Найти тему

Когда совесть молчит. Глава 9

Фото принадлежит автору канала.
Фото принадлежит автору канала.

Когда Катерина прилетела из Хабаровска в аэропорт города М., ее встречал отец.

- Папка, привет ! – крепко обняла она его, - а ты откуда узнал, что я раньше приеду? Я не хотела никого срывать, думала ехать домой на автобусе…

- А нам Олечка вчера позвонила. Предупредила, что ты сегодня прилетишь, и я узнал, когда будет твой рейс. Решил тебя встретить. Соскучился, доченька моя! Ты хорошо отдохнула?

Кэт замешкалась на несколько секунд, а потом кивнула. Отец вез Катерину в поселок на своей машине, и они проговорили всю дорогу.

- Доченька, я не понял, а как Оля узнала, что ты прилетишь именно сегодня? Вы созванивались?

- Ой, пап, она же меня и заставила собрать чемодан и уехать раньше.

- Как заставила? И ты ее послушалась?

- А вот так, сказала, бери чемодан и срочно чеши домой! Она бывает очень убедительной! Я взяла чемодан и почесала ! Олька помогла мне разобраться в одной непростой ситуации...

- Доченька, ты загрустила?

- Папуля, я просто очень устала! До сих пор не понимаю, как у меня так получилось? Я просто пересаживалась из самолета в самолет! Если бы об этом рассказал кто-то другой, я бы не поверила!

- Доченька, тебе, действительно, невероятно повезло!

Потом отец начал рассказывать Катерине, как они отдыхали с внуками, и Кэт всю дорогу смеялась. А когда приехали, она испытала такой шквал позитивных эмоций, что забыла на время обо всем остальном, и отложила свой визит к подруге.

Роман и Антон дружили давно, еще со школы. Они были и внешне похожи : ростом, телосложением, прической. Возможно, один бессознательно копировал другого. Родители Антона мотались по командировкам, и, так вышло, воспитывала его, в основном, бабушка. Но, как она ни старалась, внук не отличался особым прилежанием в школе. Узнав, что Антошка подружился с "хорошистом" Романом, она обрадовалась : вот кто "подтянет" ее внука в учебе! Надо только почаще напоминать Роману, что друзья помогают друг другу во всем! То же самое скоро стали говорить Роману и учителя : " Ты же пионер, всем пример! Помоги Антону, "подтяни" его по предметам, вы же друзья!" . Скоро, если Антон попадал в какую-нибудь неприятную историю, рикошетом доставалось и Роману : почему не объяснил, не предупредил?

Когда об этом узнала мать Романа, она поняла, почему ее сын "съехал" на тройки : не Роман оказывал сильное влияние на Антона, напротив, Антон - на Романа. С того дня она не отпускала сына гулять и в гости к "другу" до тех пор, пока он не выучит все уроки, а она их не проверит. Как-то на родительском собрании классный руководитель мальчишек заикнулась про "помощь другу", на что мать Ромки вспылила и ответила, что ее сын ходит в школу учиться, а не кого-то учить. Если он берет на себя функции воспитателя и учителя, будьте добры, платите ему зарплату.

Но дружбу двух пацанов уже было не разбить. Ромка стал вести себя по отношению к Антону немного покровительственно : никому не позволял его обижать, заступался на него, постоянно давал списывать. Даже несколько раз брал на себя его вину, чтобы того не наказывали. Словом, с таким другом Антон чувствовал себя, как говорится, как за каменной стеной.

Роман Сергеевич вспомнил, как он первый раз испытал настоящий страх за Антона, хотя ситуация была, скорее, комическая, чем драматическая. Случилось это зимой. Ребятам было по 12 лет, и они играли дома у Антона, под присмотром его бабушки. Смеялись чему-то. Бабушка готовила на кухне. А потом Антошка внезапно схватил со стола большую круглую стеклянную вазу и быстро надел ее на голову. Сначала оба мальчика покатились со смеху. Посмеялись, но ваза сниматься не хотела, угрожая прихватить с собою уши глупого мальчишки. На крик прибежала бабушка и тоже не смогла вазу снять. Зато она смогла успокоить внука, одела, закутала его, ставшую огромной, голову своим теплым платком, потому что на улице стоял сильный мороз, и они пошли на автобусную остановку. Ромку бабушка Антона отправила домой.

Друзья увиделись только на следующий день.

- Представляешь, Ромка, я в бабушкином платке сидел в автобусе, пока мы ехали в больницу, и люди на меня пальцем показывали и смеялись. Только одна маленькая девочка подошла, погладила рукой по стеклу у меня перед лицом, и спросила у моей бабушки : "Ваш мальчик - космонавт или царь?". А бабушка громко, на весь автобус, ответила ей : "Нет, мой внук не царь, и не космонавт, он - круглый дурак!". Мне так стало обидно, никогда этого бабушке не прощу!

- Антоха, а я за тебя испугался! Подумал, как ты там дышать будешь?

- Я и сам испугался! Может, я и, правда, дурак? Бабушка говорит, был бы умный, не напялил бы эту тяжеленную вазу себе на голову! А врач еще меня спросил, не пробовал ли я стеклянную лампочку в рот запихивать. Я ответил, что пока нет. И он меня похвалил. Сказал, что я молодец, и чтобы я и не пытался даже делать это, иначе, точно наемся стекол и помру. Как ты думаешь, он правду сказал?

Жизнь разводила друзей по разным городам, потом сводила снова. Но где бы они не были, они не теряли друг друга из виду. Роман пошел работать в милицию, женился на Лиле, а Антон выбрал в жены девушку моложе себя, Светлану, и работал на стройке. Но зарплаты обоим не хватало. Лиля начала хандрить, потом часто болеть, и Роман искал, где можно урвать лишнюю копейку. Светлана считала себя первой красавицей, настоящим бриллиантом, которому нужна была достойная оправа. Поэтому муж у нее не только работал, но и постоянно подрабатывал.

Однажды друзья встретились, чтобы попить водочки и поговорить "за жизнь". Роман пожаловался на свои проблемы, Антон - на свои. Роман сказал, что на стройке, наверное, зарплата побольше, и, возможно, он и сам пойдет туда, чтобы больше зарабатывать. Антон ответил ему, что лучше работы участкового и придумать сложно : столько нереализованных возможностей, только успевай крутиться, это просто золотое дно! Друзья сначала поспорили, потом внимательно выслушали доводы друг друга.

И Роман Сергеевич на стройку уходить передумал. Зато он стал еще внимательнее относиться к людям, с которыми ему приходилось общаться. Он буквально жаждал знать все и обо всех : кто чем дышит, кто с кем встречается, кто и где работает и в каком качестве подрабатывает, кто кому денег подкидывает до зарплаты, а кто кому - безвозмездно, отрывая от семьи и собственных детей.

Так у Романа Сергеевича, можно сказать, не отходя от производства, появилось любимое необычное занятие. Ему понравилось собирать компромат на других людей : на известных в его районе лиц, на начальников, завмагов и завскладом, которые жили явно не по средствам, на некоторых врачей, которые брали взятки, на мужей и жен, которые изменяли своим половинкам. В этом ему очень помогало умение разговорить собеседника и выслушать его. Он не считал зазорным посидеть часок, другой, с бабушками у подъезда. Он мог иногда выпивать с другими мужиками, но всегда внимательно слушал, запоминал и даже кое-что потом записывал.

Пока он "нарабатывал опыт", собирал материал и расширял "клиентскую базу", его друг Антон развелся с женой, продал дом и поехал поискать счастья в других краях. Однако, морозить попу "на Северах" ему быстро надоело, и он вернулся обратно. Два старых друга снова встретились и обменялись мнениями насчет приобретенного ценного опыта и открывшихся новых возможностей. Однако, кое-чем делиться с другом Роман все же не стал.

Он уже «крышевал» местных самогонщиков, а также доморощенных «жриц любви», которые совмещали приятное с полезным по месту жительства, или продолжали проживать в городе, но выезжали "на гастроли" по району. Это Роман считал лично своим законным заработком, ни с кем не делился и делиться не собирался.

А потом ему подвернулся случай, и он "обнес" квартиру умершего пенсионера. После случившегося Роман Сергеевич очень сожалел, что не прихватил оттуда вещей побольше. Как говорится, лиха беда начало. После этой квартиры были и другие.

Однажды он незаконно проник в квартиру начальника санэпидстанции, который с семьей в это время находился в отпуске, и взял оттуда все, что посчитал нужным. "Наводчицей" невольно оказалась старушка-соседка, которая иногда сидела с дочерью начальника, пока супруги уходили в кино, в театр или в гости. Женщина оказалась очень разговорчивой, и рассказывала всем, кто желал ее внимательно выслушать, как ее ценят и любят в чужой семье, что она там видела в чужой квартире и т.д. После отпуска начальника ожидал неприятный сюрприз. Роман Сергеевич позже приходил в эту квартиру уже со следователем. А старушка - соседка снова поведала на лавочке всем желающим послушать, что именно было украдено, а что еще осталось.

