Найти тему
Кино под углом

«Не смотрел, но осуждаю»

Собственно, мне тут не раз предъявляли это обвинение, что я, такой нехороший человек, не смотрел фильмов «Великого Германа», но осуждаю их. И никто, почему-то, не заметил, что я ни слова плохого не написал о тех фильмах, которых я не смотрел. Критиковал я только то, что я смотрел. И, как мне кажется, на это я имею полное право. Но, говорить я сегодня буду не о Германе…

Константин Лопушанский, режиссёр...
Константин Лопушанский, режиссёр...

Мне несколько раз упоминали в комментариях о том, что Константин Лопушанский, снял «трилогию» - «Письма мёртвого человека», «Посетитель музея» и «Русская симфония». И вот про это я и хотел бы поговорить. Скажу сразу, что «Русскую симфонию» я не смотрел, и трогать её я не буду. А вот, что касается двух других фильмов… Про них я говорить буду, про них мне есть, что сказать…

Как я уже писал, страшное кино, в котором показано, что всё, будущего нет.
Как я уже писал, страшное кино, в котором показано, что всё, будущего нет.

Начать с того, что «Письма» я смотрел, и даже не один раз. На самом деле, три раза я их смотрел. В первый раз родители увели меня с сеанса, я писал про это в статье про фильм, второй раз я смотрел фильм уже сильно позже – просто скачав его из Сети, и вот третий раз, непосредственно перед написанием статьи про фильм. И, знаете, я не думаю, что буду пересматривать его снова. Нет, не потому, что фильм плохой – а он не плохой, а потому, что он оставляет после себя очень гнетущее ощущение безысходности и тому подобных вещей. Кстати, Лопушанский тут был очень хорош. То, как он всё это снял, как использовались места для съёмок, антураж и тому подобные вещи – очень хорошо работает именно на создание той атмосферы. Как, собственно, и «чёрно-жёлтая» гамма, и остальное. В общем, у него получилось снять на отлично…

Ларсен уверен, что войны не было, но... он неправ.
Ларсен уверен, что войны не было, но... он неправ.

Кстати, есть мнение в Сети, и сам Ролан Быков старался играть «на пользу этого мнения», что на самом деле никакой войны нет, а просто произошёл несчастный случай на полигоне, или большой такой эксперимент. Но, к сожалению, Ларсен мог думать и говорить всё, что угодно, а удар по их городу был нанесён самый настоящий. И женщина, что кричит о том, чтобы её дали противогаз (который ей уже просто не поможет), тоже страдает по-настоящему… И жена Ларсена на самом деле умирает от лучевой болезни… Да и запирать всех в Центральном Бункере навсегда – тоже… как-то не особенно соотносится с экспериментом. По идее, надо эвакуировать людей в места, не пострадавшие от ядерного удара, но этого не происходит. Значит, просто некуда эвакуировать? Так что, в «Письмах», создатели фильма смогли показать на самом деле, такую атмосферу, когда уже просто ничего не осталось, и нет никакой надежды на выживание…

Странный и тяжёлый фильм, на самом деле...
Странный и тяжёлый фильм, на самом деле...

А вот с «Посетителем музея», увы, всё не так просто. Наверное, начать стоит с того, что на самом деле, никакой трилогии, на самом деле, Лопушанцев не снимал. Странно, да? Нет, конечно, тут «смотря, что называть «трилогией»… Но – лично в моём понимании, «трилогия» - это три произведения, которые объединены общей темой, общими героями, общими событиями, и так далее. А что тут? «Письма мёртвого человека» - последние месяцы жизни в бомбоубежище после ядерной войны. «Посетитель музея» - человек, турист, пытается попасть в некий «Музей», который появляется после отлива заражённого моря. Обстановка вокруг – мир во время экологической катастрофы. Одни люди – «обыватели», стараются жить, как и раньше, не думая о том, что миру почти пришёл конец, другие – «дебилы» (это медицинский термин, если что), стали крайне религиозными, и турист этот, для них, как Мессия. По сути, в фильме нет ни одного положительного героя, и сопереживать тут просто некому. Кстати говоря, это очень большая проблема – когда нет такого персонажа, которому ты смог бы сопереживать. Это я говорю, как человек, который немало разных книг перечитал, и знает всю эту «тему»… Кстати, стоит, наверное, сказать и то, что в роли «дебилов» снимались настоящие пациенты… психиатрических больниц. Это, как мне кажется, такая информация о фильме, без которой я смог бы прожить, и прожить гораздо лучше и спокойнее… Почему? Ну, тут, наверное, каждый должен решать сам, но, лично мне кажется, что такие вещи, как разного рода заболевания, уродства и увечья, тащить на большой (да и на малый тоже) экран просто не надо. Конечно, можно сделать исключение для некоего Грегори Гэдсона, который, лишившись ног, встал на протезы и занимается тем, что мотивирует инвалидов не опускать руки, а возвращаться к нормальной жизни (собственно, потому он и сыграл такого персонажа в «Линкоре», но всё же – одно дело показать на самом деле «крутого инвалида», который «даёт прикурить» пришельцам, и совершенно другое – тащить в фильм проявления разного рода психических заболеваний, уродств и прочего…

Обыватели ведут себя так, как будто ничего не происходит...
Обыватели ведут себя так, как будто ничего не происходит...

Так вот, два часа перед нами, по сути, ничего не происходит. Нет, мы видим деградацию мира (кстати, её-то режиссёр показал очень хорошо), деградацию людей. И нет, «обыватели» точно так же ненормальны, как и «дебилы». Например, они изо всех сил стараются не признавать, что есть какие-то проблемы, стараются жить так, как будто ничего не происходит. Даже понятие такое есть, которое очень хорошо описывает их поведение – «Пир во время чумы»… Нет, как идея фильма, о том, что весь мир сошёл с ума, это работает, и очень хорошо создаёт атмосферу. Тут, лично у меня претензий к фильму нет. Они есть к другому…

Почти все, кто снился в роли "дебилов" - настоящие пациенты психиатрических больниц...
Почти все, кто снился в роли "дебилов" - настоящие пациенты психиатрических больниц...

Нарочитая религиозность «дебилов». И вот тут у меня было очень сильное отторжение. Давайте начистоту. Лично у меня отношения с Верой… довольно своеобразные. То есть, меня нельзя называть «истово верующим», но и стопроцентным атеистом я не являюсь. Я нормально отношусь к верующим, к воцерквлённым людям. Более того, был у меня опыт общения с несколькими священниками – когда в такси работал. Вполне себе нормальные люди, с чувством юмора… А тут создатель фильма показывает нам, что все истово верующие люди в фильме… «дебилы». Причём, самые настоящие (не забываем, что их играли пациенты психиатрических больниц). И как к этому относиться? Это издевательство над Верой? Или что именно этим хотел сказать автор? Я понимаю, если бы этими «дебилами», на самом деле, оказались бы самые лучшие люди – мол, их не поняли, их идеи о разных вещах оказались слишком смелыми и всё такое, но – это просто больные люди! Вот, лично у меня это просто не могло не вызвать отторжения.

И вот тут, как говорится, сейчас будет шок. Я смотрел фильм «Посетитель музея». Но, я смотрел его не до конца. Просто не смог досмотреть. Да, я стараюсь смотреть все фильмы, про которые я пишу. Стараюсь их понять, чтобы говорить о том, что я знаю и понимаю. Но «Посетитель музея» оказался… даже более неприятным, чем «Сталкер» и «Трудно быть богом». Очень тяжёлое кино, когда ты просто не можешь понять, что именно своим шедевром хотел сказать автор. Например, я отлично понял «Письма» - там очень простой посыл, против атомной войны. А вот тут… проблемы экологии? Ну, если только. Но и про них почти не говорится прямо. Проблемы религии? Но то, как их показали – выглядит откровенно мерзко… Так что – извините..