Одно дело слушать про зону из криминальных передач по НТВ или из магнитофона таксиста, в плейлисте которого нет-нет да и промелькнет пара песен в исполнении Круга, а то и Наговицына.
И совсем другое дело - находиться в ней, пусть в старой, опустевшей, с черными пугающими глазницами оконных проемов, но все еще ощетинившейся ржавой колючей проволокой, которая намерена пресечь твое даже самое аккуратное движение. С собачьим лаем, доносящимся откуда-то с дальних постов. И с людьми в камуфляже, на чьих шевронах выделяются четыре страшные буквы ФСИН.
Сегодня наше с вами путешествие будет очень необычным. Мы отправимся туда, куда по собственной воле не слишком то стремятся, и увидим, что скрывается за тройным периметром и толстыми стенами лагерных бараков.
История колонии, расположенной в городе N... ***ской области, берет свое начало с советских времен. Борьба с детской преступностью всегда была большой проблемой для государства, поэтому юных нарушителей закона стремились надежно изолировать от общества с целью их дальнейшего раскаяния и исправления.
Как и любое учреждение подобного типа, колония делилась на 2 зоны - жилую и производственную. Их назначение понятно из названий. Проход между зонами был строго регламентирован и осуществлялся через контрольно-пропускной пункт. Начнем со знакомства с жилой зоной.
Ее основу составляли жилые корпуса. В "лучшие" времена существования колонии в них могло разместиться до 350 осужденных. На территории можно увидеть как помещения со свежим ремонтом, так и те, в которых мало что поменялось с советских времен. Как распределялись койко-места среди детей - непонятно.
Судя по немногочисленным напоминаниям, которые остались в жилых корпусах, ребята здесь могли смотреть телевизор и играть в настольные игры.
Створки окон не открывались, для проветривания были предусмотрены форточки. Все окна зарешечены, чтобы исключить попытки сидельцев покинуть корпус нестандартным способом. За перегородками размещались туалеты и умывальники. Местные умельцы декорировали санузлы мозаикой, органично вписав в один из углов розу - один из наиболее распространенных арестантских символов.
Основная деятельность воспитанников колонии происходила в отдельном здании, находящемся поодаль от жилых корпусов. Туда мы сейчас и направимся.
Все проходы и проезды поросли густой травой. В навигации помогают немногочисленные указатели, которые и выводят к самому интересному корпусу.
Здесь дети могли не только получить знания по основным школьным дисциплинам, но и проявить свои таланты. Кто-то выступал на сцене с музыкальными номерами или с театральными постановками. Кто-то принимал участие в спортивных соревнованиях.
Те, кто освоил школьную программу, могли освоить в колонии рабочую специальность. Видно, как заключенные изучали строение автомобилей и пробовали себя в качестве каменщиков, маляров и штукатуров.
Труд был не только средством исправления осужденных, но и приносил им доход. Вырученные средства они могли потратить на продукты питания или отложить до лучших времен, чтобы выйти на свободу не с пустыми руками.
Повсюду были развешены стенды о пагубном влиянии вредных привычек на молодой организм, о поиске себя в вольной жизни, о семейных и религиозных ценностях. В некоторых местах красовались стенды с обновляемыми материалами о лагерной жизни.
Отдельно хотелось бы выделить уже никому не нужные видеокассеты, где великие люди страны - актеры, путешественники, священники - наставляют своими рассказами людей на истинный путь.
Воспитание шло не только с помощью телевизора и лекций. Организовывались и личные визиты на зону влиятельных людей, творческих коллективов. Некоторые особо отличившиеся воспитанники допускались до городских спортивных соревнований.
На зонах к теме религии относятся с особым трепетом, поэтому некоторые заключенные в свободное от основной деятельности время не только кропотливо изучали божьи заповеди, но и пробовали себя в качестве иконописцев и оформителей. Об этом говорят множество самодельных икон и иных религиозных атрибутов.
