Найти тему
Борис Седых

В морях твои дороги

Начало здесь.

Вадик — лейтенант, командир группы боевой части связи, тот самый смелый молодой офицер, который разыграл дерзкой шуткой на 1 апреля весь экипаж, в кают-компании рассказывал о своём училище в Калининграде.

Штурман Мишка слушал с интересом, сам выпускник Ленкома, однако, будучи нахимовцем в учебном походе, заходил в Балтийск. Посещали КВВМУ с экскурсией.

Первое, что удивляло нахимовцев, это огромная территория училища. Плац неимоверных размеров заставлял задуматься, сколько необходимо приложить курсантских усилий зимой, при уборке снега. По краям плаца располагались внушительных размеров панно на огромных металлических устройствах. Представьте себе, большая картина шириной в сто восемьдесят метров, высотой – восемнадцать! Две другие поменьше: сто пятьдесят на пятнадцать! На полотнах изображены морские учения и бои, на самой масштабной – высадка десанта при поддержке тяжёлого авианесущего ракетного крейсера «Киев», с участием самолётов с вертикальным взлётом, пусками ракет, со взрывами бомб. На картине были изображены даже погибшие морпехи.

Если смотреть на училище со стороны города, сразу за забором – главный вход. Там Боевое знамя части, первый пост караула, приёмная начальника училища, комната дежурного по училищу, а дальше, на разных этажах, кабинеты и классы кафедр.

Вообще, многие здания из красного кирпича в городе удивляли. Домик нынешней милиции Калининграда до Великой победы занимала служба SD гестапо, здание СС приглядело КГБ…

Что было в зданиях училища, мало кому понятно, точно не школа и детский сад. Перед главным входом располагается бассейн и фонтан. Бывший начальник КВВМУ Герой Советского Союза контр-адмирал Владимир Степанович Пилипенко создавал на территории училища всё самое грандиозное и неповторимое. Вот и фантан он захотел сделать большим по европейским меркам. Достали мощные насосы, включили и… залили весь Советский проспект. После испытаний фантан на полную мощность не включали.

Главную башню всегда не только видели, но и слышали издалека. Электронные часы в верхней её части играли музыку на всю близлежащую округу.

Из свободного источника.
Из свободного источника.

На дальнем плане – продолговатое здание с большими окнами и надписью «В морях твои дороги». Это столовая. На каждом этаже залы, где питались разные курсы и факультеты. Этот слоган был и в прошлые времена, в конце семидесятых. Здание справа – это кафедра связи и ЗАС. Там всё секретно, поэтому вход на всегда строго охранялся. Этот комплекс, как и плац, футбольное поле, фонтаны, бассейны, столовую – строили курсанты, совместно со строителями, потом облагораживали прилегающий участок.

Курсанты также сажали деревья и делали скворечники. За посадки получали баллы в соцсоревновании: каштан – пять, берёза и дуб по четыре, лиственница – три, сосна, ясень, липа, и клён – по два, один балл давался за ёлку. Тополь ничего не «стоил», а красный клён или пихта рассматривались отдельно, как редкие.

Однажды осенью начальник училища решил, что каждый курсант должен смастерить и повесить на дерево скворечник. Если нет скворечника, то зимние каникулы отменяются как для двоечника. А это был наш первый зимний отпуск. 1-й курс же...

Сначала доставали пиломатериал по всему городу, на ЦБК. Затем привезли инструменты: ножовки, стамески, молотки, гвозди... Потом выяснилось, что далеко не каждый способен смастерить скворечник, если руки «из жопы» выросли.

Тогда решили выделить группу из трёх мастеровых, которые сколотят скворечники на всю роту. Мы их кормили булочками и молоком, а они мастерили. Как обычно, много советчиков выросли как грибы после дождя, но дело спорилось. В процессе создания птичьей общаги выяснилось, что самое сложное – это вручную проделать леток в передней стенке. Тогда кто-то посоветовал для ускорения процесса просто нарисовать краской чёрный кружок. Так и сделали. Скворечники развесили на деревьях, закрепили за каждым курсантом птичий домик и отчитались перед специально назначенной группой офицеров о выполнении задачи. Все уехали в зимний отпуск, оставив жёлтые домики ожидать весну... На артиллерийском факультете делали ещё проще: сколачивали большой дом, а на нём рисовали домики несколько поменьше, с кружочками. Метод хорошо проверен ещё при королях и принцессах, сейчас его называют «Потёмкинские деревни».

В пруду обитали два огромных карпа. Не меньше, что по десять-пятнадцать килограммов каждый. Крупные рыбины, плавая у поверхности, показывали свои огромные спины, словно горбы ракетных подводных крейсеров. Их кормил с рук только начальник училища, остальных они сторонились и ложились на грунт. В центре пруда с узким мостиком соорудили домик для лебедей. Там прописалась белоснежная любовная пара и выводила потомство, которое к очередному сезону изгонялось родителями во взрослую жизнь. Командование специально организовало дежурство: дневальный по пруду должен не позволять курсантам и животным разрушать житьё-бытьё карпов и лебедей. Такого дежурного мы сразу прозвали «дневальный по яйцам». На территории паслись пятнистые олени, косули, они бегали прямо по дорожкам, среди множества каштанов.

Рассказывали, что в семидесятых рядом с фонтаном жил медведь, и пятаки-штурмана поили его водкой, после чего с ним танцевали матросские танцы, ещё вели задушевные беседы, тот в ответ рычал и плакал.

Добросовестные свидетели рассказывали, как два раза волки проникали на территорию, их по следам вычислили. Зима была холодной, видать, приходили поживиться – по периметру училища запросто гуляли зайцы.

Ангелом-хранителем территории являлся… фонтан Нептун, насилующий мину. Зрелище не для слабонервных — голый мужик могучего телосложения с насаженной на причинное место плавучей миной, которую он держит за рога, отчего из этих сосков во все стороны бьёт вода. Мощный мужик! Это место привлекало курильщиков: единственная курилка на всё училище. Даже офицерский состав ходил только туда. Так Пилипенко боролся с курением.

И даже преподаватели в училище собрались не простые, а особые: офицеры, пришедшие с боевых кораблей. Они учили не только специальности, учили жизни.

Штурман Мишка слушал рассказ Вадика и понимал: выпускники Калининградского ВВМУ отличные ребята, а по жизни уже знал, что их отличало – достойный уважения профессионализм и отсутствие пафоса к выбранной специальности «Родину защищать». Дело своё знают, в коллективе пользуются уважением. Может, кому покажется, в зоосаде учились? В этом отличие калининградцев – они любят природу, и это чувство переносят в отношение к людям и любви к Родине.

Вадик улыбнулся и закончил:

— Какой замечательный у нас был клуб. И знатная танцевальная площадка, лучшая в городе, где я и познакомился с замечательной девушкой, моей будущей женой. Не удивительно, что мне повезло, играл в училищном ВИА, меня многие знали, от поклонниц отбоя не было, а я выбрал одну, единственную и неповторимую. Часто свою любимую вспоминаю…

Атомная подводная лодка тем временем продолжала секретный поход к Юго-Западной Атлантике…

Из свободного источника.
Из свободного источника.

Продолжение здесь