Найти в Дзене
Ouroboros

Некроманты как ученые-трансгуманисты из фэнтези миров

Классический мрачный некромант из фэнтези
Классический мрачный некромант из фэнтези

Что вам приходит в голову при слове Некромант? Как правило, худой угрюмый маг в темных одеяниях украшенных черепами, костями и прочей атрибутикой смерти, бредущий по старому кладбищу в тусклом лунном свете. В его руках жутких посох или окровавленный кинжал, с помощью которых он проводит ритуал, поднимающий мертвых из могил, обрекая близлежащий поселок на страх, отчаяние и мучительную смерть.

Но…чем же он так хуже других магов? Почему чаще всего ему уготована роль злодея в предстоящей истории. Создать десяток огненных шаров и запульнуть во врага, который будет гореть заживо, это нормально, всего лишь боевая магия. Намешать всяких мутных зелий превращающих людей в животных тоже, просто алхимия. А поднять отряд скелетов, которые будут воевать вместо твоих живых союзников – это ужасно, чернейшая магия, надругательство над законами природы.

Современный некромант из фильма "Одержимость Майкла Кинга"
Современный некромант из фильма "Одержимость Майкла Кинга"

Почему именно некромантия считается самым темнейшим из темных искусств? Этот же вопрос, кстати, задал главный герой фильма «Одержимость Майкла Кинга» (кто не смотрел, рекомендую). Знаете, что ему ответил некромант из фильма? «Мне кажется, ее дурная репутация связана с тем, как именно ее практикуют. Трупы, могилы, погребальные обряды – все это пугает людей. И если говорить о магии это мало чем отличается от того чем занимаются обычные медиумы. Вот только мы используем несколько другой метод пробуждения мертвых». И это в принципе верно. Действительно, исторически некромантия это просто один из видов гадания, определение будущего при помощи общения с духами умерших. Например, в Древней Греции некроманты в состоянии транса взывали к духам прямо в святилищах Аида и Персефоны. Эти святилища строились обычно в сакральных, близких к подземному миру местах: пещерах, ущельях, вблизи горячих минеральных источников. Однако в современной массовой культуре некромант именно волшебник, глубоко погруженный в магию смерти («некромагию»), способен не просто общаться с духами, а создавать себе неживых помощников (скелетов, зомби, призраков и тд). И его маниакальное увлечение всем, что связано со Смертью автоматически настраивает читателя против него.

Тут хочется отвлечься на минуту, и вспомнить что согласно экзистенциальной психологии, одной из ключевых проблем личности, проистекающей из самой человеческой природы, является естественный страх перед смертью и в тоже время осознание ее неминуемости. Это порождает ряд различных страхов, таких как «страх потери личности», «страх того что ожидает после смерти», «страх мучительной смерти», «страх оставить дорогих людей» и т.д.

На этом можно было бы и закончить, ведь действительно некромант одним своим внешним видом, не говоря уже о ремесле, постоянно напоминает читателю о смерти, что само по себе для некоторых людей может являться травмирующим фактором. Маг, который постоянно тянет за собою замогильную атрибутику не может нести в мир хоть что-то хорошее. И хотя, конечно, есть исключения из правил вроде некроманта Фесса из цикла «Летописи Разлома» Николая Перумова или, допустим, некромант Зул из игры Diablo 2 , спасающий мир от полчищ демонов, в большинстве своем маги смерти стоят на темной стороне силы))

Молодой волшебник Фесс учится некромантии
Молодой волшебник Фесс учится некромантии
Некромант Зул из игры Diablo 2 защищает мир от демонов и становится героем
Некромант Зул из игры Diablo 2 защищает мир от демонов и становится героем

Однако у некромантов есть и некий апгрейд. Более совершенная форма. Когда маг смерти достигает высочайших ступеней своего ремесла, он может стать неподвластным смерти личом, проведя такой ритуал, при котором душа или ее часть переносится в некий маленький предмет, из которого она может управлять телом удалённо. Этот предмет, как правило, называется филактерией. Соответственно если лича убить, то поскольку душа остается нетронутой, он может создать новое тело и снова возродиться в физическом мире. В зависимости от правил фэнтези вселенной ритуал может плюс-минус меняться, но общий смысл такой, как я описал. Лич это человек победивший смерть, спустя многие годы изучения данной проблематики. По сути этакий ученый-трансгуманист, желающий найти способ радикального продления жизни. И вот мы получаем, казалось бы, более позитивный посыл, однако в массовой культуре личи обычно еще более гнусные злодеи, чем просто некроманты. Как правило, им уже недостаточно просто поднимать мертвых из могил и насылать на бедных пейзан. Личи создают целые армии нежити и отправляют их захватывать мир целиком, уничтожая при этом все на своем пути. Из знаменитых личей можно привести Саурона, Векну, Волан-де-Морта, Кел'Тузада или даже Кощея из сказок, и все они, так или иначе, служили Злу. Получается высокообразованный волшебный ученый желающий найти способ побороть смерть тоже должен вызывать у людей отвращение. Людям не нужно бессмертие? Не нужны те, кто пытаются понять как его обрести?

Лич Векна из игры Dead by Daylight
Лич Векна из игры Dead by Daylight

Разумеется, все вышеперечисленные персонажи обладают еще скверным характером и дурными амбициями поэтому то, что они являются антагонистами очевидно, но, на мой взгляд, стоило бы создавать и положительных личей. Почему нет? Некромант-волшебник или лич, открыл секрет бессмертия и поделился с другими людьми. Можно даже сказочный аналог нобелевской премии ему вручить. Было бы забавно))

Ведь, встречая на страницах фантастического романа или в компьютерной игре положительного некроманта, люди бы больше задумывались о том, что и в нашем мире проблема смертности не решена. Нужно больше людей, заинтересованных в радикальном продлении человеческой жизни. Нет такой болезни, которая бы убила больше людей, чем старение и последующая смерть. Хватит уже считать, что бессмертие нужно лишь негодяям, а обычные люди считают смерть естественной и необходимой. Жить хочется всем, и все имеют право на жизнь. Это основа гуманизма.

Да, эта статья больше шуточного характера, личи-некроманты идеально подходят на роль злодеев, и думаю, что в большинстве своем ими и останутся. Более важно чтобы сама идея поиска бессмертия не ассоциировалась у людей с чем-то плохим и запретным. Это естественное желание человека, продиктованное самой его природой. Сознание дано нам не просто так, это самое ценное, что у нас есть, оно нематериально, и мы обязаны научиться его сохранять или хотя бы попытаться. А для этого нужно чтобы для человеческого общества это было действительно важной задачей, на которую не жалко ни времени, ни сил, ни материальных средств. Кто знает, насколько далеко мы бы продвинулись в теме продления человеческой жизни, если бы все свое внимание сфокусировали именно на этой проблеме. Возможно, нам бы позавидовали даже некроманты…

Кел'Тузад был талантливым волшебником, любил котика по имени мистер Бигглсуорт. Задумался о том что смертен.
Кел'Тузад был талантливым волшебником, любил котика по имени мистер Бигглсуорт. Задумался о том что смертен.
Изучив запретную некромантию стал гораздо мрачнее и злее. Был убит героем.
Изучив запретную некромантию стал гораздо мрачнее и злее. Был убит героем.
Впоследствии возродился бессмертным личом. Новый злодей готов.
Впоследствии возродился бессмертным личом. Новый злодей готов.

P.S. Кстати, для всех кто хочет посмотреть на мир глазами "злодея" некроманта рекомендую прочитать великолепное юмористическое фэнтези Макса Далина "Убить некроманта". От прочтения книги получил огромное удовольствие.

Обложка книги Макса Далина "Убить некроманта"
Обложка книги Макса Далина "Убить некроманта"