Продолжение. Начало здесь: https://dzen.ru/a/Zss3rzQxolGuIdMp
Ально. Усиливает значение любого слова: да, сильно, аж. Академическая традиция: 1. Даже. 2. То же, что ажно (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 41); то же, что аж (Там же. С. 42). 3. Даже (Ярославский областной словарь. Аа – Бобинка. Ярославль, 1981. С. 22). 4. Так, даже, так что (Ленивов А.К. Донской казачий словарь-лексикон. Мюнхен, 1971. С. 6). Даже (Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. В 5 в. В. 1 (А - Дрожжаник) / Гл. ред. А.С. Герд. СПб., 1994. С. 18).
Альняной. 1. Льняной. Академическая традиция: 1. Льняной (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 42). 2. Льняной (Полный словарь сибирского говора. Томск, 1992. Т. 1. С. 26).
Аляповато. Сделано грубо, кое-как, не профессионально, без желания, лишь бы как, как-нибудь. Академическая традиция: 1. Грубо, неопрятно, неаккуратно, некрасиво (Словарь русских народных говоров. Вып. 1. С. 248). 2. Опяповато – просто, грубо. Картина грубо, опяповато написана (Словарь русского языка XVIII века. Вып. 1. (А – Безпристрастие). Л., 1984. С. 55).
Аляповатый. Сделанный грубо, кое-как, не профессионально, без желания, лишь бы как, как-нибудь. Академическая традиция: 1. Слишком яркий, крупными цветами (о ткани) (Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1. А – Бибишка. Л., 1967. С. 62). 2. Сделанный, выработанный неуклюже, не гладко, нечисто. Аляповатая работа (Словарь русского языка XVIII века. Вып. 1. (А – Безпристрастие). Л., 1984. С. 55). 3. Грубо сделанный, неизящный по форме, по внешнему виду (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 42). 4. То же, что аляпистый – грубый, нескладный, некрасивый (о человеке и предмете) (Ярославский областной словарь. Аа – Бобинка. Ярославль, 1981. С. 22).
Амба. 1. Смерть. Академическая традиция: 1. Конец. 2. Смерть ( Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1. А – Бибишка. Л., 1967. С. 62). 3. Конец (Ткаченко П.И. Кубанский говор: балакачка. Опыт авторского словаря. Краснодар, 2012. С. 70).
Амещ. Мяч.
Амщенская, реже амщенский. Это оригинальное прозвище в Понырях получала, как правило, женщина, отличавшаяся особой быстротой. Еще оно относилось к очень деловым и подвижным особам, которые никогда ничего не упустят. Они всегда находятся в центре событий, и события сами ищут их. Своим происхождением оно обязано городу Мценску. Почему-то в Понырях считалось, что такими качествами обладают только мценские бабы. Академическая традиция: 1. У В.И. Даля «мцела» или «мчела» (костормское, вятское слово). Употреблялось вместо слова «пчела» (В.И. Даль. Том второй. И – О. СПб. – М., 1881. С. 371). От этого произошли «мчельник» и «мценец», то есть пчельник и вероятно самоназвание Мценск. Таким образом, амщенская – означает пчёлка, женщина-пчела. Приведем слышанные нами в Понырях предложения с упоминанием «амщенских»: «Эй, амщенская, ты куда побегла?», «Не захочешь, а будешь амщенской!» 2. Амченец – житель города Мценска. В Смоленской губернии варшавских называли аршавскими (Смоленский областной словарь. Сост. В.Н. Добровольский. Смоленск, 1914. С. 14). Так же в Смоленской губернии прозвище астраханка давали бедовым девкам. 3. Амченский – относящийся к Мценску, мценский (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 43).
Анадысь. Согласно поныровской версии, анадысь, анадыся, надысь, надыся – это не вчера, не позавчера, а позо-позавчера и так далее, то есть было на днях, но не позднее недели тому назад. Академическая традиция: 1. На днях. 2. В прошлом. 3. Недавно, на днях, прошлый день, однажды (Малеча Н.М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков. В четырех томах. Том первый. А – Ж. Оренбург, 2002. Том первый. С. 67). 4. Недавно (Архангельский областной словарь Вып. 1. (А – Бережок). Под ред. О.Г. Гецовой. М., 1980. Вып. 1. С. 71). 5. Несколько дней назад, недавно. Анадысь я чуть не заблудила у лису (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 43). 6. Тогда, прежде, в то время (Ленивов А.К. Донской казачий словарь-лексикон. Мюнхен, 1971. С. 6). 7. Накануне, несколько дней назад (Словарь кубанских говоров. Краснодарский край: восточный регион. Армавир, 2009. С. 11). 8. Вчера, на днях (Ткаченко П.И. Кубанский говор: балакачка. Опыт авторского словаря. Краснодар, 2012. С. 70).
Анадыся. То же, что анадысь.
Анбар. Амбар. Академическая традиция: 1. Холодное строение небольших размеров для хранения зерна, муки; амбар (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 44). 2. Рубленный или кирпичный сарай для хранения зернового хлеба, муки, а иногда и других товаров. Амбары строили во дворе или напротив избы на улице (Пискунова С.В., Махрачева Т.В., Губарева В.В. Словарь тамбовских говоров (духовная и материальная культура). Тамбов, 2001. с. 29). 3. Небольшое строение для хранения зерна, муки; амбар (Брянский областной словарь. Брянск, 2011. С. 15). 4. Амбар (Ткаченко П.И. Кубанский говор: балакачка. Опыт авторского словаря. Краснодар, 2012. С. 70).
Анли, анлишь. См. «ажни». Как ни странно, эти слова имеют идентичную семантику. Они также употребляются в смысле «даже».
Анседа. Отсюда. Произносится как «ансэда». «Ди ансэда» - «Иди отсюда». Академическая традиция не найдена.
Антересно. Интересно. Академическая традиция: 1. Занимательно, любопытно, интересно (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 44).
Антересный. Интересный. Академическая традиция: 1. Возбуждающий интерес, интересный (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 44).
Антересоваться. Интересоваться. Академическая традиция: 1. Проявлять интерес к кому-либо, чему-либо, интересоваться (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 44).
Антилерия. Артиллерия. Академическая традиция:. 1. Артиллерия (Ткаченко П.И. Кубанский говор: балакачка. Опыт авторского словаря. Краснодар, 2012. С. 71).
Антихрист. Злодей, хулиган. Произносится – анчихрист. Академическая традиция: 1. Антихрист (Словарь русских народных говоров. Вып. 1. С. 262). 2. Антихрист, дьявол (Малеча Н.М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков. В четырех томах. Том первый. А – Ж. Оренбург, 2002. Том первый. С. 67). 3. Враг, недруг (Архангельский областной словарь Вып. 1. (А – Бережок). Под ред. О.Г. Гецовой. М., 1980. Вып. 1. С. 72). 3. Человек, не признающий бога, не верующий в бога, безбожник (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 45).
Буду признателен за замечания, уточнения и предложения
Продолжение следует...