Загадки пещеры Ласко: картинная галерея, храм или…?
Пещера Ласко, расположенная в юго-западной Франции, является одним из самых известных и важных археологических памятников в мире. Она славится своими потрясающими доисторическими наскальными рисунками, которые датируются примерно аж 17 000 лет назад.
Во время Второй мировой войны четверо подростков отправились на прогулку в лес. Их собака залезла в дыру в земле , мальчики решились пойти за ней.
Они оказались в огромной пещере, стены которой были покрыты тысячами древних рисунков. Потрясенные и заинтригованные, подростки сначала решили сохранить свою находку в секрете. Но вскоре они поняли, что должны поделиться этим невероятным открытием с миром.
Первым учёным, посетившим пещеру, стал французский археолог, специалист по истории первобытного искусства Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации. Он установил, что рисунки относятся к доисторической эпохе, описал и изучил их. После войны Брейль вернулся в это место. Он рассчитывал найти там захоронение древних людей, но вместо этого обнаружил много новых наскальных изображений. Так началось научное изучение пещеры Ласко. Археологи и специалисты по доисторическому искусству со всего мира стекались в пещеру, чтобы исследовать и документировать ее потрясающие наскальные рисунки.
Пещера Ласко относительно небольшая, но ее рисунки поражают своим мастерством и реализмом. Животные изображены с невероятной точностью и живостью, что свидетельствует о таланте и художественном видении наших доисторических предков. В зоне, называемой «шахтой», находится самый загадочный рисунок пещеры Ласко. На нём показан человек, который то ли стоит, то ли лежит, то ли падает между носорогом и бизоном. У человека голова птицы, бизон проткнут дротиком, а носорог будто бы убегает. Рядом с человеком нарисован шест, увенчанный фигурой птицы. Кроме того, в композиции есть знаки в виде точек и зубчатого символа. Учёные предполагают, что это иллюстрация какого-то древнего мифа, смысл которого сейчас восстановить невозможно. Судя по всему, в пещере не жили, а посещали её лишь ради наскальных рисунков. Скорее всего, она была культовым местом, святилищем. Например, в неё могли приходить перед тем, как отправиться на опасную охоту. В отличие от многих других палеолитических наскальных изображений в этих рисунках отсутствуют растения и вообще природные ландшафты. Зато некоторые элементы рисунков, бесспорно, несут символическую нагрузку.
Есть гипотеза, что изображения пещеры Ласко показывают древнюю карту неба с созвездиями. И даже что они отражают факт падения на Землю крупного метеорита, которое случилось 17 тыс. лет назад. Впрочем через 17000 лет и про наши сооружения будут нести сущую околесицу. Было это в староглинянные времена, никто ничего не помнит.
Помимо рисунков, в пещере были обнаружены инструменты, украшения и остатки древних светильников. Это говорит о том, что пещера использовалась не только как художественная галерея, но и как место для религиозных и охотничьих обрядов.
Пещера Ласко была признана историческим памятником Франции вскоре после ее открытия и включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году. В 1963 году пещера была закрыта для публики из-за опасений по поводу повреждения рисунков. В 1983 году была открыта точная копия пещеры, известная как Ласко II, которая позволяет посетителям увидеть рисунки, не подвергая их риску.
Открытие пещеры Ласко стало поворотным моментом в нашем понимании доисторического искусства. Ее рисунки являются свидетельством художественного гения и творческих способностей наших предков и дают нам уникальное представление об их жизни и верованиях.
Пещера Ласко относительно небольшая, ее общая длина составляет около 250 метров, а средняя высота - 30 метров.
Наскальные рисунки в Ласко изображают широкий спектр животных, включая лошадей, зубров, оленей, медведей и крупных кошек. Животные изображены сбоку, но с повернутыми рогами, что придает картинам живость и свидетельствует о мастерстве их создателей.
Археологические данные показывают, что изображенные животные отражают фауну, известную людям эпохи палеолита. Преобладающими цветами, использованными древними художниками, были красный, желтый и черный. Красный цвет обеспечивался гематитом, желтый - оксидами железа, а черный - древесным углем или оксидами марганца.
Интересно, что нигде в районе, прилегающем к пещере, не обнаружено отложений оксидов марганца, найденных в Ласко. Ближайший источник находится примерно в 250 километрах, что указывает на то, что художники Ласко приложили огромные усилия для создания своих творений.
Значение и символизм наскальных рисунков в Ласко до сих пор остаются предметом споров. Некоторые исследователи считают, что они представляют собой сцены охоты или ритуалов, в то время как другие видят в них мифологические или религиозные повествования. Абстрактные символы, такие как точки, линии и геометрические фигуры, также могут иметь особое значение, но их точная интерпретация остается загадкой.
Пещера Ласко продолжает очаровывать и вдохновлять людей во всем мире. Ее наскальные рисунки являются свидетельством художественного гения наших доисторических предков и дают нам уникальное представление об их жизни и верованиях. Загадки, окружающие значение и интерпретацию рисунков, продолжают привлекать исследователей и любителей искусства, делая Ласко одним из самых важных и интригующих археологических памятников в мире.
вчера в 13:34