Режиссер и оператор в одном лице - зачастую именно так начинают снимать свои первые документальные фильмы люди, которые только входят в индустрию. При чем начинают, даже не имея дорогостоящей техники или без техники вовсе, имея один только телефон и идею. Иногда и не нужно ничего больше, ведь носить везде с собой огромную камеру и несколько объективов с киноосвещением это только лишний груз на плечи, если мы говорим о доке, который не о природе или звездах и планетах в космосе, в которых без дорогих профессиональных объективов и камер не обойтись в большинстве случаев.
Что ж, рассмотрим ассортимент вещей, которые нужны и упрощают съемку документального кино (и не только)
Стабилизатор (Стедикам)
Далее я буду рассматривать оборудование для телефонов, так как сам пользуюсь подобными и вероятнее всего начинающие режиссеры-операторы начинают без камеры, имея лишь телефон в кармане.
Стабилизатор, или же стедикам, следуя из названия, служит для того, чтобы не давать картинке трястись, снимая при этом с рук. Используется для сцен, не требующих сильной динамики. Можно заменить штативом, так кадр будет даже живее, что подходит документалистам.
На большинстве электронных стедикамах, на рукояти есть кнопки управления, отвечающие за следующие показатели:
- управление движением камеры по вертикали и горизонтали
- включение/ выключение съемки (работает по Bluetooth)
- включение устройства
Работают стедикамы от батареи, т.е требует зарядки
Примерный ценник стедикама: 2200-9000р.
Штатив
Я затрону только видеоштативы, потому как существуют фотоштативы, и они отличаются. А отличаются они тем, что фотоштативы нужны фотографам для того, чтобы зафиксировать камеру совершенно неподвижно, а для операторов важно движение камеры, даже если кадр должен быть статичен. Само собой голова видеоштатива так же надежно закрепляет камеру, но позволяет благодаря специальной рукояти двигать её. В выборе штатива все очень просто: он должен быть высотой не менее 150см, не хрупкий и с подвижной головой. Так же следите за тем, чтобы в комплекте было специальное крепление для телефона, но оно может и не понадобится, ведь в этом вопросе нам поможет следующий аксессуар.
Примерный ценник штатива: 1500-5000р.
Клетка-держатель для смартфона
Существуют две основные формы, самая распространенная - прямоугольная, а так же существует U-образная. Для старта удобнее всего использовать именно прямоугольную клетку, так как её по просту можно легче и быстрее освоить.
В отличаемо от стедикама, клетка используется для более грубой ручной съемки, но позволяет оператору совершать более динамичные и живые сцены, погружая зрителя в происходящее так, будто смотря фильм, он сам там находится. Клетка имеет крепления для разных аксессуаров; дополнительных ручек, микрофона, света, U-образной рукояти и так далее.
U-образная клетка-рукоять используется для проходок камеры внизу, то есть чтобы запечатлеть кадры снизу вверх, это удобно, но используется реже классической клетки.
Примерный ценник клетки: 800- 7000р.
Осветитель
Здесь уже ассортимент весьма богатый. Есть как маленькие лампы размером с ладонь, так и студийные профессиональные осветители. Мы рассмотрим и те и другие.
На фото представлен осветитель от Ulanzi, фирмой которых пользуюсь лично я и меня все более чем устраивает. Существуют такие, на которых регулируется уровень света, температура белого света, цвета света и режимы цветовых свечение (вечеринка, телевизор, страбоскоп). Такую технику легко можно положить в рюкзак и они ничего не будут весить, но при этом имеют яркий свет и неплохую настройку, способствуют более хорошей картинке, так как именно хорошо поставленный свет в кино - половина дела кинопроизводства. Так же попадаются осветители на магнитах, которые можно прикрепить к любой металлической поверхности.
Примерная стоимость одного осветителя такого типа: 1200-3000р.
Оно уже дороже и требует дополнительных аксессуаров, а именно еще одного штатива, а так же светоотражателей (Внешне черные, внутренне белые немаленького размера, как показаны на фото, но бывают и меньше) и отдельных ручных светоотражателей (см. на картинке в правый нижний угол. Там изображен такой отражатель, который как бы обернут в фольгу).
Примерная стоимость такого набора: 5000-15000р.
Прочие аксессуары
Это была основа основ для начала видеосъемки документального и художественного кинопроизводства, но так же могут потребоваться дополнительная техника и аксессуары, из таких:
- Ноутбук для записи сценариев и идей
- Толстая тетрадь для записи вопросов на интервью и идей
- микрофон-петличка для интервью
- дополнительные объективы для телефонов (на них придется потратиться, так как они стоят от 6000 при бюджетном варианте, а дорогие и более качественные от 1000-12000 тысяч рублей минимум). Не рекомендуется брать дешевые объективы по типу макро, хотя они могут помочь творческой задумке, или рыбий глаз, они вам вряд ли пригодятся хоть раз. Лучше всего брать объективы с длинным фокусным расстоянием, чтобы фон позади объекта был размыт и картинка была более "киношная" и так называемый анаморфот (соотношение сторон 2:35:1), которые делают картинку и угол обзора шире и больше в длину, а так же добавляет полоски наверху экрана. Зачастую большое кино снимается именно с такими объективами.
Итак, всего перечисленного выше хватит, чтобы начать снимать свои фильмы и не облажаться, однако стоит держать в голове, что именно навык и виденье делает кино шикарным, а не дорогая техника.