Найти подобные вещи можно и в других корпусах. Они могли бы стать хорошими экспонатами для музея «Религия за решеткой», если бы такой существовал в нашей стране.
Как и в любом другом общественном учреждении, в колонии особую роль уделяли государственным праздникам, в частности Дню Победы. Здесь для этих целей выделили стену одного из корпусов, чтобы воспитанники никогда не забывали о подвиге трудового народа в 1941-1945 годах.
За металлической дверью в зарослях скрывается медицинская часть. Доступ к ней сейчас не так ограничен, как в былые времена.
Здесь же вновь прибывшие проходили так называемый «карантин» - обыск, медицинское обследование, санитарную обработку. Только после этих обязательных процедур их направляли в отряд.
Столовая - одно из любимых мест в изолированных учреждениях. Она служит не только для приема пищи, но и для мимолетного общения с заключенными других отрядов, обмена материальными ценностями, а иногда и для выяснения отношений. Детей сюда приводили строем, обратный путь происходил в том же порядке.
Сейчас внутри царит пустота. Нет ни столов с исписанными скатертями, ни огромных котлов, в которых кипели каши и щи. Лишь любительская мозаика, выложенная в зоне умывальников, может хоть что-то напомнить о былых временах.
Иконы здесь встречаются практически в каждом уцелевшем корпусе. Столовая не стала исключением.
В одном из административных помещений был обнаружен небольшой склад вещей, когда-то принадлежавших заключенным. Особенно впечатлило блюдце с целой коллекцией разномастных нательных крестов. Многие из них до сих пор на шнурке.
К сожалению, сложные взаимоотношения между воспитателями и их подопечными нередко приводят к обострениям. Однажды бунт вспыхнул и в этой колонии. Несколько подростков забрались на крышу одного из корпусов и требовали ослабления режима и смены руководства. Диалог с ними не получился, поэтому восстание было подавлено отработанными методами с привлечением специалистов. Нарушители незамедлительно отправились в ДИЗО (дисциплинарный изолятор).
Изоляторы - эффективный метод борьбы с буйными сидельцами, поэтому они существуют и в детских колониях. Здесь это отдельное неприметное одноэтажное здание с тесными камерами, рассчитанными в основном на одного человека.
Деревянные нары, прикрепленные к стене, умывальник и унитаз - вот и все скромное убранство изолятора, где нарушитель мог провести до 10 суток. После этого он возвращался в обычные условия.
Сейчас путь из жилой в производственную зону найти трудно. Он извилист и тернист, проходит прямо по разбросанной по земле колючей проволоке, мимо полуразваленных корпусов непонятного назначения.
Тем не менее, на "промке" царит полный порядок. Даже складывается ощущение, что ее все еще хотят приспособить под какое-либо производство.
В Интернете ходит много слухов о том, что детские колонии больше напоминают лагеря и санатории, нежели исправительные учреждения. Но судя по тому, что я увидел собственными глазами, схожего здесь мало. Одни только высокие заборы с колючей проволокой, наблюдательные вышки с яркими прожекторами и непрекращающийся собачий лай не дадут забыть о том, где находится человек, ни днем, ни ночью.
Другой вопрос в условиях содержания и взаимоотношения между арестантами и администрацией. Но это уже совсем индивидуальная история. Тем не менее, факт остается фактом - многие из тех, кто один раз побывал за решеткой, уже не боится вернуться сюда вновь.
Немного больше нюансов и подробностей о бывшем месте содержания малолетних заключенных можно будет увидеть в ролике, который я в скором времени опубликую на канале.
Если вы заинтересовались данной темой, то вам могут понравиться следующие статьи и видеоролики:
Спасибо за внимание!
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного. Многие из новых публикаций не отображаются в новостной ленте, поэтому рекомендую иногда заходить на страницу https://dzen.ru/pomoskve , чтобы видеть все обновления!