Часть шестая. Музеи. История одного колокола
Это продолжение, предыдущая часть здесь.
Думаю, досталось нашему экскурсоводу от меня, замучил вопросами. Но теперь все "пазлы" о фронте, о боях встали на свои места.
Расскажу об одном интересном экспонате, увиденном в музее Северо-Западного фронта. Это церковный колокол, но примечательно его путешествие.
К сожалению, фотография колокола у меня не сохранилась, в общем-то, ничего особенного, высота колокола - 60 см, такой же диаметр, вес 110 килограмм, какая-то надпись на латыни, установлен на специальном невысоком постаменте, позволяющем в него звонить.
Колокол старинный, 1672 года, сделан в немецком городе Любек потомственным литейным мастером Альбертом Беннингом. Старой Руссе колокол подарен Петром Первым и был установлен на церкви Святого Великомученика Мины. Церковь из красного кирпича, одноглавая, с маленьким куполом-луковичкой, была построена в самом конце 15 века, она самая старая на территории Старой Руссы, церковь сохранилась.
Здесь я буду опираться на немецкое полевое издание «От Мааса до Мемеля», выпущенное в декабре 1942 года, оно хранится среди экспонатов музея. Военная газета случайно оказалась найденной жителем Старой Руссы Поликашевым Н.М. в блиндаже вражеских позиций зимой 43-го. Николай Михайлович узнал на фотографии свой разрушенный город и попросил перевести текст этой статьи.
Здесь немецкий корреспондент описывает бои за город, его разрушения и пишет об обнаруженном немецкими саперами на упомянутой церкви колоколе. Осматривая его, один солдат родом из Любека, обнаруживает отлитую надпись, сделанную на немецком языке. На звуковом кольце стояла дата и место отливки, фамилия мастера. Вплотную к фамилии литейщика угадывалась строчка, предположительно, его девиз: «Легче пренебречь, чем сделать». Корреспондент пишет о том, как саперы снимали колокол, установив блоки для спуска, как отправляли туда, где он родился 270 лет назад, пишет о чувствах немецких солдат, увидевших здесь, в России, частичку далекой Родины.
Только через 50 лет после окончания войны Поликашев Н.М. рассказал об этой удивительной истории местным краеведам. След ганзейского колокола нашелся! Десять лет ушло на переговоры, переписки, согласования с немецкими властями о том, чтобы колокол вновь вернулся в Россию.
И вот, спустя почти 60 лет, благодаря этому снимку из газеты, профессиональной деятельности специалистов и энтузиастов, колокол снова оказался в Старой Руссе. Теперь он в музее, напоминая нам о страшных днях войны. Вот такая интересная история колокола, которому сегодня более 350 лет. И в залах музея для нас прозвучал его голос!
Колокол вернули! Сделали, а не пренебрегли!
Продолжим музейную тему посещением небольшого краеведческого музея и картинной галереи, расположенных в стенах Преображенского монастыря.
Впервые Старая Русса упомянута в Новгородской летописи в 1167 году. (Упоминание Москвы – 1147 г.) Изначально город назывался Русой - название напрямую связано с понятием Русь, в 16 веке прикрепилось прилагательное «Старая». Новый город (Новгород) и Старая Русь, - была такая версия. Артефакты археологических раскопок доказывают, что еще в 11 веке Руса была развитым городом - с деревянными мостовыми в плотной городской застройке. Еще из своей старой школьной программы помню, хоть это было очень давно, о мальчике Ефимке и о его письме на бересте. (Сколько ж лет прошло?)
В Великом Новгороде мы были, и в музее видели фрагмент деревянных мостовых и берестяные грамоты. Именно в Новгороде были найдены и прочитаны первые берестяные грамоты. В Старой Руссе такая грамота была обнаружена в первый год археологических раскопок в 1966 году. Всего их найдено более пятисот. Часть мы видим за витринным стеклом. Здесь говорится о завещаниях, долгах, торговле солью. Видите, снова про соль!
Прошу вас посмотреть несколько фото, здесь без особых пояснений.
Рядом со стенами Преображенского собора, в Сретенской церкви, расположена небольшая картинная галерея с работами, в основном, местных художников. Фотографировать и комментировать картины, по-моему, бессмысленно, их надо просто смотреть. Хотя картину Кустодиева Б.М. "Дети художника", находящуюся в Витебской художественной галерее, я прокомментировал - девочка трогает ядовитый олеандр.
Многие, кто постарше, кто еще застал «октябрят», знают уроженца Старорусского уезда скульптора Томского. Только не говорите, что не знаете, - знаете! Значок октябрёнка с вытесненным изображением молодого Ленина на лацкане серой школьной формы ученика или белого фартука девочек - помните? Это его работа! В одном из залов представлены скульптуры мастера. Николая Васильевича можно смело считать непревзойденным гением скульптуры, у него очень много выдающихся работ, в частности, в Москве мост Победы на Ленинградском шоссе. Если видите перед собой памятник Ленину, на 50% - скульптор Томский.
Ну что, культурная программа по городу выполнена, присядем на набережной, поделимся впечатлениями.
Погодите-ка! Ильмень рядом, а мы туда не заезжали, это же красивейшее огромное озеро. Там уже намечено два места: небольшое поселение Взвад у самого устья Ло́вати, где она разделяется на сотни небольших проток и образует крохотные озера и съездим к Ильменскому глинту. Что это? А вот узнаете!