Найти тему
Евгения Валерьевна

Помоги мне справиться со своими эмоциями!

Сегодня поговорим о детских слезах и сильных эмоциях, с которыми ребенку тяжело справиться. Поймем, как помочь распознавать и проживать свои чувства. Узнаем, что такое контейнерирование эмоций и почему взрослому важно включаться и давать поддержку ребенку.

Этот пост хочется начать с того, чтобы разобраться, в каких случаях поведение ребёнка, его сильные чувства, называемые в народе истерикой, действительно требуют вмешательства.

Как отличить ложную истерику от истинной:

В случае ложной истерики ребенок:

- Быстро прекращает плакать, когда ему предлагают то, что он хочет в эту минуту.

- Спокойно объясняет, чего он хочет сейчас, говорит четко, слезы сразу останавливаются на время рассказа.

- Слезы сразу заканчиваются, когда ребенку дают желаемое.

- Здесь важно побыть рядом, показать, что вы понимаете расстройство, но это не требует сильного вмешательства в совместное переживание эмоций. В такой ситуации нужно выстраивать границы и объяснять, почему не получится здесь и сейчас дать ребенку то, чего он хочет, напоминать о правилах, договориться о компромиссах.

Во время истинной истерики ребенок:

- Не может членораздельно говорить, его захлестывают эмоции.

- В начале не может объяснить, что его расстроило.

- Не слышит родителя первое время, пока не успокоится.

- Может требовать от взрослого выйти из комнаты.

- В этот момент как раз можно использовать метод контейнерирования эмоций, чтобы помочь ребенку справиться с переживаниями.

Развитие доверительных отношений со значимым взрослым, который умеет правильно реагировать на эмоции ребенка, очень важно для его гармоничного развития (об этом я писала в прошлой статье).

Такой подход, как контейнерирование эмоций, позволяет ребенку учиться разбираться в своих чувствах с самого детства и вырастать уверенным в себе человеком с хорошей самооценкой.

Контейнирование - это термин, который широко применяется в психоанализе. Он означает способность выдерживать различные психологические содержания, как свои, так и чужие. Это способ контролировать эмоции, напряжение, импульсы и инстинктивные порывы.

Ребенку тяжело самому идентифицировать и справиться с эмоциями, поэтому в детском возрасте этому учит его взрослый.

Как же мы можем помочь с этим?

1. Понаблюдать за ребёнком, обратить внимание: может ли малыш сейчас справиться с ними самостоятельно, если да - позволить ему это сделать; что именно могло вызвать такие чувства в ребёнке; какие именно эмоции он сейчас переживает.

2. Если вы видите, что малыш не справляется сам, его захлестывают эмоции, подойдите к нему и скажите, что вы рядом и понимаете его чувства. Если ребёнок хочет побыть один, уважаем это и отходим ненадолго, напоминая, что мы рядом и готовы выслушать.

3. Если ребёнок не против, чтобы вы здесь и сейчас побыли рядом:

- Можно спросить "Хочешь ли ты, чтобы я тебя обнял? Нужно ли тебя сейчас обнять?" И оставшиеся этапы можно проговаривать в объятиях, проявляя тактильный контакт, это также успокаивает, но только если ребенок хочет этого именно сейчас.

- Даем понять, что вы видите и принимаете его чувства: "Я вижу, что тебе сейчас нелегко справиться со своими эмоциями".

- Помогаем идентифицировать эмоции, чтобы снизить тревогу от непонимания происходящего: "Я вижу, что ты злишься/расстроен, потому что (ситуация, которая произошла)".

- Обеспечиваем понимание того, что то, что чувствует ребенок, - это нормально. Отказываемся от фраз "мальчики не плачут", "не реви" и т.д. - это обесценивает чувства ребенка и не учит его справляться с эмоциями, а также делает его более закрытым от вас. Вместо этого говорим: "Знаешь, я тоже расстраиваюсь/злюсь в похожих ситуациях, и это нормально".

- Решаем вместе с ребенком, как можно в следующий раз избежать похожих ситуаций. И выбираем способы, как можно прожить эмоции (если ты злишься, ты можешь покричать и потопать, тебя никто не будет останавливать, но бить людей рядом - не подходит).

- Важно на каждом из этапов, если ребенок хочет высказаться, терпеливо его выслушивать.

- Когда ребенок уже понемногу начал успокаиваться, уместно еще раз спросить: "Могу ли я сейчас тебя обнять? Нужно ли тебя сейчас обнять?" И если ребенок разрешает (а мы этим вопросом показываем уважение к его личным границам), мы обнимаемся и еще больше укрепляем отношения между взрослым и малышом.

Таким образом мы можем побыть рядом с ребёнком в тяжёлые для него минуты и дать ему так необходимую в это время заботу и поддержку.

Справляться с эмоциями не всегда просто порой даже взрослым,но уверяю вас,если вы проявите терпение и уважение к своему малышу, вы научитесь проживать такие моменты легче. Желаю Вам успехов!

Изображение создано ИИ
Изображение создано ИИ

Интересна тема экологичного проживания эмоций и воспитания,основанного на уважение личности? Оставайтесь со мной! Тут просто о сложном🤍🫂