rivian или Hummer? Считается ли программная синхронизация вращения обеих осей за жёсткую межосевую блокировку? Ведь в теории она не менее эффективна. Да в общем-то даже гибрид с электромотором на задней оси и ДВС на передней можно настроить так же.
Все это говорит лишь о том, что то или иное общество дозрело до решения таких «важных» проблем. Это не значит, что других не осталось, но показывает развитость индустрии активного отдыха на природе. В той же Австралии есть целый внедорожный заповедник – самый большой в мире песчаный остров, который называется Фрейзер. На который запрещен въезд на любой технике, кроме тру-внедорожников – и за этим следят специальные рейнджеры.
В то же время у нас в середине лета каждый десятый автомобиль в городе цокает шипованными шинами, а на усеянном валунами грунтовом серпантине к каньону реки Псахо в Сочи постоянно встречаются скребущие днищем Мустанги с особо одаренными арендаторами. Поэтому когда и нам начнут приходить штрафы за штурм перевала Актопрак за рулем Camry – это будет, наверное, неплохой знак.