Пытаюсь писать так, чтобы предыдущие статьи (особенно эта) не были друг другу противоречивы, а наоборот стали понятнее. Вы тоже можете включиться в их анализ и написать свои вопросы в комментариях.
Продолжая реализацию в своей практике, делая "ставку" на образовательную стратегию семьи, дополнительно предыдущих тезисов и аргументов рождаются новые, в тч и с помощью коллег.
Так, говоря упрощённо, что образование - есть самообразование, теряется видение основного процесса и его возможные пути реализации.
Вот моя версия того, что я пытаюсь передать и одновременно уловить без искажений. Культура и среда по большому счету делают из человека - Человека или нет. Чтобы этот процесс был "управляем, эффективным, структурированным и системно действующим", опять же на мой взгляд и оформляется такое понятие как образование. Появляются различные системы образования, подходы к её реализации, образовательные программы... Но это другая ветка обсуждения и является ли для неё приоритетом "сделать из человека - Индивида" зависит от их создателей.
Но то что "если вы не Индивид, то вы игрушка в руках другого или судьбы" приму за аксиому, тк считаю, что таковым можно стать только выйдя в Само-образование, т.е. построив образы самостоятельно!
Отсюда путь реализации перехода в самообразование я бы хотел связать с более менее понятной средой, в которой находится "ученик", но и обязательно с культурой. А именно с "культивированием культуры самообразования", простите за каламбур...
Но прийти в точку под названием культура сразу невозможно. И тут мне близко описание такого пути Б. С. Гершунским, который считает, что преобразование человека идет постепенно наращиванию образовательного и культурного потенциала в течение всей жизни, что хорошо прослеживается в цепочке «грамотность – образованность – профессионализм (компетенция) – культура − менталитет» и определяет грамотность как важный «этап в становлении человека», «необходимую ступень и образованности, и профессиональной компетентности, и культуры человека… содержащую в себе "эмбрионы", ростки каждого из последующих этапов становления личности», в идеале который закрепляется в менталитет.
Так вот, чтобы сформировать в себе культуру самообразования, необходимо пройти и нарастить различные грамотности (одно из таких направлений которое я исследую - это переход от цифровой грамотности к цифровой образованность без потери человечности и делюсь своими вопросами в ТГ- канале), образы и компетенции, необходимые именно для этой "своей культуры".
Основания и аргументы актуальности её становления я красной линией описывал и раньше. Но вот типологизация недавно обсуждаемая с коллегами по цеху, мне кажется, тоже как основания может быть положена:
1. Рождается новая деятельность, когда нормы есть, а обучиться негде (блогинг, гейминг, этика ИИ...)
2. Изменяющаяся деятельность, непередаваемая в обучении (меняются подходы и дизайнеры уже не только в индустрии моды и строительстве, но и в "цифре" и в образовании...)
3. Сложная деятельность, где двигаешься успешно не только через передачу норм в обучении, а больше через сопровождение мастера (продакты с потенциально широким и сложно скомплектованным вариантом компетенций, кстати и тьюторы, в моем понимании, тоже...)
Так вот это то, что не "упаковано" в обучение пока достаточно, точно как, например профессия классического бухгалтера. Хотя, например, современный главбух это уже скорее 2 или 3 тип вышеуказанной деятельности.
Отсюда, уже я делаю свой вывод, что ранее ВУЗ, например, давал сфере по меньшей мере "готового" специалиста, а сейчас появляются курсы, программы и факультеты, которые направлены на то, чтобы их выпускники продолжали строить эти "новые, сложные и постоянно изменяющиеся" сферы. А чтобы стать не одним из тех, как говорят кто "работает не по диплому/профессии" нужно культивировать то самое самообразование заранее, ещё на этапах получения грамотности и становления образованность. Поэтому как построен этап образования (обучения) очень важно для того чтобы переход в самообразование (учение) в нужный момент состоялся.
Так как же все таки выйти в такую культуру самообразования себя!? Мой подход - тьюторский, через сопровождение и реализацию образовательной стратегии, где это зашито как идеальный результат.
Одна из новых моих опор это "ИОП" - только не "индивидуальная образовательная программа" , которая остаётся метафорой индивидуализации образования, а "индивидуальный образовательный прогресс". Без отслеживания динамики которого любая стратегия, в том числе и образовательная, "поплывет".
Если грубо сказать, то опираясь на описанные в ФГОС: предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты, я как тьютор, смотрю на это через становление hard, soft, self - образовательных компетенций для перехода на уровень "культуры", касаемо достижения все того же самообразования.
Ну а для тех семей ожидающих, что для них в первую очередь результатом моей работы будут сданные ЕГЭ, ОГЭ или выбор университета, сферы профессиональной деятельности, тд, я скажу, что эти этапы будут включены вами же, если это конечно часть реализации заблаговременно семейной стратегии, а не тактики. С которой я тоже работаю, но не через призму профориентации или репетиторства, а сопровождения становления образовательной осознанности, самостоятельности и субъектности с учётом самоопределения "ученика" и членов его семьи, влияющих на сложные решения в конкретной ситуации. А если на самостоятельно взвешанные решения семья не оставила времени, то и не стать ему самостоятельно осознанным, даже с самым профессиональным тьютором.
Как я работаю со стратегией и конкретными "образовательными" ситуациями, когда важна опора на СЕБЯ, на что я опираюсь в деятельности, тоже писал в Дзене, остались вопросы пишите.
Пока писал родился новый лозунг: Культура выхода в самообразование с опорой на себя и данные о своём индивидуальном образовательном прогрессе, как стратегия в мире, где образование уже вне учреждений 🚀
Если вам были полезны или интересны мои мысли, то поставьте лайк и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить следующие ;-)