Эта история началась в январе 1952 года. В городе Горьком в районе Мызы был ограблен продуктовый магазин. На место тотчас отправилась группа оперативников во главе с начальником угрозыска капитаном Антроповым. «Только-только я деньги приготовила инкассатору – 20 тысяч, как подходят двое в масках, направляют на меня наган и говорят: «Руки вверх!» – рассказала милиционерам перепуганная кассирша. Свидетели показали, что грабителей было пятеро, они зашли в магазин за две минуты до закрытия. В момент, когда забирали деньги, у одного из них по оплошности сползла маска, и кассирша сумела разглядеть лицо – «черный такой, мордастый, со шрамами на щеках». Поскольку на улице только что выпал снег, возле магазина быстро нашли следы, которые вели в соседний парк «Швейцария», расположенному на крутом окском откосе. Было видно, что преступники даже не спускались, а просто скатывались вниз как попало. Вскоре впереди показались домики, а возле одного из них пара мужиков мирно колола дрова.
– Не видели ли вы здесь кого-нибудь посторонних? – с ходу спросили запыхавшиеся в заснеженных шинелях милиционеры.
– Из посторонних? Пожалуй, были… Человек пять или шесть проезжали тут на лыжах. Вон из-за тех сараев вывернули и прямо через Оку пошли на ту сторону, – ответил один из мужиков. Быстрый осмотр местности показал, что возле сараев лежат две присыпанные снежком дюралюминиевые лыжные палки, а свежие лыжни действительно ведут к реке. Следы доходили до чистого льда, после чего исчезали… Увиденное удивило даже опытных сыщиков. Получалось, что банда ограбила магазин в нагорной части города, а потом организованно ушла, форсировав Оку, в заречную! В дальнейшем эти самые забытые лыжные палки сыграли в этом детективе ключевую роль.
На следующий день на стадионе «Динамо» проходил хоккейный матч на первенство города Горького по хоккею. Динамовцы, команду которых в те годы представляли только действующие сотрудники милиции, играли против сборной завода «Красная Этна». Матч получился довольно жестким, произошло несколько потасовок и драк. И если в обычной жизни за подобную грубость в отношении милиционеров можно было схлопотать как минимум «пятерку» на зоне, то во время хоккея рабочие могли от души лупить «легавых». Особенно преуспели в этом братья Алатырцевы. После второго периода оперуполномоченный Петр Офров зашел попить чаю к директору стадиона. Там он заметил, что в углу кабинета стоят точно такие же дюралюминиевые лыжные палки, как те, что утром появились у них в отделе в качестве вещдоков по делу об ограблении магазина. «У тебя кто брал вчера или позавчера лыжи?» – сразу же спросил Офров директора. А тот ответил, что как раз вчера к нему зашли хоккеисты «Красной Этны», те самые братья Алатырцевы, Заонегин с двумя знакомыми, и попросили на день лыжи. Мол, решили в поход с друзьями сходить, пока погода подходящая!
В голове у опытного сотрудника тотчас сложилась вся картина: пятеро бандитов, агрессивные Алатырцевы на льду, лыжи с редкими дюралюминиевыми палками, «Красная Этна» в Ленинском районе (как раз туда ушла банда по льду). Из этой мозаики получалось, что преступники – спортсмены (отсюда и необычный, даже экзотический план отхода с места преступления), при этом лыжи они фактически одолжили у самой милиции (спортивного общества «Динамо»). А на следующий день бандиты как ни в чем не бывало отправились играть против милиционеров в хоккей на первенство города!
Естественно, уже следующей ночью милицейские машины отправились по адресам. Но Алатырцевых дома не оказалось, Заонегина тоже. Тем временем поступило сообщение о расстреле в Автозаводском районе сразу троих милиционеров, в том числе участкового. Те случайно столкнулись с бандитом, когда задерживали шпану, угнавшую мотоцикл. Оружия у стражей порядка при себе не оказалось, и они пытались взять преступника буквально голыми руками. Зато выживший милиционер опознал его – это был известный рецидивист Евгений Долголаптев. После этого по всему городу развернулась операция по поимке бандитов, всю милицию подняли по тревоге. Патрули были выставлены на Московском и Казанском вокзалах, железнодорожных станциях, Госавтоинспекция перекрыла все выезды из Горького. Начались облавы в пивных, закусочных, рабочих общежитиях. А капитан Антропов тем временем выяснил, что у Долголаптева есть родственница, которая живет в бараке в Западном поселка Автозавода. Перекрыв подступы к зданию, оперативники сперва подослали туда коменданта барака разведать обстановку. Вернувшись, тот сообщил, что в квартиру к гражданке Хлебниковой вечером явились пятеро подозрительных парней, одетых все как один – в бобриковые полупальто. До поздней ночи они пьянствовали, потом все вместе легли спать. Взять банду в таких условиях не составило труда. Долголаптев, Мустафин (тот самый «татарин»), братья Алатырцевы и Заонегин были повязаны все вместе. При этом у главаря изъяли пистолет (маузер), из которого он убивал милиционеров, и узелок с патронами. У арестованных нашли также несколько финских ножей, 30 тысяч рублей и билеты до Алма-Аты.Выяснилось, что несколькими днями ранее эта же банда застрелила милиционера старшину Топчего в Ленинском районе. Финал истории был предсказуем. 26 апреля 1952 года Долголаптева, Александра Алатырцева и Заонегина приговорили к расстрелу, остальных – к длительным тюремным срокам.
Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев