Всем привет! Прежде, чем мы продолжим идти дальше по истории развития китайской письменности, отвечу на загадку из вчерашнего поста о иероглифе 车.
车水马龙 chē shuǐ mǎ lóng означает непрерывный транспортный поток; оживлённое транспортное движение.
Итак, на сегодняшний день мы разобрали два первых этапа развития китайской письменности:
1. Цзягувэнь
2. Цзиньвэнь
Что было дальше?
Дальше, в VIII – III веках до н.э., появился стиль чжуаньшу (篆书 zhuànshū) – «иероглифы печати».
Это наиболее часто используемый архаичный стиль каллиграфии. Он органически развился из письменности династии Чжоу, был принят в качестве официального языка для всего Китая во времена династии Цинь (秦 Qín, 221 – 207 гг. до н.э.), а также широко использовался для декоративной гравировки и печатей в период Хань (汉 Hàn, 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).
Примером стиля дачжуань могут служить древние надписи на каменных барабанах (石鼓文 shígǔwén) и бронзовых ритуальных сосудах:
Основные черты стиля дачжуань:
- Структура иероглифа усложняется, появляется большое количество составных иероглифов
- Расположение графем внутри иероглифов становится более упорядоченным и пропорциональным
-Знаки становятся одинаковыми по ширине и высоте.
До завоевания династией Цинь других враждующих государств местные иероглифические стили развивались независимо друг от друга на протяжении веков, создавая так называемые «стили шести государств» (六国文字 liùguó wénzì), объединенные под общим термином «большая печать». При централизованном правительстве, однако, такое разнообразие было нежелательным, поскольку оно препятствовало торговле, налогообложению и развитию транспорта, к тому же, независимые стили могли использоваться для представления оппозиционных политических идей. В связи с этим, с приходом к правлению первого императора Цинь Шихуанди, объединившего страну под властью империи Цинь, началось систематическое объединение весов, мер, валют и т.д., а также использование стандартной письменности под лозунгом: «Все колесницы с осью одной длины, все иероглифы стандартного написания». Император приказал своему министру Ли Сы (李斯 Lǐ Sī, 284 – 208 гг. до н.э.) унифицировать письменность, чтобы разночтение иероглифов в завоеванных им княжествах не мешало ему управлять страной. За основу стандартизированной письменности были взяты иероглифы княжества Цинь, а иероглифы других княжеств тоже позднее были включены в реестр стандартизированных знаков в упрощенном виде. Новый стиль письма получил название сяочжуань (小篆 xiǎozhuàn) – «малая печать», в отличие от древнего стиля дачжуань, и широко использовался в период династии Хань.
Стандартизированное использование иероглифов малой печати было распространено через «Список Цан цзе» (仓颉篇 Cāngjiépiān) – учебник для начинающих, составленный Ли Сы и двумя другими министрами. Этот сборник, который, как утверждается, содержал 3300 символов, больше не существует и известен, только благодаря древним китайским письменным источникам. Другие названия сяочжуань: «проволочное письмо» и «металлическая нить». Стиль сяочжуань получил наибольшее распространение на цинских и ханьских каменных стелах, став толчком для развития китайской каллиграфии и живописи. Самый известный образец этого стиля – каменная стелаэпитафия «Ишаньбэй» («Эпитафия с горы Ишань») из провинции Шаньдун. Сегодня в стиле сяочжуань изготавливают свои печати и пишут многие любители каллиграфии.
Характерные черты стиля сяочжуань:
- Иероглифы крупные, черты находятся на большом расстоянии друг от друга
- Структура иероглифов становится строго определенной: устанавливается количество черт и их форма, написание графем и их положение в иероглифе
- Все иероглифы одинаковые, а их форма – прямоугольная
- По сравнению с предыдущими стилями написание упрощается.
Вот такой интересный этап развития китайской письменности мы рассмотрели сегодня. А в следующих статьях я расскажу вам, кто такой Цан Цзе, в честь которого министр первого императора назвал свою книгу.
Всем спасибо за интерес к блогу!
Еще из рубрики "Китайский ликбез":