Таким образом, у Романа возник приличный запас на «черный день», который включал не только несколько сберкнижек на предъявителя, но и драгоценности, коллекции старых марок и монет, редкие книги. Он специально оборудовал тайник в неприглядном сарайчике, где хранил свой велосипед. Деньги с некоторых украденных сберкнижек (на предъявителя) он обналичивал, не только сам, но и с помощью сестры, в разных местах. Он говорил ей, что это лично его сбережения, и часть денег отдавал самой Тае, за что сестра была ему очень благодарна.

Понемногу Роман Сергеевич начал пользоваться и тем компроматом, который он уже сумел собрать.

Схему с фарцовкой и «доставкой товаров по заказу» Роман и Антон разработали вместе. Понятное дело, «доставали» они что-то не каждому желающему, а тем, кто казался им «своим». Заводили знакомства на базах, в магазинах, где сотрудникам начальство разрешало брать товары и дефицитные продукты со скидкой. Склоняли к сотрудничеству тех лиц, кто попадался на взятках или прокалывался как-то еще. Это было, конечно, не особо прибыльное занятие, по сравнению, например, с кражей денег и ценных предметов, которые совершал Роман Сергеевич в гордом одиночестве. Но и оно давала какую-то копеечку. А Роман, со своей стороны, следил за тем, чтобы у Антона, по возможности, не было конкурентов.

Это был нестабильный заработок, как говорится, то густо, то пусто. Иногда возникала возможность приобрести подешевле товар, который пока никто не заказывал, но который мог бы пригодиться в будущем. И вещи эти были разного размера, просто в легковушке не увезешь. Антон случайно познакомился с Николаем Полетаевым, водителем совхоза, подружился с ним. А потом несколько раз попросил его перевезти кое-что с одного места в другое. Заплатил ему за труды, и Николай постепенно втянулся. А потом уже сам Николай "подтянул" к этому делу своего брата, Бориса, который тоже работал в совхозе.

Борис оказался более практичным и жадным, чем Николай. Посоветовавшись, братья решили, что могут справиться теперь и без Антона. Как-то они перед праздниками вместе отправились по базам, на которых бывали раньше Николай с Антоном, раздобыть, что можно, для последующей реализации. Но "поставщики" отнеслись к братьям крайне недоброжелательно, сделали вид, что они Николая знать не знают, и ничего им продавать не стали. Зато позвонили Антону и открыли ему глаза на его "деловых партнеров".

Произошел некрасивый скандал и дело едва не дошло до драки. В конце концов, Николай извинился и пообещал, что услугами своего брата он будет пользоваться только в самом крайнем случае, и не будет заниматься самодеятельностью. Но Антон знал, что братья кое-где все же наладили свои связи. Однако, на чужую территорию он не лез, пока ему никто не мешал работать. Большой ошибкой со стороны Антона было то, что он вовремя не рассказал о происходящем Роману. Он выложил ему все только перед самой своей смертью, и то, в очень кратком изложении, сказав при этом, что он со всем уже разобрался, угрозы их делам нет.

Когда Антон был убит, а Николай - сам умер, Роман Сергеевич проанализировал собственную "деятельность" и задал себе вопрос : а оно того стоило? Ему оно зачем было нужно? Скорее, он занимался этим потому, что это давало возможность Антону получить дополнительный заработок, чем ему самому. Кроме того, школьный друг обладал авантюрным складом характера, ему необходимы были необычные впечатления, сильные эмоции. У самого Романа имелись деньги и ценные вещи, и они надежно спрятаны. Естественно, об этом он Антону не говорил. Не рассказывал он другу и о том, как и сколько он зарабатывал на полученном компромате и шантаже.

Когда в области появилась банда, которая грабила фуры, Роман проявил к этому делу неподдельный интерес и развил такую активность, что через месяц он стал подозревать, что в банде этой есть, как минимум, двое местных жителей. Конечно, он мог бы доложить начальству о результате своих поисков, но делать это пока не стал. Почему Роман Сергеевич решил поделиться полученными сведениями только с Антоном, неизвестно. Но это тоже было ошибкой.

Разумеется, Роман был в курсе того, какие версии были у следствия, и радовался, что его коллеги ищут совсем не там, где было нужно. Шантажировать кого-то из грабителей Роман, честно говоря, побоялся. Это были ребята довольно жесткие, могли пойти на крайние меры. Поэтому Роман с Антоном решили сначала установить, где грабители прячут свой товар, и, если это возможно, попытаться выкрасть хотя бы его часть.

План этот был опасный и, можно сказать, даже безрассудный. Разумеется, награбленные вещи могли храниться и в таком месте, где обеспечена надежная охрана. Но Роман надеялся, что наши люди, как говорится, часто уповают на авось, что банда грабителей немногочисленная, разношерстная. Вряд ли они бы сидели и караулили украденное круглосуточно.

Те мужики, что, по мнению Романа, могли принимать участие в ограблениях, имели постоянную работу. Может быть, другие тоже в обычное время заняты на работе и ведут себя, как законопослушные граждане. В общем, сделанные Романом предположения сначала нужно было проверить. Естественно, братьев Полетаевых к этому делу не привлекал никто.

Сам Роман Сергеевич за свою работу и за жизнь не боялся. Он считал, что они с Антоном не делают ничего особенного. Да и пусть сначала попробуют доказать, что Роман к чему-то там причастен. У них с другом было правило : вместе нигде не появляться, при встрече на улице или где-то еще просто кивать, как знакомому, и проходить мимо, чтобы не было лишних вопросов. Но иногда Антон мог звонить в дежурную часть, спрашивать, можно ли позвать к телефону участкового, в случае крайней необходимости.

Об их школьной дружбе знали многие. Но никто не должен был догадываться о том, что их связывают теперь общие денежные дела, поэтому на людях они вели себя так, как будто их пути-дороги разошлись окончательно уже давно. Роман был уверен, что Антон его никогда не сдаст, и это было третьей ошибкой.

Итак, Антон занимался, как ему казалось, осторожной слежкой поочередно за "подозреваемыми", чтобы выяснить, где они держат украденное. Не раз внутренний голос говорил Роману Сергеевичу, что они с Антоном влезли на чужую территорию, что надо бы поостеречься. Но Антон, как мальчишка, так втянулся в это дело, что казался себе еще одним Штирлицем.

Как часто бывает в жизни, все решил его величество случай. Антон проследил до соседнего города своего «подопечного», а когда решил, что пора возвращаться домой, то захотел заодно заехать в промтоварный магазин, где работала его бывшая жена, отдать ей деньги. Он не обратил внимание на те машины, что стояли рядом с магазином. И совершенно напрасно, потому что одна была именно той, за которой он и следил за день до этого. Антон зашел в магазин, увидел, что возле прилавка стоит продавец, а посетителей почти нет. Он попросил позвать бывшую жену. Светлана вышла, встала у витрины, и они с Антоном обменялись несколькими фразами. Антон передал бывшей жене деньги на содержание ребенка.

В этот момент к ним подошел мужчина в кепке, встал спиной к Антону, будто рассматривая что-то в витрине. Он знал, что это бывшие супруги, и очень обрадовался, что Светлана уже находится в торговом зале. Решил подождать, пока она поговорит с бывшим мужем, а потом окликнуть ее. Он внимательно слушал, что говорит женщина, которая ему очень нравилась.

Светлана спросила у Антона , явно кокетничая:

- А ты чего зачастил к нам? Может, следишь за мной ? Так я теперь женщина свободная. Делаю, что хочу.

- Мне больше дела нет, как следить за тобой! Я только о сыне и думаю.

- Эх, Антоша, мелко ты плаваешь, торгуя утюгами и своей колбасой ! - с иронией сказала Светлана. А потом мечтательно добавила :

- Вот у тех ребят, которые фуры грабят, жены и подруги, наверное, все в золоте ходят да в бриллиантах!

- Тьфу, дура !- выругался Антон, - ты хотя бы соображаешь, о чем говоришь? Когда их поймают, они сядут надолго!

- Так их никто, похоже, и не ловит. Значит, и не поймает!

- Много ты знаешь! За ними уже давно идет серьезная охота. Может, их даже живыми брать не будут, просто пост.реля.ют – и все. А тебе сколько денег не дай, - все мало. Ты лучше подавай на алименты, буду платить деньги только ребенку, а не тебе. Ну и ду.ра же ты, Светлана!

И Антон пошел к выходу.

У человека, который стоял рядом, был хороший слух и хорошая память. Серьезная охота ? Да они и сами знали, что их ищут. Но этот мужик произнес фразу с такой уверенностью, как будто что-то знает. Надо бы за ним проследить, узнать, где он живет или работает.

Продолжение следует…

Имена участников и некоторые обстоятельства событий изменены. Любое совпадение считать случайным.

Этот текст был впервые опубликован на моем канале "Лана Орловская. Солнце на парусах" на платформе "Яндекс Дзен" 04.09.2024 года. Копирование или иное использование текста, в том числе, его озвучка, без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО.

#рассказ#повесть#криминал#уголовное дело#мошенничество#преступление