Найти тему
О Москве нескучно

Какие маршруты московского троллейбуса работали до самого конца

Движение троллейбусов в Москве прекратилось 25 августа 2020 года. Тогда завершилась ликвидация маршрутов, которую проводили в течение 4 лет. Сегодня предлагаю вам отправиться в прошлое и посмотреть, у каких номеров троллейбусов всё-таки получилось сохраниться в столице дольше всех, а вернее, до самого конца. Их оказалось не так уж и много. И да, мнение о ликвидации троллейбусного движения в Москве у всех разное. В этой статье я не придерживаюсь никакой точки зрения. Здесь просто теперь уже историческая информация, а также фотографии.

Постоянство до последнего

Начнём с троллейбуса №28. На момент ликвидации трасса его следования была такой: Крымская площадь, Комсомольский проспект, проспект Вернадского, улица Марии Ульяновой, Ленинский проспект. Исторически этот маршрут отличался почти что неизменной трассой. Работать он стал в 1959 году. Правда сначала ходил не так далеко: от Крымской площади до МГУ. Но практически сразу его продлили до 2-й улицы Строителей. А в 1961-м он получил свою финальную трассу, которую сохранял до конца.

Пару раз маршрут меняли, но незначительно. Например, вместо Крымской площади он ездил до улицы Льва Толстого с 1993 по 1996. А по прошествии трёх лет его ещё на год сокращали до стадиона "Лужники". Но всё равно троллейбус не перемещался на противоположный конец Москвы, как это иногда бывало с другими номерами. С 25 августа 2020 года на линию вышли автобусы с обозначением т28. Сейчас и этого маршрута нет. Теперь тут ходит №138. Но в принципе по такой же трассе. Только конечная называется не "Ленинский проспект", а "Улица Марии Ульяновой".

Удлинение

Следующий маршрут - это №59. Он появился в 1967 году. Трасса следования у него была такая: метро "Сокол"; улицы Песчаная, Алабяна, Народного Ополчения и Тухачевского; бульвар Генерала Карбышева; проспект Маршала Жукова (Новохорошёвское шоссе); улица Генерала Глаголева (то есть делал небольшое кольцо). Маршрут оставался неизменным на протяжении 46 лет. Но потом из-за строительства Алабяно-Балтийского тоннеля около станции метро "Сокол" трассу немного изменили. Однако незначительно.

Как вы видели на схемах, потребовалась парочка лишних разворотов. Небольшие изменения также внесли в 2013 и 2016 годах. Ну а 25 августа 2020 этот троллейбус перестал работать. Его сначала заменили на автобус т59, а потом на электробус. Он работает до сих пор. Только трассу сделали более длинной. Теперь маршрут ходит не через улицу Маршала Тухачевского, а Берзарина, чуть севернее. Также линия не заканчивается улицей Генерала Глаголева. Она продолжается по проспекту Маршала Жукова до Таманской улицы в Серебряном бору.

Ничего не изменилось

Маршрут №60 стал ходить в 1968 году. Изначально его трасса следования была такой: Таганская площадь, Таганская и Нижегородская улицы, Рязанский проспект, Карачаровский путепровод. Однако спустя 5 лет этот троллейбус перенесли на другой конец Москвы. Он стал ходить от метро "Варшавская" до станции "Новые Черёмушки" через Чонгарский бульвар, улицы Каховка, Намёткина и Профсоюзную.

Маршрут 60-го троллейбуса не менялся на протяжении 47 лет. Но потом, из-за ликвидации этого вида транспорта в столице, его ликивдировали. В качестве альтернативы на линию выпустили автобус т60, который и сегодня продолжает ходить по такой же трассе, что и десятки лет назад.

Ивановское - Выхино

Троллейбус №64 начал работать в 1972 году и ездил совсем не по такой трассе, которую запомнили многие москвичи. Маршрут ходил по Ленинградскому шоссе от Прибрежного проезда до метро "Войковская". Вскоре его продлили до станции "Аэропорт". Но уже спустя пару месяцев троллейбус отменили. Вместо него стала ходить "шестёрка": от Песчаной улицы до Прибрежного проезда. Но 64-й вскоре вернулся на столичные магистрали с новой трассой следования.

В 1974 году троллейбус начал ходить от метро "Выхино" до Ивановского через Вешняковскую улицу, Свободный проспект и Саянскую улицу. Маршрут оставался стабильным и достаточно удобным вплоть до августа 2020 года, когда его и ликвидировали. Вместо троллейбуса запустили автобус т64. Саму трассу следования полностью сохранили.

7278

72-й маршрут появился в 1978 году. Изначально троллейбус ходил от метро "Варшавская" до многострадальной улицы Островитянова. Ударение здесь ставится на букву "и", потому что так произносилась фамилия учёного. Через пару месяцев трассу следования удлинили. В современный район Ясенево. Троллейбус ходил сначала до Тарусской улицы. В 1985 году конечную снова перенесли. На этот раз до проезда Карамзина.

В таком виде маршрут сохранялся до 25 августа 2020 года. Потом его ликвидировали, а на замену предоставили автобусы с обозначением т72. Как и прежде они возят пассажиров по тому же маршруту: метро "Варшавская" - проезд Карамзина.

И новое менять мы будем

В качестве бонуса пару слов скажу про маршрут М4. Он появился только в октябре 2016 года и ходил от кинотеатра "Ударник" до Озёрной улицы через Большую Якиманку, Ленинский проспект, Никулинскую улицу и Мичуринский проспект. Создали этот троллейбус на замену №62. Он следовал от того же самого кинотеатра по идентичной трассе. Сначала до метро "Юго-Западная", а с 2013 - до Озёрной улицы.

Кстати, из всех упомянутых выше маршрутов только М4 сразу поменяли на электробус. На остальных это были исключительно автобусы, которые потом правда в основном также заменили. После 25 августа 2020 года в столице не осталось троллейбусных маршрутов. В пределы МКАД этот вид транспорта "заглядывает" около метро "Планерная". Но это уже сеть подмосковного города Химки. Ну и есть музейный маршрут Т. Он ходит по кольцевой трассе от Казанского вокзала: Краснопрудная, Нижняя Красносельская, Ольховская, Спартковская, Новорязанская улицы и Комсомольская площадь.

Если кому-то интересна история с произношением улицы Островитянова, то можете прочитать о ней в моей статье:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!