«Вместо конкретного индивидуума у вас есть названия организаций и, на самом высоком уровне, абстрактная идея государства как принципа политической реальности. Тогда моральная ответственность личности неизбежно заменяется политикой государства.
Вместо моральной и ментальной дифференциации личности вы получаете общественное благосостояние и повышение уровня жизни. Цель и смысл индивидуальной жизни (которая является единственной реальной жизнью) заключаются больше не в индивидуальном развитии, а в политике государства, которая навязывается индивиду извне…
Индивидуум всё больше лишается морального решения относительно того, как ему следует прожить свою собственную жизнь, и вместо этого им управляют, кормят, одевают и воспитывают как социальную единицу… и развлекают в соответствии со стандартами, которые доставляют удовольствие и удовлетворяют массы», — писал Карл Юнг в работе «Неоткрытое Я».
Эта форма антиутопии в той или иной степени проявлялась в XX веке и, похоже, вновь возникает на Западе сегодня. Хотя многие люди осознают опасности, связанные с существованием централизованных государств, большинство реагирует на рост государственной власти чувством безнадёжности, полагая, что они как личности ничего не могут с этим поделать.
Анализ Юнга глубок по той причине, что он предполагает, что рост государственной тирании является побочным продуктом распространения духовной проблемы, поражающей современный мир, и, таким образом, может быть подавлен, если больше людей научатся решать духовную проблему, влияющую на их собственную жизнь.
Юнг питал надежду, что многие люди на Западе способны достичь этого, и видел доказательства такого потенциала в росте области психологии в XX веке и в возросшем желании многих исследовать глубины своей психики в поисках самопознания.
«Для меня суть духовной проблемы сегодня заключается в очаровании, которое психика имеет для современного человека… Если мы настроены оптимистично, мы увидим в этом обещание далеко идущих духовных изменений в западном мире.
В любом случае, это значительный феномен… важный, потому что он затрагивает те иррациональные и — как показывает история — неисчислимые психические силы, которые преобразуют жизнь народов и цивилизаций непредвиденным образом.
Это силы, всё ещё невидимые для многих людей сегодня, которые лежат в основе нынешнего „психологического“ интереса», — писал Карл Юнг в работе «Духовная проблема современного человека».
В древности, во времена отчаяния, люди обращались к богам, обитавшим в океанах, лесах и небесах, за возрождением. По мнению Юнга, современный человек, для которого все боги мертвы, должен искать ответы на свои духовные вопросы внутри себя. Он считал, что, найдя эти ответы, человек сможет не только исцелить свою духовную болезнь, но и внести свой вклад в обновление мира, погрязшего во тьме государственного господства.
«Маленькая и скрытая дверь, ведущая внутрь, преграждена бесчисленными предрассудками, ошибочными предположениями и страхами. Всегда хочется услышать о грандиозных политических и экономических схемах, о тех самых вещах, которые загнали каждую нацию в трясину.
Поэтому звучит нелепо, когда кто-то говорит о скрытых дверях, мечтах и внутреннем мире. Какое отношение имеет этот пресный идеализм к гигантским экономическим программам, к так называемым проблемам реальности?
Но я обращаюсь не к нациям, а только к немногим отдельным людям, для которых само собой разумеется, что культурные ценности не падают как манна небесная, а создаются руками отдельных людей. Если в мире что-то идёт не так, то это потому, что что-то не так с человеком, потому что что-то не так со мной.
Следовательно, если я благоразумен, я в первую очередь исправлю себя. Для этого мне нужно — поскольку внешний авторитет больше ничего не значит для меня — знание самых сокровенных основ моего существа, чтобы я мог твёрдо опираться на вечные факты человеческой психики». (Карл Юнг, «Значение психологии для современного человека»)
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа