13 августа 2006-го года ушёл в глубины Бездны Йон Нёдтвейдт, лидер, гитарист и вокалист одного из самых идейных black metal актов в истории - Dissection!
Путь которым шёл Йон Нёдтвейдт почти с самого начала был связан с музыкой как ритуальным актом. Ещё в ранний подростковый период он подбирал риффы ранних Bathory, отдавая предпочтение лирике, в то время как другие ценили именно митол. Так в одном из очень старых интервью вспоминает его звездный брат.
Death был ему близок с самого начала. Ещё с первых демок Dissection, сильно отличающихся от того, что тогда царило на металлической сцене.
Что касается лирики, то конечно тексты первого релиза Йона сильно отличались от того, за что мы любим Dissection. Ни хаос-гностической основы, ни мощи сатанинских гимнов с Somberlain там не было. Но зато была честная максималистская ненависть, сокрушающая всё. Dissection того периода - это лучший образчик всего, за что мы любим death metal - совсем немного фригийского лада, чуть больше трэшового примитивизма и двухбочковый террор с жирнейшей гитарехой, который вдохновит не один десяток шведских команд, но к тому времени Dissection уже будут играть совсем другую музыку.
Лирика альбома Somberlain была уже куда более продуманной и внятной. Там, на Somberlain и сформировался тот образ Йона, который растиражирован в bm-среде. Сын Хаоса, пророк Сатаны. Пафос, за который не стыдно.
Если взять любой текст того периода, то помимо самой лирической составляющей, можно увидеть и прямые отсылки к общемировой мифологии. Так тёмный возница будет иметь общие черты с Хароном и проводниками через Номос, а башни стражей сильно напоминать легенду о Сторуких. Таким образом будущий антикосмит уже умудрился увязать между собой языческие корни сатанизма и современные его интерпретации, возможно даже не зная этого.
Отдельного слова заслуживает упоминание продюсера альбома, Дэна Свано, известного своими крайне антихристианскими композициями и проектами. Лидер EOS и Infestdead вложил в работу с Dissection массу сил, дабы заставить Somberlain звучать так, как он по его мнению и должен был. А Йон хоть и был полон Тьмы, но прав не качал и работал как того и требовала задача, максимально возможно.
По воспоминаниям одного из коллег Йона того периода, в какой-то момент записи ночные сессии уже стали нормой. Главное было закончить, допилить. Сделать, bm-альбом высшей категории. Позже именно так будут звучать многие команды bm-эшелона, но имеено Недвейдт сделал один из первых релизов такого высокого качества сочетания мелодизма и bm-атмосферы.
Совсем иной по звучанию, более ровный, более атмосферный и более злобный Storm of the Light’s Bane 1996-го года выхода вывел Йона на качественно новые позиции.
Сложно сказать что-то о лирике этого релиза. Я увы плохо знаком с материалом как таковым. Но это определённо самый bm-ный релиз Dissection - отойдя от death-подобных риффов и ещё больше углубившись во Тьму, Йон создал что-то очень ярко выражающее его восприятие множества вещей, как здесь, так и за пределами.
Говорить что-то ещё о Storm of the Light’s Bane не буду. Можно просто послушать и оценить это поистине великолепный образчик bm.
Интересно, что и вторым альбомом занимался Дан Сване, доведя до ума как саунд, так и чистоту подачи материала.
Уже с 1995-го года, по версии некоторых источников, в том числе и педивикии Йон являлся членом MLO. Отразилось ли это на релизе Storm of the Light’s Bane или нет - трудно сказать. Но Тьмы в его работах определённо стало больше.
Последний релиз Dissection это отдельная история. К этому моменту Йон был уже опытным практиком и осознающим себя антикосмитом, посему весь альбом от и до преисполнен хаос-гностической лирики, напрямую связанной с такими трудами как Liber Azerate и Sithra Achra. Всем известен факт соавторства части текстов этого альбом с неким братом Немидалом. Но кем был этот человек для Йона сказать однозначно нельзя. Известно, и тоже отнюдь не от разделяющих взгляды Йона людей, что Немидал был большим авторитетом в глазах Йона.
Это мой любимый релиз Dissection и в первую очередь благодаря композиции God of forbidden light, которая вдохновила и вдохновляет меня по сей день. Хороший пример мощнейшего MDM, Reinkaos тем не менее остаётся и относительно blackened, хотя с первого взгляда отличить работу от In Flames, At The Gates и Crown не получится. Это сильная и яркая работа, которая никак не вяжется ни с посылом антикосмического сатанизма, ни с жанром в целом. Абсолютно героическая и жизнеутверждающая музыка Reinkaos лично меня заставляет вспомнить фразу другого музыканта-сатаниста, ушедшего от нас примерно в то же время, что и Йон. Жаль так и не узнавшего про существование Dissection. Слова эти просты - Мы, брат, никогда не узнаем кто был прав, пока не сдохнем.
Так что антикосмизм ли или что ещё было в голове у Недвейдта, но вела его точно Тьма. И Reinkaos лишнее тому подтверждение.
A. M. S. G.
Долгая радость и тёмная память, Йон Недвейдт
#dissection #JonNödtveidt #Nödtveidt #satanicmusic #blackmetal #deathmetal #mlo #mdm #chaos #totbl #контекст #дата
13 августа день смерти Йона Нёдтвейдта
14 августа 202414 авг 2024
35
4 мин